120 лет памятнику архитектуры регионального значения «Водонапорная башня №1» (1894).
Построена на станции Обь Транссибирской железной дороги. Наряду с башнями №2 (1897) и №3(1912) служила для заправки паровозов водой и водообеспечения близлежащих зданий. Водонапорные башни – пример архитектуры железнодорожных комплексов конца XIX века, которые были построены по типовым проектам, разработанным специально для различных участков сибирских железных дорог.
Водонапорная башня расположена в полосе отвода железной дороги, вне сложившейся квартальной сетки улиц, рядом с памятником архитектуры – водонапорной башней №3. Западный фасад выходит на железнодорожные пути.
Башня восьмиугольная в плане. Нижний ярус кирпичный, верхний – рублен из бревен, снаружи обшит досками. В разрыве карниза, разделяющего верхнюю и нижнюю часть по южному фасаду над входом, размещена врезка на трех кронштейнах, соединенных двумя арочками, с окном для освещения внутренней лестницы и завершенная треугольным фронтончиком. Цоколь сложен из гранитных блоков. Главный вход оформлен арочным завершением с замковым камнем. Крыша низкая шатровая с широким свесом кровли. В центре крыши – восьмигранный фонарь с вентиляционным отверстием и дымовой трубой от подогревателя. Верхний деревянный этаж освещается двумя уровнями горизонтальных окон. Свесы кровли и фонаря подшиты досками и декорированы пропильной резьбой. Фундаменты бутовые ленточные. Перекрытия деревянные.
Башня является одним из первых специальных инженерных сооружений в составе железнодорожного комплекса станции «Обь» на Транссибирской железной дороге. Сооружение производственного назначения – редкий сохранившийся пример архитектуры железнодорожных комплексов конца ХIХ века, построенных по типовым проектам, разработанных специально для различных участков сибирских железных дорог.
Габариты башни в плане: сторона восьмиугольника 2,7м
Опубликовано: Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области. Кн.1. С.40
Добавить комментарий