110 лет назад впервые видоизменили железнодорожный вокзал.
Среди первых сооружений нашего города была станция Обь. Ведь она являлась начальным пунктом Средне-Сибирской железной дороги. Уже 27 сентября 1893 года (через пять месяцев после приезда строителей железной дороги) от станции по ветке, проложенной к пристани на Оби, открылось движение поездов, которые доставляли различные грузы для строительства. К 1896 году построили каменное паровозное депо с мастерскими, водоподъемное здание и водонапорную башню. И, конечно же, вокзал для пассажиров категории пятого класса. Но уже в 1897 году он стал вокзалом третьего класса.
«Станционное здание было одноэтажным, деревянным, на каменном фундаменте, покрытое железом, с двумя залами ожидания первого, второго и третьего классов, багажным и почтовым отделениями и буфетом, пристроенным к зданию вокзала, с отдельными входами. Оно выглядело прямоугольным в плане, имело голландские печи для отопления, фасады, «обшитые» тесом, большие «сдвоенные» окна, объединенные резными сандриками, карниз с пропильной резьбой на передней доске».
Грузооборот с каждым годом все увеличивался. Станция Обь превратилась в крупнейший перевалочный пункт товаров на восток и запад и занимала первое место по сравнению с другими станциями Западно-Сибирского участка железной дороги. Особенно увеличился поток грузов и пассажиров в период русско-японской войны. Маленький деревянный вокзал не вмещал всех пассажиров.
Поэтому в феврале 1906 года сделали его первую реконструкцию, вернее, к старому зданию с восточной стороны пристроили кирпичное. На нем между окнами второго этажа славянской вязью камнем выложили название станции. На перроне появились крытые навесы с прилавками, где местные жители продавали проезжавшим различные продукты. Позже появилась вторая каменная пристройка.
Старое здание сегодня не сохранилось. Его снесли, когда построили современный вокзал в 1939 году.
Идея строительства нового вокзала появилась еще в 1925-м. Объявили конкурс проектов. В результате из 45 работ жюри признало лучшим проект архитектора Н. Волошинова под девизом «Прямое движение». Однако он претерпел значительные изменения. В 1930 году рядом со старым вокзалом стали закладывать фундамент нового. Его сдали в эксплуатацию в 1939 году. По мнению архитектора С. Баландина, на него некоторым образом оказала влияние архитектура строящегося здания театра оперы и балета.
Вокзал рассчитали на четыре тысячи пассажиров с общей площадью 30 тысяч квадратных метров. Это был настоящий дворец, крупнейший из всех вокзалов, имеющихся на линиях Советского Союза. На его строительство было затрачено около 14 миллионов рублей. «Переселение» пассажиров в новое здание вокзала началось 25 января в 7 часов 30 минут утра. Репродукторы сообщили, что новый вокзал открыт. Через час в старом не осталось ни одного человека. В обед в новом здании состоялся митинг служащих железной дороги совместно с пассажирами. Все были просто в восторге от увиденного. Новое здание стало памятником архитектуры города и его символом. А старое здание за ненадобностью снесли.
Людмила Кузменкина
Добавить комментарий