Воспитывать чувство любви к науке и искусству (музеи Новосибирска)

Печатается по: История города: Новониколаевск-Новосибирск (исторические очерки). T. II. Новосибирск, 2006. Издательский дом «Историческое наследие Сибири». С. 533-566.

Новосибирский государственный краеведческий музей

Новосибирский государственный краеведческий музей был создан по инициативе В.А. Анзимирова и был задуман как мироведческий музей.

Организатор музея В.А. Анзимиров родился в Барнауле в 1859 г., учился в Горном училище, затем в Сибирской военной гимназии в Омске, которую окончил в 1877 г. Живя в Рязани, изучал агрохимию, автор ряда книг по проблемам применения удобрений в сельском хозяйстве; по политическим убеждениям он был народовольцем, вел революционную работу. С 1911 по 1917 г. В.Н. Анзимиров в Москве, занимается издательской деятельностью, сам пишет сказки, романы. После революции находился в оппозиции к советской власти, в 1918 г. уехал в Оренбург для организации земств среди казахов, затем работал инструктором в отделе народного образования в Новониколаевске, был организатором Новониколаевского центрального народного музея.

В конце 1919 года инструктор губернского отдела народного образования аргументирует необходимость создания музейной секции. Коллегия принимает положительное решение, и 12 января 1920 В.А. Анзимиров  утверждается директором Новониколаевской музейной секции подотдела искусств. В феврале 1920 г. он докладывает на коллегии о работе музейной секции, настаивая на организации в Новониколаевске музея и лаборатории при нем. Коллегия принимает решение о необходимости сбора всех музейных предметов и организации лаборатории для реставрации.

Летом 1920 года из секции музей перерастает в самостоятельное учреждение, получает здание в доме бывшего хлеботорговца Когана (ныне здание Первого родильного дома по ул. Урицкого). Экспозиция размещалась в двух комнатах, в одной из которых находился астрономический отдел, во второй – отдел геологии.

3 августа 1920 года произошло открытие Новониколаевского центрального музея. Газета «Дело революции» от 4 августа 1920 г. это событие отмечает следующим образом: «Новониколаевск обогащается могучим рассадником серьезных знаний – Народным музеем, полезность которого доказывать не приходится».

В.А. Анзимиров, избранный директором музея, привозит этнографический и естественно-исторический материал с Алтая, куда он организовал экспедицию с участием зоолога С.И. Орлова.

В первых музейных документах и в докладе В.А. Анзимирова на Сибирской музейной конференции определяется профиль музея как музея мироведения на материалах преимущественно местного характера. Задачи и цели музея определяются как «показательно-научное учреждение, призванное обслуживать все виды образования».

В докладе В.А. Анзимирова также отмечается новая функция музея, «музея как орудия воспитания и обучения широких масс в роли немых университетов, научающих научному пониманию величайших из книг – книги природы». Так естественно выросла мысль о музеях мироведения,  за основу плана строительства которых взяты не территориальные или политические признаки, а «вечные законы мироздания, истории Земли, всего сущего на ней, дошедшего по законам генезиса, для человека во всем многообразии его жизни». «Начиная со звездного неба, систем мироздания, рисунков геологических эпох, растений и животных, от самого древнего до современного периода, посетитель в залах музея постепенно проходит по залам биологии, истории и сравнительной анатомии животных, археологии, этнологии, этнографии, истории орудий производства и борьбы за обладание ими, эволюции быта, культуры и техники, отображающим законы социологии через достижения человеческого гения в области чистой науки и прикладных знаний, до завершения процессов творчества в залах художественной техники и искусства».

В отчете музея за 1920 г. имеется любопытный документ: «Временное положение о центральных и местных народных музеях». Он содержит определение основных задач музеев нового типа:

«1. Народные музеи утверждаются по типу и схеме музеев мироведения на материалах преимущественно местного характера (родиноведения), как для обслуживания всех видов образования, так и самостоятельных показательно-научных учреждений, имеющих главной целью научной обработки, систематизации и подбор материала. Отсюда задачи:

а) давать первооснову для популяризации главнейших научных дисциплин;

б) укреплять в массах основы рационального мышления;

в) пробуждать и воспитывать пытливую мысль в духе инициативы и творчества;

г) воспитывать чувство любви к науке и искусству.

2. Основной центральный музей состоит из отделов: мироведения, биологии, социологии, техники, археологии, архивно-исторического, искусств.

3. Работа музейной организации состоит в том, чтобы:

а) укреплять и расширять сеть основных музеев и лабораторий — мастерских, зоологических и ботанических садов, метеостанций;

б) организация сети местных подвижных музеев;

в) систематизация планомерного исследования Сибири путем экспедиций и экскурсий;

г) устройство множительных мастерских;

д) содействие по охране памятников старины и историко-архивных материалов.

4. Музейная организация Новониколаевской губернии, объединяемая музейным советом, входит в общесибирскую музейную сеть и подчиняется органам общесибирского музейного строительства. Новониколаевский центральный музей и его отделы, как научно-исследовательские, так и научно-показательные, пользуются автономией внутреннего управления и научного исследования».

В.А.Анзимиров был бессменным руководителем музея вплоть до своей трагической смерти (погиб в экспедиции на Алтае) в 1922 году.

С 1922 по 1931 г. директором музея был писатель, краевед, геолог по образованию Максимилиан Алексеевич Кравков. Он родился в 1887 году в г. Рязани в семье действительного статского советника. После окончания мужской гимназии в Рязани продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. Во время учебы, в 1908 году, стал членом партии социал-революционеров максималистов. В этом же году Максимилиан Алексеевич был признан Московским военно-окружным судом «виновным в хранении взрывчатых веществ и разрывных снарядов» после обнаружения в его московской квартире лаборатории для изготовления  «взрывчатыхъ снарядовъ» и мастерской для изготовления разрывных снарядов в квартире в Рязани. Приговорен к ссылке в каторжные работы на 6 лет, позднее срок уменьшился до 3 лет и 4 месяцев с последующей ссылкой в Сибирь. В ссылку Кравков прибыл в село Тайшет Нижнеудинского уезда Иркутской губернии, где жил с 1913 года и занимался научной работой, сбором геологической коллекции. После Февральской революции его избрают гласным Нижнеудинского уездного земства, членом губернской комиссии по земским делам, управляющим Нижнеудинским уездом Иркутской губернии. И до декабря 1919 года ему пришлось заниматься политической и хозяйственной деятельностью в Иркутской губернии. После восстановления советской власти с октября 1920 года он начинает работать заведующим Краеведческим музеем в г. Иркутске, но в этом же году был арестован Иркутским ЧК. После проведенного следствия в декабре 1920 года Максимилиан Алексеевич был отпущен на свободу и выехал в Омск. Здесь он продолжает работу по краеведению, заведует отделом музеев Сибоно. В январе 1922 года, в связи с переездом советских учреждений из Омска в Новониколаевск, он приезжает в наш город и становится заведующим Новониколаевским городским музеем. В этом же году он был вновь арестован органами ОГПУ по обвинению в принадлежности к партии социалистов-революционеров. После того, как им было подано заявление о выходе из партии, следственное дело было прекращено.

В 1920-1930 годы М. А. Кравков, всесторонне образованный человек, занимается, кроме музейной, еще и работой в кино, литературной деятельностью, работает в геолого-разведочных партиях. Как геолог, он принимает участие в экспедициях 1923-1928 года в Саяны, 1929 года – в низовья Енисея, в экспедициях 1934-1935 годов – на золотые прииски в Горную Шорию. Результатом его литературной деятельности стали сборники «Большая вода» (М., 1928 г.), «Естественные богатства Сибири» (Новосибирск, 1928 г.), «Программа-инструкция по геологическим изучениям и сборам» (Новосибирск, 1929 г.), рассказы в журналах «Сибирские огни», «Красная нива», «Охотник и пушник Сибири». В это же время Максимилиан Алексеевич активно участвует в работе Сибирского отделения Всероссийского общества «Долой неграмотность», Новониколаевского общества мироведения, Общества изучения Сибири и ее производительных сил.

В 1933 году Кравков арестован в связи с делом РОВС и находился под следствием по обвинению в участии в «контрреволюционной организации генерала В. Г. Болдырева». Вновь  арестован в мае 1937 года по обвинению в участии в «японо-эсеровской террористической диверсионно-шпионской организации». После короткого разбирательства Максимилиан Алексеевич был приговорен к расстрелу, так как «вел контрреволюционную работу на литературном фронте, выпуская произведения с эсеро-народническим направлением, вел активную работу по воссозданию эсеровского подполья».

Расстрелян в октябре 1937 года. В 1956 г.  реабилитирован Военным трибуналом СибВО «за отсутствием… состава преступления».

Трудно переоценить роль М.А. Кравкова в формировании музейных коллекций Новосибирского краеведческого музея. Его стараниями в 20-е годы  сформирован профессиональный научный коллектив: этнографы Е.Н. Орлова, Н.Н. Нагорская, И.М. Суслов; биологи и зоологи М.И. Троицкий, О.Н. Зверев; научные сотрудники – художник А.В. Вощакин, писатель В. Зазубрин.

В эти годы сотрудниками музея проводятся экспедиции по всей территории Сибири. Собраны прекрасные этнографические коллекции, отражающие материальную и духовную жизнь коренных народов Сибири и русского населения. Особо следует отметить уникальную коллекцию шаманских костюмов и бубнов. Ведется сбор зоологических и ботанических коллекций; выявляются и исследуются археологические памятники.

Многие музейные работники того времени были людьми незаурядными. Их вклад в историю и культуру Сибири, в формирование коллекций нашего Краеведческого музея поистине бесценен.

Наталья Николаевна Нагорская (1895-1983 гг.), график, живописец, этнограф. Училась в Киевском художественном училище, во ВХУТЕМАСе у В.А. Фаворского. С 1924 г. жила в Новониколаевске. Член-учредитель и секретарь Общества художников  «Новая Сибирь», работала научным сотрудником, художником в краеведческом музее, художником в Сибкрайиздате. После экспедиции в Хакасию, увлеклась идеей возрождения народных промыслов и организовала артели вышивальщиц. В коллекциях музея сохранились материалы экспедиций Н.Н.Нагорской: полевые рисунки, дневники экспедиций, предметы материальной культуры коренных народов Сибири, фотографии. Н.Н. Нагорская была организатором и участником этнографических экспедиций, изучающих народную культуру коренного населения Сибири, русских старожилов Алтая, Горной Шории, Хакасии, Новосибирской области.

Елена Николаевна Орлова (1898-1970 гг.) – известный сибирский этнограф. Окончила естественно-географический факультет Петербургского университета. С 1918 г. работала в Новониколаевске преподавателем, с 1922 научным сотрудником, а затем заведующим этнографическим отделом в Краеведческом музее. Она была участницей экспедиций по Нарымскому и Туруханскому краю, на Алтай, в Хакасию. По результатам экспедиционных исследований ею были опубликованы книги:  «Туземное население между Уралом» (1927 г.),  «Там, где протекает Обь» (1954 г.),  «Мы путешествуем по Оби» (1957 г.).

Алексей Васильевич Вощакин – представитель сибирской художественной школы, родился в 1898 г. в селе Дубовой Умет Самарской губернии. Учился в 1912-1916 гг. в Красноярской рисовальной школе им. В.И. Сурикова, Казанской художественной школе, во ВХУТЕМАСе (г. Москва). С 1925 по 1933 г. жил в Новосибирске и работал художником редакции газеты  «Советская Сибирь», журнала  «Красная Сибирячка». Вощакин А.В. – один из организаторов и председатель общества художников  «Новая Сибирь», председатель правления Западно-Сибирского производственного товарищества  «Художник». Вместе с женой Н.Н. Нагорской он неоднократно в 1926-1930-х годах выезжает в этнографические экспедиции на Алтай, в Горную Шорию, Хакасию. Они привезли в музей из этнографических экспедиций более 100 графических рисунков, полевые дневники, фотографии и свыше 300 предметов материальной культуры народов Саяно-Алтая. В годы Гражданской войны  А.В. Вощакин служил в дружине общественной безопасности в армии Колчака, за что впоследствии в 1932 г. был арестован органами ОГПУ. По решению коллегии ОГПУ А.В. Вощакин  приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере сроком на 10 лет. В 1958 г.  посмертно реабилитирован.

Музейные работники И.М. Суслов, С.Н. Орлов, В.Н. Троицкий, П.П. Хороших были участниками промысловых экспедиций и экспедиций Красного Креста, проводили исследования в Карагассии, Якутии, Красноярском крае.

В первое десятилетие деятельность музея отличает интенсивное комплектование и изучение фондов, которые пополнялись не только этнографическими сборами, но и материалами по зоологии, геологии, ботанике с территорий Новосибирской области, Минусинской степи, Горной Шории.

С 1925 года музей тесно контактировал с Обществом изучения производительных сил Сибири, целью которого являлась координация всей краеведческой работы, а с 1926 года музей становится Музеем производительных сил Сибири, этнографические исследования Сибири стали основным направлением научной деятельности. Немаловажным фактором развития было и то, что в это время Новосибирск являлся краевым центром, что обусловило широкий географический диапазон исследований. Коллекция музея с 1925 года по 1934 год выросла с 12 тысяч до 41 тысячи единиц хранения.

Необходимо отметить комплексность и научный подход в изучении собранного материала. Практически все экспедиции документированы дневниками, зарисовками, интересными замечаниями. В результате исследований 20-х – начала 30-х годов в музее сформировали уникальное этнографическое собрание, которое включало предметы материальной и духовной культуры 16 коренных народов Сибири, русских старожилов, фотоматериалы, зарисовки и дневники.

В 1927 году музей получает новое здание по адресу: Красный проспект, 7 (дом купца Маштакова) и переходит в ведение Общества изучения производительных сил Сибири. Теперь он именуется Музеем производительных сил Сибирского края. Новый статус определил новые задачи музея. Предстояло придать ему
краеведческий характер с уклоном в сторону изучения производительных сил Сибири, что обусловило дальнейшую активную и разнообразную экспедиционную деятельность.

В этот период музей состоял из отделов геологии, зоологии, ботаники, этнологии с подотделами археологии и этнографии, сельского хозяйства. При музее как вспомогательные учреждения имелись библиотека, фотолаборатория и лаборатория по минеральному анализу, препараторская, столярная мастерская.

Особое внимание уделялось формированию этнографических коллекций.

Интенсивно пополнялась и геологическая коллекция путем изучения месторождений полезных ископаемых, мест, где проектировались будущие металлургические заводы.  В эти годы фонды музея пополнились орудиями добычи золота, в экспозиции была размещена модель угольной шахты. Формируются зоологическая и ботаническая коллекции музея. В 1928 году на основании решения Западно-Сибирской конференции Новосибирский музей становится краевым и ведущим музеем региона. Музей получает новое здание и развертывает свою экспозицию, где, кроме этнографических коллекций, большое внимание уделялось отражению хода социалистического строительства.

Таким образом, подводя итоги деятельности первого десятилетия музея, можно говорить, что оно характеризуется широким и глубоким предметным комплектованием, ведением четкой научной и полевой документации. До сих пор неоценимым источником являются дневники Н.Н. Нагорской, с подробными наблюдениями и зарисовками. В конце же 20-х годов начинается процесс искусственной политизации и регламентирования музейной деятельности партийными и государственными органами. Наблюдается постепенный переход от исследования проблем к фиксации событий.

30-е годы можно по праву назвать трагическими  для музея и его сотрудников.  В эти годы были репрессированы директор музея М.А. Кравков, сотрудник А.В. Вощакин. Музей переживает неоднократные реконструкции, постоянную смену руководства, лишается площадей.

 В 1931 г. музей реорганизуется в краеведческий и получает название Западно-Сибирский краевой. Функционировали всего два экспозиционных отдела: природы и этнографии. К 1933 г. в музее открываются следующие экспозиционные разделы: вводный, естественно-исторический, историко-революционный, социалистического строительства, раздел – лес, охота, рыболовство. Самостоятельных экспедиций музей не проводил, его работа строго регламентировалась, структура музея диктовалась новыми инструкциями Наркомпроса.  Основная цель музейной деятельности этого периода – сбор материала, иллюстрирующего готовую схему социалистических преобразований в Западно-Сибирском крае.

В 1937 г. СНК РСФСР ликвидировал Западно-Сибирское бюро краеведения, руководство краеведческой работой было возложено на Новосибирский музей. Он стал называться Новосибирским областным краеведческим музеем, что и обусловило границы исследовательской деятельности, ограничившейся географическими рамками Новосибирской области. Положительным моментом этого периода стала практика заключения договоров с предприятиями для получения информации. Так были получены материалы с крупнейших предприятий Сибири – Гурьевского и Беловского заводов, фотодокументы от Истпарта, материалы по сельскому хозяйству от Сиблага и др. Второй положительный момент – укрепление связей с центральными музеями.  Музей получает из Музея Кремля коллекцию русского воина, но, в свою очередь, музей передает ряд ценных экспонатов, в частности, шаманские костюмы и бубны, в Кемеровский, Томский и Сталинский музеи.

К концу 1939 г. открывается новая экспозиция, включающая отделы природы, этнографии. Советский раздел представлен выставкой «Наши достижения».  Так закончился второй этап существования музея, который характеризуется резким поворотом в музейном комплектовании от формирования и экспонирования объемных предметов к увеличению доли плоскостного материала.

В 1940 г. положительно решился вопрос о площадях.  Музею передали все два этажа здания по Красному проспекту, 7, где летом 1941 г. должна была быть развернута экспозиция, но началась война, и фонды свернули, они хранились в здании Дома науки и культуры (первое название Новосибирского театра оперы и балета). Из-за нехватки помещений крупные экспонаты (мебель, картины) определялись на хранение в другие организации. Для работы музею была предоставлена комната в помещении детской технической станции. Сотрудники музея вели в эти годы большую просветительскую работу, делались попытки возобновить экспедиционную деятельность. Она была направлена в основном на поиски малых полезных ископаемых.  Комплектование же носило хаотичный характер. Так, в фонды музея поступило 6 единиц фарфора, шахматы из кости, документальные материалы пополняются сведениями о героях войны, письмами с фронта, зарисовками фронтовиков Титкова и Лойко. В конце 40-х годов поступления так редки, что в отчетах перечисляются поштучно: статуя ламы «Дзонхава», эвенкийский нагрудник, татарский пояс и т.д.

В 1947 г. музею возвращают старое здание.  Фонды распаковываются, и 7 ноября 1947 г. открывается первая послевоенная экспозиция в трех залах, большая часть которой была посвящена Великой Отечественной войне.

Проводится инвентаризация.  К 1949 г. в музее насчитывается 13 500 единиц хранения. В этом же году открывается первый филиал – «Дом-музей С.М. Кирова».

С 1944 по 1953 год директором музея был М.М. Зоркий, который проработал в музее с 1942 года до начала 80-х годов.

Зоркий Михаил Михайлович родился в селе Крапивня Осташковского района, Калининской области в 1908 году. Окончил учительский институт, работал учителем школы ликбеза в Вышнем Волочке. С 1939 по 1941 год – сотрудник Вышне-Волоцкого краеведческого музея, вплоть до призыва в армию. Участник Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года уволен в запас по ранению, инвалид войны II группы. С 1942 года является сотрудником Новосибирского областного краеведческого музея, с 1944 по 1953 – директор музея. С 1952 по 1960 г. работал в Доме пионеров, областной станции юных техников, детской технической станции, библиотеке клуба им. М.И. Калинина. С 1960 г. вновь работает в Новосибирском музее, где проработал до марта 1981 г. в качестве научного сотрудника отдела природы, позднее – заведующим отделом природы. Вел большую краеведческую работу, им написано более 50 статей в периодической печати. Разрабатывал исторические викторины, собрал большой фактологический материал по истории Новосибирской области, организовывал и принимал участие в краеведческих экспедициях, разрабатывал маршруты краеведческих экспедиций для школьников «По родной Сибири».

1950-е годы характеризуются активизацией деятельности музея.  Разворачиваются новые экспозиции, активизируется просветительская работа.  В помощь краеведам издаются несколько пособий: Музафаров В. «Краткий определитель минералов по внешним признакам», «Съедобные растения Новосибирской области», Зоркий М.М., Семенов Б.С. «По родной Сибири». Работают кружки юных краеведов, проводятся археологические экспедиции на месте будущего Обского водохранилища крупным ленинградским археологом М.П. Грязновым. С 1957 года вплоть до 1980-х годов ежегодными стали совместные археологические экспедиции с Новосибирским государственным педагогическим институтом под руководством д.и.н. Т.Н. Троицкой.

В эти годы складывается новое направление в комплектовании – комплектование «по горячим следам», фиксация и документирование крупных политических и экономических событий, происходящих в городе и области.

 В 1959 г. проводится первая послевоенная историко-бытовая экспедиция. Но необходимо отметить, что недостаточное финансирование тормозило работу, и деятельность музея не раз получала неудовлетворительную оценку в начале 50-х годов. Но в целом 50-е годы отмечены резким количественным и качественным ростом коллекций, что более всего отразилось на формировании документальных и мемориальных фондов и формировании археологической коллекции Новосибирского Приобья.

1960-е годы характеризуются уклоном в комплектование документального фонда.  Значение предметного материала падает, предпочтение отдается формированию тематической коллекции советского периода. Для этих целей была предпринята экспедиция в Москву для сбора материалов по теме «Октябрь и Гражданская война». Необходимо подчеркнуть, что периодизация и фондов, и экспозиции отвечала периодизации исторической науки того периода. Новое направление комплектования – тема «наука» – появляется в связи со строительством Академгородка.

В 1970-е годы музей снова вынужден свернуть экспозицию из-за аварийного состояния здания, ему предоставляют новое здание для экспозиций и выставочной деятельности – Вокзальная магистраль, 11. Здесь в 1972 г. открывается экспозиция отдела природы, на следующий год – историческая экспозиция. В 1972 г. фонды музея насчитывают уже 18 870 единиц хранения.  Этот период характеризуется дальнейшим активным комплектованием собрания посредством ежегодных историко-бытовых, археологических и этнографических экспедиций. Музейная экспозиция и фонды обогащаются этнографическими коллекциями по коренным народам Сибири: татарам, казахам, а также материалами по отечественной истории, археологии. Формируется коллекция по теме «Писатели Сибири», пополняется собрание производственной продукции с предприятий  Новосибирска. Но слабым местом музея – было отсутствие должного помещения под хранение фондов.

В конце 1980-х, начале 1990-х годов наблюдается поворот от приоритетного сбора документального материала к вещественному комплектованию, коллекционному.  Так, пополняется коллекция изделий из стекла и фарфора, коллекция поддужных колокольчиков и православной литой пластики, мебели, предметов быта.

В 1987 году музей получает новое здание – бывший Торговый корпус, памятник архитектуры, построенный по проекту знаменитого архитектора  А.Д. Крячкова. Первая экспозиция в новом корпусе открывается 5 ноября 1987 года к 70-летию Октябрьской революции. Она рассказывала о достижениях Новосибирской области.  Затем ее сменила выставка «Сибириада», где впервые были представлены богатейшие этнографические коллекции музея в полном объеме. В начале 90-х годов в связи со 100-летним юбилеем Новосибирска была развернута серия выставок из коллекций музея, открыта первая стационарная экспозиция по истории города, автором которой являлась И.К. Истомина, проработавшая в музее более 30 лет.

Плодотворная работа музея – это, прежде всего, заслуга творческого научного коллектива. Большой вклад в научную организацию внесли: Л.И. Копытова, проработавшая главным хранителем более 30 лет; Н.С. Казавчинская – организатор отдела учета; И.К. Истомина – автор исторической экспозиции; Л.А. Погорелова, Н.В. Мелихова – авторы экспозиции советского периода. И.В. Сальникова, Н.И. Макаренко – внесли большой вклад в научно-исследовательскую работу музея, формирование коллекций; Н.А. Труфанова многие годы была сотрудником отдела природы и принимала участие в формировании естественно-научной коллекции; Н.Н. Балацкий и В.К. Крещик – сотрудники отдела природы, проработавшие в музее более 20 лет. Более 15 лет руководит музеем  К.И. Ватутин.

Последнее десятилетие отмечено активизацией научно-исследовательской работы: проводятся научные конференции, издаются музееведческие сборники, изданы каталоги «Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея». «Одежда русских в коллекциях Новосибирского музея». Развивается новое направление в деятельности музея – использование информационных технологий в музейной практике, что позволяет увеличить аудиторию через создание виртуальных экспозиций, электронных каталогов. Музей оказывает методическое руководство и помощь музеям города и области. Создаются специализированные образовательные программы для различных категорий посетителей. Формируются новые услуги для специализированных групп, в частности, решается проблема создания комфортных условий пребывания в музее посетителей с проблемным зрением путем создания системы пространственно-речевого ориентирования в помещениях и организации экскурсий и бесед с использованием большого числа реплик и рельефно-графического пособия для тактильного знакомства с музейными предметами.

С 2002 года Новосибирский государственный краеведческий музей становится музеем первой категории и по праву считается одним из культурных и научных центров города.

 

Новосибирский государственный художественный музей

Возникновение первого и пока единственного Художественного музея в Новосибирске связано с эпохой так называемой оттепели, периодом конца 1950-х – начала 1960-х годов. Это было время, благоприятное для развития нашего города. Под Новосибирском велось строительство гидроэлектростанции и Академгородка, открываются университет и консерватория, а к существующим театрам добавился Театр оперетты. В Новосибирск приехала могучая когорта прославленных ученых. Журнал «Сибирские огни» переживал тогда один из самых плодотворных периодов своей истории. В эти же годы художественная жизнь города обогатилась за счет приезда молодых выпускников художественных вузов Москвы и Ленинграда. В 1962 году Новосибирск стал городом с миллионным населением. Среди этих событий в его истории достойное место должно быть отведено открытию Новосибирской областной картинной галереи, впервые представившей публике свою экспозицию в декабре 1958 года.

Предистория нашего художественного собрания охватывает несколько предшествующих его возникновению десятилетий. Еще в 1920-е годы молодой город пытался обзавестись музеем. Для этой цели в 1927 году с Первой Всесибирской художественной выставки, проходившей в Новосибирске, «было закуплено 45 произведений 26 авторов» для реализации решения сибирских художников по созданию в административном центре Сибири постоянной Картинной галереи. В будущую Картинную галерею они попадут только в 1962 году из Краеведческого музея, куда поступили в связи с неудачей в деле организации художественного собрания. Среди них находились картины, которыми Новосибирский художественный музей до сих пор по праву гордится. Это работы Н.А. Андреева «Чалдон», А.В. Вощакина «Шаманство над больным ребёнком», Н.И. Чевалкова «Ожидание переправы на Телецком озере», В.И. Уфимцева «Базар в Ташкенте». К этой же группе работ, по-видимому, принадлежит и «Портрет Итыгина» А.О. Никулина, поступивший из краеведческого музея со второй партией картин в 1992 году, когда он избавлялся от непрофильного материала в связи с переездом в новое здание.

Вторая попытка организовать музей в Новосибирске связана с Великой Отечественной войной, когда в городе среди других выдающихся художественных коллективов и учреждений культуры Москвы и Ленинграда находилась в эвакуации Государственная Третьяковская галерея. Об этом упоминается во вступительной статье каталога юбилейной выставки к 65-летию Новосибирского отделения СХ РФ. Выставочная деятельность Третьяковской галереи, хранившей свои фонды в уже построенном, но еще полностью не отделанном внутри здании Театра оперы и балета, укрепила желание новосибирцев иметь свой Художественный музей. Реальностью это стало позже.

Окончательное решение о создании в Новосибирске Картинной галереи принимается во второй половине 1950-х годов. В 1955 году обращение художников города в местные партийные органы с письмом о создании в областном центре Художественного музея получило дальнейший ход. Этот вопрос стал решаться уже на правительственном уровне в Москве, и 7 января 1957 года Совет Министров РСФСР издал распоряжение об учреждении в Новосибирске Картинной галереи. С 16 января этого же года по приказу Министерства культуры РСФСР начинается формирование фондов будущего музея, а 27 декабря 1958 года в пяти залах первого этажа жилого дома по ул. Свердлова, 37 открывается первая экспозиция дореволюционного и советского искусства. Ее общая площадь на то время составляла 260 кв. м, а в фондах находилось 318 единиц хранения.

В формировании коллекции молодого музея приняли участие многие центральные собрания Москвы и Ленинграда. Среди них надо назвать в первую очередь Государственный Русский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей революции СССР. В этом процессе принял участие и Павловский дворец-музей, который, так же как и Третьяковская галерея, находился в эвакуации в Новосибирске. Из Центральных государственных художественно-реставрационных мастерских в Москве в галерею поступили иконы XVI-XVII веков. Активно закупали произведения для будущей галереи Министерство культуры СССР и Министерство культуры РСФСР. Часто это происходило по предварительным заказам самой галереи. Немногочисленный штат ее сотрудников активно занимался в Москве и Ленинграде поисками экспонатов для будущего музея. Кроме того, на просьбу молодого музея откликнулись коллеги из Горького, Иркутска, Перми, Свердловска, Омска. Существенный вклад внесли и некоторые коллекционеры, в частности, ленинградский искусствовед П.Е. Корнилов, подаривший галерее свыше тридцати листов графики русских мастеров, в том числе ксилографии П.А. Шиллинговского из альбома «Петербург. Руины и возрождение». В результате было создано небольшое, но весьма представительное, собрание зарубежного и отечественного искусства с рядом весьма качественных вещей, в котором можно было найти как иконы XVI века, так и произведения прославленных классиков русского и советского искусства. Конечно, были упущения, которые до сих пор представляется затруднительным ликвидировать. Вряд ли можно надеяться, особенно в наше время, на появлении в Новосибирском художественном музее произведений, например, П.А. Федотова или А.А. Иванова, не говоря о прославленных мастерах русского авангарда ХХ века.

Тем не менее первых посетителей Новосибирская картинная галерея встретила целым рядом прекрасных полотен. В их числе редкая академическая композиция В.Я. Родчева «Аполлон, повелевающий сатирам привязать Марсия к дереву» (1788), «Портрет неизвестного» (1852) В.А. Тропинина, картина И.М. Прянишникова «Погорелые» (1871), ранее считавшаяся утерянной и когда-то экспонировавшаяся на первой выставке передвижников, «Портрет графа Д.М. Сольского» И.Е. Репина (один из многочисленных этюдов к его монументальному полотну «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» из Государственного Русского музея). Важное место в экспозиции музея до сих пор занимает неоконченное полотно А.Я. Головина «Цыганка» (1911). Из более поздних работ можно выделить «Портрет маршала бронетанковых войск П.С. Рыбалко» (1947) кисти П.Д. Корина и один из самых удачных натюрмортов В.Ф. Стожарова (1957).

 Позже к этим вещам добавились высокого качества полотно С.Ю. Жуковского «Осень» (1918), уникальный для творчества И.И. Машкова «Натюрморт с самоваром» (1920-1921) и репрезентативный «Портрет А.О.Степановой», созданный П.П. Кончаловским в 1933 году.

Неоценимым вкладом в молодое художественное собрание стало появление в 1960 году 60 картин Н.К. Рериха из Государственного музейного фонда, через который они поступили из собрания Ю.Н.Рериха, подарившего большую часть привезенных с собою работ отца государству. С тех пор они находятся в постоянной экспозиции музея. Причиной появления картин Николая Константиновича в Новосибирске стала не только активность тогдашнего сотрудника галереи П.Д. Муратова, но и, прежде всего, его резоны, которые подействовали на Юрия Николаевича. Новосибирск в его описании являлся наиболее представительным местом из всех, которые расположены близ Алтая. Алтай, как известно, так полюбился знаменитому художнику, что он непременно хотел видеть свои картины в одном из близрасположенных к нему городов. К этому дару в 1975 году добавились пять картин С.Н. Рериха, подаренные художником после проведения своей выставки в Новосибирске. Они составили, таким образом, вместе с работами его отца единую коллекцию. Изучение наследия семьи Рерихов вылилось в проведение нескольких конференций, материалы которых опубликованы в 1976, 1980 и 1985 годах.

Вскоре был издан каталог русского и советского искусства в собрании галереи, первое серьезное издание коллекции живописи, графики и скульптуры отечественных мастеров, которыми располагала галерея на то время.

Если в начале своего существования и в 1960-е годы галерея пополняла свои фонды в большей степени за счет Министерства культуры РСФСР, то в 1970-е – начале 1980-х годов она активизирует самостоятельную собирательскую деятельность. Этот процесс справедливо связывают с именем Марии Ивановны Качальской, которая была директором галереи с 1963 по 1982 годы. В это время приобретены многие произведения, составляющие на сегодняшний день ее золотой фонд, и создавшие ей определенный авторитет в музейных кругах. Это картины и графика таких мастеров, как Д.Г. Левицкий, В.И. Суриков, З.Е. Серебрякова, К.Ф. Юон, П.В. Кузнецов, П.П. Кончаловский, К.С. Петров-Водкин, Р.Р. Фальк, А.А. Шевченко, Т.Н. Яблонская, В.Е. Попков, В.И. Иванов, Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова. Она много работала с частными коллекционерами и наследниками художников, а также с самыми известными современными мастерами. Под ее руководством сотрудники галереи много занимались комплектованием фондов, набирая опыт общения с художниками и коллекционерами. В этот период проводится активная выставочная деятельность, когда устраиваются не только монографические выставки известнейших мастеров (И.В. Голицын, М.Г. Греку, Г.Ф. Захаров, Д.А. Косьмин, Т.Н. Яблонская и др.), но и демонстрируются произведения как из частных коллекций (Ю.В. Невзоров, Москва), так и из центральных музеев. Также в это время не остаются вне поля зрения художники Новосибирска и Сибири, планомерно закупаются их произведения. В 1964 году в ее стенах проходила зональная выставка «Сибирь социалистическая».

В 1977 году выходит каталог новых поступлений галереи, подводящий итог ее собирательской деятельности. С ростом коллекции прежние площади стали тесны галерее. В 1964 году ей передают второй этаж того же дома, где она находилась. Это увеличило ее площади в два раза. В феврале 1978 года рядом с галереей, в здании, где ранее находился Краеведческий музей, по Красному проспекту, 9, открывается выставочный зал. И, наконец, в 1982 году, благодаря усилиям М.И. Качальской, галерея получила бывшее здание обкома и горкома КПСС, часть которого, построенная в 1925 году для Сибревкома известным сибирским архитектором А.Д. Крячковым, является памятником архитектуры республиканского значения. В связи с проблемой освоения и ремонта переданного здания, приспособления его для музейных нужд на какое-то время формирование коллекции перестало быть актуальным. Основная ставка была сделана на выставочную деятельность масштабного международного характера. В это время галерея приняла несколько крупных выставок из-за рубежа, в том числе выставку графики Хорста Янссена (ФРГ, 1985), коллекцию Арманда Хаммера (США, 1986), шедевры живописи из коллекции барона Тиссена-Борнемисса (Швейцария, 1988), американскую живопись из коллекции Аншуца («Запад. Запад. Запад», 1989). Параллельно с ними были проведены многочисленные выставки из отечественных музеев (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, музеи-усадьбы Кусково и Останкино, Павловский дворец-музей).

Новые возможности в области комплектования в начале 1990-х годов у галереи связаны с расформированием запасников Министерства культуры СССР, откуда пришли работы известных художников России и прежних союзных республик (Э.Ф. Калныньш, М.К. Кантор, Т.Н. Насипова, М.Н. Ромадин, В.В. Рожнёв и другие). Также неоценимую помощь в формировании раздела современного искусства оказало Министерство культуры РСФСР. Оттуда пришли, например, работы Н.И. Андронова, Н.Н. Наседкина, О.М. Савостюка, М.П. Митурич-Хлебникова. Новосибирская галерея в это время явилась одним из первых музеев, принимавших участие в только что организованных художественных аукционах в Москве. С помощью Министерства культуры РФ и на собственные средства галерея сумела приобрести на открытых торгах аукционного дома «АЛЬФА-АРТ» несколько значительных вещей для своего собрания русского искусства. К ним в первую очередь надо отнести «Мужской портрет» работы В.Г. Перова и блестящий по технике и характеристике модели рисунок О.А. Кипренского «Портрет А.Я. Италинского», шесть литографий Н.С. Гончаровой из альбома «Мистические образы войны», пейзаж Н.П. Крымова 1920-х годов, подготовительный рисунок к «Портрету А.А. Ахматовой» М.С. Сарьяна. В 1998 году, к своему 40-летию, галерея получила небольшой пейзаж И.И. Левитана. До этого из живописных произведений художника в музее имелся всего лишь этюд с лодочкой к «Свежему ветру». К юбилею галереи ее сотрудники с помощью Интернета провели акцию среди российских художников по оказанию помощи в комплектовании раздела современного искусства. Таким образом было получено более 40 работ, представивших художников от Москвы до Владивостока, в том числе картины Э.А. Жарёновой, А.Г. Ситникова, А.А. Пыркова и других известных авторов. В 1994 году итальянский коллекционер М. Романини передал целый ряд работ современных итальянских художников, специально подаривших свои творения Новосибирску. Среди этих художников многие мастера, признанные во всём мире, в том числе Дж. Сальвадори, Э. Тадини, Э. Треккани, А. Станьоли. В 2004 году целую коллекцию своих работ подарил музею московский художник О. Ланг. В 2005 году известный новосибирский искусствовед П.Д. Муратов подарил свою коллекцию мастеров сибирского искусства музею, что существенно пополнило фонды работами некоторых художников, ранее в нем не представленных.

Со второй половины 1990-х годов совершенствовалась постоянная экспозиция галереи, и на данный момент она представляет коллекцию отечественного искусства с XVI по ХХ век своими лучшими образцами. Искусство сибирских мастеров и новосибирских художников представлено как отдельный экспозиционный блок, где наряду с произведениями таких известных мастеров, как Г.И. Гуркин, Н.И. Чевалков, А.В. Вощакин и Н.А. Андреев, выделяются произведения Н.Д. Грицюка и А.Г. Поздеева. В современной экспозиции важное место занимают произведения лучших мастеров декоративно-прикладного искусства России ХХ века, а также народное искусство и художественные промыслы. В 1998 году были впервые показаны в рамках постоянной экспозиции зарубежное искусство, где можно найти произведения Л. Брамера, Н. Маса, Д. Верхарта, Г. Робера, Я. Цика и других живописцев Италии, Фландрии, Голландии, Германии и Франции.

Разнообразие коллекции галереи, включающей произведения живописи, графики, скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, поставило вопрос о её переименовании. С 2004 года художественное собрание города называется Новосибирским государственным художественным музеем.

Последние десять лет музей переживает период бурной выставочной деятельности. Иногда количество выставок доходит до 40 в год. К сожалению, большинство из них, за редким исключением, проходят без каталогов, не оставляя после себя никаких фиксированных данных, кроме как в отчетах. В настоящее время музей взял на себя, прежде всего, функцию просвещения любителей искусства Новосибирска и его гостей в области самых разнообразных явлений современной художественной жизни страны и мира. Это связано, в первую очередь, с проведением с 1999 года Международной биеннале графики, что, несомненно, сделало известным новосибирский музей в художественной среде не только страны, но и за рубежом. Это также является одним из способов пополнения коллекции современного искусства, многие экспонаты биеннале становятся собственностью музея. Давние связи с Московским отделением Института им. Гёте (ФРГ) и представительством Британского совета в России также способствуют привлечению лучших выставочных проектов этих организаций в Новосибирск. Регулярно проводятся выставки современных российских художников.

  Создаются выставочные проекты, связанные с историей искусства Сибири и Новосибирска. Например, выставка 2005 года «Сибирское искусство начала ХХ века», реализованная на основе коллекций Красноярска (инициатор проекта), Томска и Новосибирска, занимает чрезвычайно важное место, впервые исследуя широко проблему формирования профессионального искусства на территории Сибири.

  Не остается без внимания и классическое искусство. В 2003 году была организована выставка под названием «Дом Романовых в русской гравюре XVIII-XX веков», имевшая значительный резонанс. В 2004 году отмечено 120-летие со дня рождения З.Е. Серебряковой с привлечением работ из музеев Томска и Барнаула. На ней экспонировалось 25 работ, 21 из которых является собственностью Новосибирского художественного музея. Необходимо отметить, что в настоящее время он активно сотрудничает со своими соседями, музеями Омска, Томска, Барнаула, Красноярска, Иркутска. Примером такого плодотворного сотрудничества является уникальная для Сибири выставка «Нидерландская живопись из музеев Сибири. XVI-XIX века», проведенная в 2002 году совместно с музеями Томска и Омска по инициативе томских сотрудников. В этом же ряду важное место занимает выставка 2005 года «Сибирское искусство начала XX века в художественных музеях Красноярска, Новосибирска, Томска», предпринятая по инициативе сотрудников Красноярского художественного музея им. В.И. Сурикова. Она с успехом демонстрировалась во всех 3 городах.

Новосибирск явился одним из тех городов Сибири, в которых Государственный Эрмитаж провел свои выставки в рамках проекта «Эрмитаж в Сибири». В 2003 году Эрмитаж, открывая этот проект, прислал уникальную выставку «Искусство портрета», а в следующем году – «Античное наследие в искусстве Западной Европы». Обе выставки имели не только большой успех у зрителей, но и способствовали консолидации музейного пространства России. Среди достижений последнего времени хотелось бы отметить активизацию научной и издательской деятельности музея. В 2001 году вышел очередной каталог новых поступлений за 1989-1993 годы. В следующем году вышел первый в истории музея сборник научных трудов, посвященных исследованию коллекции. С 2000 года регулярно выходят каталоги биеннале графики. В 2004 году музеем издается каталог русского рисунка, а также набор открыток и буклет, посвящённый работам З.Е. Серебряковой. Сотрудники принимают участие в музейных конференциях. Да и сам музей в прошлом имел опыт организации научных конференций: например, в 1980 году выставка натюрморта из музеев Сибири завершилась подобной акцией, материалы которой, к сожалению, не были изданы. Зато конференция «Искусство народов Сибири: традиции и современность» успешно прошла с изданием сборника.  На 01.01.2004 г. коллекция Новосибирского художественного музея включала следующие разделы: икона, металл, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, современные художественные течения. Имеется еще научно-вспомогательный фонд.

Музей Н.К. Рериха 

Музей посвящен нашему великому соотечественнику Николаю Константиновичу Рериху (1874-1947) – художнику, мыслителю и общественному деятелю.

В музейной экспозиции представлены фотографии семьи Рерихов из архива Музея Н. Рериха в Нью-Йорке, репродукции картин Николая Константиновича Рериха из серии «Гималаи», «Санкта», «Знамена Востока». Также представлены репродукции картин Святослава Николаевича Рериха (1904-1993) – пейзажи и портреты. В музее постоянно идет широкая культурно-просветительная работа: проводятся выставки, литературно-музыкальные слайд-программы, общественно-научные конференции, ежемесячные «круглые столы», концерты, музыковедческие и педагогические секции; ежегодно в День города проводится день открытых дверей. Проводятся выставки сибирских художников, рассказывающие о красоте Алтая, Сибири и других замечательных мест нашей Родины.

Как сказал академик М.М. Лаврентьев, «Музей Н.К. Рериха явится одним из естественных путей сближения народов, форпостом той Культуры, которой предстоит сыграть решающую роль в умонастроениях ближайших десятилетий».

 

Музейный комплекс истории развития городского электрического транспорта

Музейный комплекс открыт в 1981 г. на территории Ленинского трамвайного депо (ул. Сибиряков-Гвардейцев, 51). В экспозиции выставочного зала представлена уникальная экспозиция развития электрического наземного транспорта в Новосибирске с периода его появления: макеты трамваев и троллейбусов, аппараты для оплаты проезда. В состав музейного комплекса входит экскурсионный трамвай и экскурсионный троллейбус, путешествуя в которых можно познакомиться с историей нашего города.

 

Центр противопожарной пропаганды

Центр размещается в здании Главного управления МЧС РФ по Новосибирской области. Неизменный интерес вызывает у взрослых и детей раздел выставки, который знакомит с историей образования и развития пожарного дела в Новосибирске. Здесь находятся подлинные экспонаты: медные каски пожарных начала прошлого века, защитные костюмы и ручной пожарный насос. Интересны макеты конно-бочечного хода и автомобилей. История пожарной охраны города сохранила описания многих крупных пожаров. В Центре можно увидеть действующую диораму, знакомящую экскурсантов с опустошительным пожаром 1909 г. в Новониколаевске. Отдельные макеты посвящены системам пожаротушения, обнаружения и извещения о пожаре, тушению пожаров на предприятиях и водоснабжению города. Здесь же можно ознакомиться с современной пожарной техникой, средствами борьбы с огнем, приборами контроля и извещения о пожарах, автоматической блокировкой промышленных объектов, противопожарными системами, с устройством и действием систем пенного, порошкового и газового пожаротушения.

Материалы второго зала выставки посвящены современной пожарной охране. Действующие макеты наглядно демонстрируют работу пожарных подразделений по тушению и спасению людей. Выставка знакомит с основными причинами пожаров в жилых домах, на предприятиях и в учреждениях, мерами по их предупреждению, а также эффективными средствами и способами пожаротушения.

 

Музей Новосибирского приборостроительного завода

В музейных залах представлена экспозиция об истории завода, которая началась в 1905 г., когда предприятие находилось в Риге. Сменив семь мест пребывания, во время Великой Отечественной войны завод оказался в Новосибирске. На стендах можно увидеть уникальные фотографии завода начала ХХ века, документы и личные вещи работников завода. Экспозиция знакомит с разнообразными образцами оптических приборов – продукцией завода: начиная с самых простых, выпуска 30-х годов прошлого века, и заканчивая особо сложными современными приборами ночного видения.

 

Музей Солнца

Это единственный в мире Музей Солнца. В его основу положена частная коллекция изображений Солнца и солнечных богов древних цивилизаций, изготовленных в дереве по материалам археологических находок. В музее собрано более 400 экспонатов, посвященных Солнцу, из них более 200 – авторские работы в резьбе по дереву основателя музея В.И. Липенкова.

В экспозиции музея представлены иллюстрации народных традиций изображения Солнца, стелы с изображениями солнечных богов в наскальных рисунках древних народов, изделия мастеров прикладного творчества. Широко представлены индийская и непальская солнечные традиции. В стенах музея проходят творческие встречи музыкантов и вокалистов, встречи с интересными людьми.

 

Музей истории образования Новосибирской области

Музей существует с 1994 года и имеет постоянную экспозицию, в которой представлены различные материалы и экспонаты, рассказывающие о возникновении и развитии образования на территории нашей области.

Наиболее уникальными экспонатами музея являются рукописный дневник Колыванского церковно-приходского училища 1818 г., Советская педагогическая энциклопедия 1928 года издания, учебники, изданные в Новосибирске в 30-е годы ХХ века, персональные архивы известных учителей (Т.П. Комарова, К.И. Воронцова, З.И. Оксиюк и др.), атрибуты пионерской организации периода 80-х годов ХХ в.

Музей является методическим центром для музеев общеобразовательных учреждений. Количество таких музеев постоянно увеличивается. На сегодняшний день – их более 100. Музеи многопрофильные: в основном – музеи боевой славы, музеи истории школ, литературные, экологические, краеведческие и др. Самыми известными среди них являются: музей Б. Богаткова (школа № 3), музей «Нормандия-Неман» (школа № 70), музей боевой славы 32-й отдельной ордена Красной Звезды лыжной бригады (школа № 169).

При музее работают: музыкальная и поэтическая гостиные, клуб ветеранов.

 

Музей олимпийской славы, физической культуры и спорта Новосибирской области

Существует с 1995 г. Экспозиция музея раскрывает процесс развития спорта и физической культуры в области с начала ХХ века и до настоящего времени. Уникальные фотографии и спортивные награды, архивные документы и старые газетные публикации – все это дает яркое представление о пути к здоровому образу жизни. В музее находятся уникальные коллекции олимпийских медалей спортсменов-сибиряков, спортивные кубки новосибирских команд, начиная с 20-х годов прошлого века, значки и флаги спортивных обществ, представлены различные атрибуты и спортивный инвентарь 26 видов спорта.

Музей проводит экскурсии и встречи с олимпийскими чемпионами.

 

Филиал Центрального музея Внутренних войск МВД

Основой формирования фондов музея явились документальные материалы и экспонаты, переданные воинами-ветеранами. Часть представленных в музее образцов боевых знамен и оружия была передана из Центрального музея МВД РФ (Москва). Экспозиция музея рассказывает об истории возникновения и становлении Внутренних войск в Сибири, о славном боевом пути военных частей в период Великой Отечественной войны, о современной жизни и специфики современных войск МВД. В залах музея представлены образцы оружия и боеприпасов XVIII-XX веков, коллекция боевых знамен, форма и атрибуты военнослужащих 20-90-х годов ХХ века. В настоящее время фонд пополняется экспонатами, доставленными с мест боевых сражений на территории Северного Кавказа.

 

Музей А.И. Покрышкина

Музей расположен в здании профессионального училища № 2, которое окончил легендарный летчик. Экспозиция музея рассказывает о жизненном и боевом пути легендарного летчика, трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Здесь можно увидеть личные вещи маршала, в том числе китель, фуражку, часы. Многочисленные фотографии и экспонаты представляют боевых соратников и однополчан героя. Десятки макетов самолетов и образцов оружия позволяют проследить историю военной авиации в России.

При музее действует Центр военно-патриотического воспитания молодежи (поисковая группа «Память», лекторская группа «Истоки», театральная студия «Патриот» и др.). Ежегодно в музее отмечают День скорби «Память сердца» (22 июня) и провожают молодых ребят в армию.

 

Музей истории Октябрьского района

Все экспонаты и материалы, представленные в музее, посвящены истории возникновения и развития района с 1893 г.: строительству моста через Обь, появлению первой школы и первой библиотеки, радиостанции и первого аэродрома, строительству метрополитена, созданию промышленных предприятий и вузов.

В витринах представлено более 600 старинных предметов быта и изделий, старые рабочие инструменты, которые использовались жителями п. Гусевка, лапти крестьян-переселенцев конца XIX века, гребень с донцем (конец XIX в.), сумка ямщика (вторая половина XIX в.). Фонды музея насчитывают более 3000 единиц хранения.

 

Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина (при Новосибирской государственной архитектурной академии)

Идея создания Музея-архива истории архитектуры Сибири изначально принадлежала профессору архитектуры А.Д. Крячкову и была реализована при самом активном участии доктора архитектуры С.Н. Баландина. Именно его коллекция стала основой научного архива музея. Точное количество всех документов музейного архива пока не определено — это массив фотодокументов, рисунков, эскизов, сотни графических изображений, мемориальные предметы, подлинные авторские проекты, труды, книжный фонд и т.п. В научном фонде музея – фотоархив (более 15 000 фотографий), «газетная летопись» местных изданий и другие раритетные периодические издания. В залах музея представлены экспозиции:

– по истории архитектурной специальности, по архитектурному образованию в Сибири, широко представлены подлинные работы студентов высшей архитектурной школы, начиная с 1924 г.;

– по деревянному зодчеству Сибири (история образования Новониколаевска-Новосибирска, первые поселения, строительство города в разные исторические периоды, формирование архитектурного облика города);

– по культовой архитектуре Сибири.

 Сегодня сотрудники музея продолжает дело выдающегося архитектора, историка-исследователя, педагога и ученого С.Н. Баландина. Постоянно пополняются и редактируются витринные экспозиции, ведется научная каталогизация, работа по атрибуции и запись архива на электронные носители. В архиве музея постоянно работают студенты и аспиранты, научные исследователи, журналисты. В музее проходят экскурсии по фондам, для учащихся школ разработан цикл уроков истории «Архитектура Сибири» и «Путешествие по Новониколаевску», проводятся тематические выставки, компьютерные слайд-лекции.

 

Музей истории Западно-Сибирской железной дороги

Музей располагается в здании ДК «Транспортник», построенном в 1920 году и являющиемся памятником архитектуры.

Сотрудниками музея собран и представлен в экспозиции богатый материал по истории изысканий и строительства Транссибирской магистрали и ее участков, в том числе Западно-Сибирской железной дороги. В зале установлены действующие макеты железной дороги европейского типа и депо веерного типа с поворотным кругом.

В фондах музея сегодня – более 30 тысяч единиц хранения. Музей по праву гордится своими коллекциями: форменной одежды железнодорожников (с 1913 г.), макетами паровозов (с конца XIX в.), фуражками железнодорожников стран Европы, сигнальными фонарями (с конца XIX в.), предметами быта железнодорожников (с конца XIX в.). Наиболее уникальными экспонатами музея являются личные вещи первостроителей Западно-Сибирской железной дороги и макет паровоза братьев Черепановых образца 1834 г.

 

Музей железнодорожной техники (филиал Музея истории Западно-Сибирской железной дороги)

Существует с 2000 г. на станции Сеятель. Уникальность музея заключается в том, что, в отличие от подобных музеев в нашей стране и мире, где представлена, в основном, техника одного направления (паровозы и локомотивы), на Западно-Сибирской железной дороге собраны натурные образцы технических средств локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, путевой техники.

 

Музей истории Сибирского военного округа

За сорок лет существования музея собран уникальный материал, отражающий огромный вклад воинов-сибиряков в победы России за всю 140-летнюю историю одного из старейших военных округов страны. У входа в музей расположена величественная металлическая стела, на которую занесены имена 1 255 Героев Советского Союза – воинов-сибиряков. В шести залах музея размещена экспозиция (более 7 тысяч экспонатов), рассказывающая об истории создания Сибирского военного округа, начиная с 1865 г., о боевом пути и героических подвигах воинов-сибиряков в годы Первой и Второй мировых войн, о жизни округа в мирное время.

Многочисленные документы, фотографии, личные вещи ветеранов войны и труда, образцы оружия и боеприпасов времен войн XIX-XX веков, образцы военной формы, боевые и трудовые награды, овеянные cлавой боевые знамена сибирских гвардейских соединений и частей, сформированных в Сибирском военном округе в период Великой Отечественной войны, – далеко не полный перечень бесценных реликвий музея. В музее регулярно проводятся обзорные и тематические экскурсии, организуются встречи молодых воинов с Героями Советского Союза, с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами военной службы. В торжественной обстановке проводится прием военной Присяги молодыми воинами.

 

Научно-мемориальный центр им. Ю.В. Кондратюка

Существует с 1993 г. Расположен в здании-памятнике истории «Дом, где работал Ю.В. Кондратюк». Основное направление деятельности Центра – сбор, сохранение и научная обработка различных материалов, связанных с судьбой и творческим наследием одного из пионеров космонавтики Юрия Васильевича Кондратюка (Александра Игнатьевича Шаргея). В экспозиции отражен жизненный путь ученого: кратковременная учеба, участие в мировых войнах, многообразие трудовой деятельности, арест и трудное время под надзором, а главное – его смелые идеи и проекты в элеваторостроении, ветроэнергетике, угольной промышленности и, конечно, в теории мировой космонавтики. Сегодня Центр имеет самый большой в стране фонд материалов об этом удивительном человеке. Подлинные авторские свидетельства на изобретения Ю.В. Кондратюка и редкие книги по космонавтике, изданные в первой половине ХХ века, уникальное оборудование российских космонавтов, предметы искусства и коллекция значков – все это представляет гордость основного фонда Центра.

Другое, не менее важное направление работы Центра – популяризация истории и достижений отечественной и мировой космонавтики. В архиве собрано много материалов и документов с начала космической эры до настоящего времени, макеты летательных аппаратов и ракет, приборы, космическое питание и средства гигиены.

В последние годы активно проводятся выездные фотовыставки, подготовленные из собственных фондов и материалов. Сотрудники Центра ведут большую просветительскую работу среди детей и молодежи. Традиционный проект Центра – художественный конкурс для детей и юношества «Космос и Я», существующий уже 12 лет, давно перешагнул границы Сибири и сегодня проводится в статусе международного. Центр им. Ю.В. Кондратюка явился инициатором создания клуба «Музей для всех» и является постоянным координатором всей его деятельности.

 

Новосибирский музейный клуб «Музей для всех»

Клуб был создан по инициативе МУК «Научно-мемориального центра имени Ю.В. Кондратюка» в 1998 году. Целью его создания явилась необходимость развития партнерских отношений городского музейного сообщества для осуществления различных совместных проектов. Сегодня в работе клуба принимают активное участие 27 музеев. Музеи осуществляют объединенную выставочную деятельность, участвуют в информационном обмене содружества музеев по современным музейным технологиям и повышению профессиональной подготовки сотрудников. За годы совместной работы были успешно претворены в жизнь следующие проекты: городской интеллектуальный конкурс для школьников «Узнай свой город» (1999 г.), объединенная экспозиция «Музеи Новосибирска» на выставке «Турсиб-2000 г.), отмеченная золотой медалью Сибирской ярмарки в номинации «Лучший объект показа в Сибири», «Выставка одного предмета» (2005 г.)

 

Музей Сибирского отделения Российской академии наук

Идея создания Музея сибирской науки возникла в 1976 году и принадлежала выдающемуся ученому Михаилу Алексеевичу Лаврентьеву. Музей был открыт в дни Международных Лаврентьевских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения академика. Фонды музея комплектуются материалами научных учреждений СО РАН, известных ученых, строителей и жителей Академгородка. Экспозиция музея посвящена жизни и деятельности организатора и первого председателя СО АН СССР академика М.А. Лаврентьева. Она содержит уникальные фотографии, подлинные документы, мемориальные предметы, образцы научной продукции и научного эксперимента. В рамках научно-исследовательского проекта «Музееведческие аспекты СО РАН: традиции и новации» в музее постоянно организуются выставки. На них представлены история и современное развитие институтов, персональные комплексы ведущих ученых, основные направления и тематика исследований. В музее формируется база данных об академических институтах, их вкладе в развитие отечественной науки, создаются виртуальные экспозиции по истории и современному развитию СО РАН, реализуется комплексная программа «История сибирской науки в лицах».

 

Музей истории и этнографии российских немцев

Главной целью создания музея является сохранение, развитие и популяризация истории, культуры, быта и традиций российских немцев. Его экспозиция сегодня позволяет проследить историю российских немцев от Манифеста Екатерины II 1763 года до наших дней. Здесь собраны материалы о появлении немцев в России, в Сибири, о республике немцев Поволжья, депортации, трудармии, спецпоселениях. Это документы, фотографии, газетные публикации, собранные из семейных архивов, редкие экспонаты. В разделе этнографии представлены предметы быта, ручного труда, мужских и женских ремесел. Восстановлена часть внутреннего интерьера дома в немецкой колонии. Здесь много уникальных экспонатов, возраст которых от восьмидесяти до ста лет.

Деятельность музея достаточно разнообразна. Регулярно проводятся выставки живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, тематические выставки. Целенаправленная работа музея способствует ознакомлению широких слоев населения Новосибирской области с культурно-духовным наследием нескольких поколений российских немцев, их вкладом в историю Сибири и России.

 

Литература:

1.   Посадков А.Л. «В.А. Анзимиров». Энциклопедия «Новосибирск, 2003.

2.   ГАНО, Ф —1053, д 63  «б».

3.   ГАНО, Ф — 1813, оп1, д 356.

4.   Доклад В.А. Анзимирова — машинопись, хранится в НКГМ.

5.   ГАНО, Ф — 1053, оп 1, д 53  «Б».

6.   ГАРФ,  Ф — 1027,  оп 1908, д 4976.

7.   Архив УФСБ РФ по НСО, следственное дело № 1325,

8.   Мелихова Н.В. Кравков М.А. — геолог, писатель, краевед, директор Новониколаевского музея. Новосибирск, 2005.

9.   Гришанова Т.В. Нагорская (Ивановская) Н.Н. Энциклопедия «Новосибирск, Новосибирск 2003.

10.   Гришанова Т.В. Вощакин А.В. Энциклопедия «Новосибирск», Новосибирск, 2003.

11.   Сальникова И.В. Из истории комплектования музейного собрания. 75 лет Новосибирскому областному краеведческому музею.  Новосибирск, 1995.    

12.   Томилов Н.А. Новосибирский областной краеведческий музей (краткий исторический очерк). Хозяйство русских в коллекциях Новосибирского областного музея. Новосибирск, 1996.

13.   Новосибирская картинная галерея. Каталог. Живопись. Графика. Скульптура. Л., 1965.

14.   Рериховские чтения. 1976 год. К 50-летию исследований Н.К.Рериха на Алтае. Тезисы конференции. Новосибирск, 1976.

15.   Каталог русского и советского искусства. Из новых поступлений 1967—1974 гг. Живопись, скульптура, графика. Новосибирск, 1977.

16.   Рериховские чтения. 1979 год. К 50-летию института «Урусвати». Материалы конференции. Новосибирск, 1980.

17.   Рериховские чтения. 1984 год. К 110-летию Н.К.Рериха и 80-летию С.Н.Рериха. Материалы конференции. Новосибирск, 1985.

18.   Новосибирская картинная галерея. Буклет. Новосибирск, 1985.

19.   Новосибирская картинная галерея. Советское искусство 20—30-х годов. Новосибирск, 1987.

20.   Выставка новых поступлений. 1975-1983. Русское искусство XVII — начала ХХ веков. Советское искусство. Живопись, графика. Скульптура, ювелирное искусство. Каталог. Новосибирск, 1988.

21.   Искусство народов Сибири: традиции и современность. Тезисы докладов конференции. Новосибирск, 1994.

22.   Новосибирская картинная галерея. Буклет. Новосибирск, 1995.

23.   Новые поступления. 1984—1988. Русское искусство. Советское искусство. Каталог. Новосибирск, 1995.

24.   Станковая графика. Первая новосибирская международная биеннале 1999. Каталог. Новосибирск, 2000.

25.   Новые поступления. 1989-1993. Древнерусское искусство. Русское искусство XVIII — начала ХХ века. Советское искусство. Каталог. Новосибирск, 2001.

26.   Вторая международная биеннале современной графики. 2001. Каталог. Новосибирск, 2001.

27.   Новосибирская картинная галерея. Сборник научных статей. Новосибирск, 2002.

28.   Третья новосибирская международная биеннале графики. Каталог. Новосибирск, 2003.

29.   Новосибирский государственный художественный музей. Русский рисунок XIX — начала ХХ века. Каталог. Новосибирск, 2002.

30.   А.Клушин. Совместными усилиями… Хроники Новосибирского художественного музея. Мир музея, № 8.

Издательство: 
Издательский дом «Историческое наследие Сибири»
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2006 г.
подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image