Владивосток – военный порт и областной город Приморской области, расположен на южной оконечности полуострова Муравьев-Амурский, под 43°7′ с. ш. и 131°54′ в. д. (от Гринвича), на сев. и зап. берегах бухты Золотой Рог и на вост. берегу Амурского залива. Как русский населенный пункт, В. существует с 20 июня 1860 г., когда на военном транспорте «Манджур» прибыла сюда команда в 40 чел. нижних чинов под начальством прапорщика Комарова. С тех пор в гавани Золотой Рог (порт Мей) постоянно находился наш пост. В 1862 г. в В. был передвинут взвод горной батареи; в том же году в правительственных распоряжениях В. стал именоваться портом. 25 декабря этого года разрешено производство в порту В. беспошлинной торговли иностранными товарами. Порто-франко сохранилось и поныне.
В 1864 г. все гавани залива Петра Великого (зал. Посьета, Амурского, Уссурийского) были подчинены начальнику южных гаваней, которому местопребывание было назначено в В. В том же году в В. учреждено общественное управление с общественным старостою во главе. В 1873 г. главный наш порт на Великом океане перенесен из Николаевска-на-Амуре во В. В 1874 г. в В. был организован комитет по устройству города. 16 ноября 1875 г. состоялось распоряжение о переводе из Николаевска в В. мужской прогимназии. В 1876 г. было введено в В. городовое положение 1870 г. В 1876-77 гг. по случаю ожидавшейся войны с Англией в В. были устроены первые береговые батареи. В 1880 г. В. был возведен на степень города и вместе с полуостровом Муравьев-Амурским выделен в особое военное губернаторство. В 1882 г. открыта колесная дорога из В. до ст. Раздольной. 1 января 1883 г. в В. был открыт окружной суд; в том же году стала издаваться еженедельная газета «Владивосток». В 1884 г. в В. открыто общество изучение Амурского края и при обществе музей. В 1885 г. были усилены береговые батареи, так что в настоящее время город защищен и с моря, и с суши. В 1888 г. Владивостокское военное губернаторство вновь присоединено к областному управлению, которое с этого времени имеет свое местопребывание в В. В 1891 г. его императорское высочество наследник цесаревич, посетив В., заложил постройку Восточно-Сибирского участка великого Сибирского железнодорожного пути. В том же году в В. был открыт памятник Г. И. Невельскому (см. это имя). Перед полуостровом Муравьев-Амурским находится остров Русский; пролив между ними, Восточный Босфор, шириной 1-13/4 версты, от 17 до 20 саж. глубины, имеет несколько превосходных бухт, из которых лучшая – Золотой Рог. Северная часть последней представляет обширный, совершенно спокойный и не доступный никакому ветру рейд В. Эта закрытая часть рейда, имея 24 фута глубины, простирается на 2850 сажен в длину, 400 саж. в ширину и может вмещать до 55 судов в 245 фут. длины. Навигация во Владивостокском порту, включая бухту Патрокл, где лед держится не более 2 недель, может продолжаться почти круглый год. Бухта Золотой Рог замерзает на три месяца. Средняя температура года в В. (за 171/2 лет) +4,46° Ц.; зимы −11,95, весны +3,67°, лета +18,20°, осени +7,94°. В 60-х годах гористые окрестности В. и остров Русский были покрыты густым строевым лесом, который ныне совершенно истреблен. Особенно усиленная вырубка началась в 1873-74 г. с перенесением порта из Николаевска в В. Правильных улиц в В., кроме Светлянской, идущей вдоль берега, мало. По сведениям городской управы, во Владивостоке насчитывается около 600 домов, не считая казенных, которых немного; дома по большей части деревянные. Население города значительно растет. В 1880 г. было всего жителей, с войском, 7300 человек; в 1885 г. – 13050 (мужчин 10763, женщ. 2287); в 1890 году – 14446 человек обоего пола, в том числе русских 9365 и китайцев 4193.
В городе имеются: 2 православные церкви, 1 протестантская церковь, мужская 6-классная прогимназия, женское училище морского ведомства (предполагается переименовать в прогимназию); мужское городское 3-классное училище, 2 народных начальных училища Владивостокского благотворительного общества, ремесленная школа при кадре мастеровых и рабочих Владивостокского порта; Александровские мореходные классы 1-го и 2-го разрядов; богадельня Владивостокского благотворительного общества на 15 лиц, морской госпиталь на 150 кроватей, лазарет сухопутных войск на 50 кроватей, городской приемный покой. Заводов: 1 механический при порте, 2 пивоваренных, 3 паровые мукомольные мельницы, 4 паровые лесопильни, 5 кирпичных заводов и 2 известковых. Первенствующее значение в жизни В. имеют судоходство и торговля, которые с каждым годом принимают все более широкие размеры.
В В. приходило коммерческих судов, не считая китайских шлюпок и джонок, всего: в 1881 г. – 65 судов с товаром на сумму 3114199 руб.; в 1885 г. – 81 судно с товаром на 5349678 руб.; в 1888 г. – 88 судов с товаром на 5884508 руб. Кроме того, по заливам Амурскому и Уссурийскому ходит много шлюпок и джонок типа китайского и корейского. Торговля В. находится главным образом в руках иностранцев. Главные предметы привоза: мука, рис, чай, сахар, напитки, товары мануфактурные, бакалейные и железные. Отпускная торговля, исключительно сырыми материалами, незначительна и находится почти вся в руках китайцев. Главные предметы вывоза: морская капуста, панты (рога оленей), крабы, сушеная рыба, трепанги и проч., примерно на 300000 руб. в год.
См. газ. «Владивосток» (1886, № 25, 26; 1887, № 28; 1885, № 49); «Путевод. к путеш. Его И. В. Гос. Наследника Цесаревича» (СПб., 1891).
Добавить комментарий