Опубликовано по книге: Баландинские чтения: сборник статей VII научных чтений памяти С. Баландина, Новосибирск, 18-20 апреля 2012 г./ сост. Д.Д. Бушма; Новосиб. гос. архит.-худ. акад.; Музей истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина. – Новосибирск, 2013. –344 с.
В 1954 г. 12 студентов четвертого курса гидротехнического факультета Новосибирской государственной академии водного транспорта (бывшего НИИВТ) - Маневский Валерий Александрович, Сушко Борис Григорьевич, Краснопеев Николай Иванович, Млиник Владилен Юрьевич, Малиновский Михаил Елизарович, Голиков Ефим Ефимович, Терентьев Генрих Яковлевич, Коновалов Евгений Дмитриевич, Тысячников Геннадий Романович, Селиванов Владимир Степанович, Рузанкин Юрий Васильевич, Мех Анатолий Федосеевич - впервые в истории советского шлюпочного спорта совершили уникальный шлюпочный переход по маршруту Новосибирск - Сталинград.
Был пройден путь в 6400 км (зачетный 9000), волоком 270 км, за 108 суток на четырехвесельных морских шлюпках по семи рекам страны. Был установлен всесоюзный рекорд, который вот уже 58 лет никем не превзойден.
Участники этого похода решили соединить две великих реки - Обь и Волгу и, совершив по ним сплав, прорубить окно из Азии в Европу, доплыв из Новосибирска до Ростова-на-Дону. Мысль эта была поистине дерзкая и интересная, подвластная только дружному сплоченному коллективу. Целью студентов было познакомиться с промышленными центрами, посмотреть великие стройки других городов, а также увидеть природу страны.
После тщательной подготовки снаряжения, разработки маршрутов, продолжительных тренировок отряд студентов отправился по неизведанному пути. 23 мая 1954 г. тысячи новосибирцев собрались на базе «Водник», чтобы проводить в большой и трудный путь участников дальнего шлюпочного похода.
Командиром перехода был назначен Валерий Маневский. Уже в первый день пути участники похода попали в шторм, и в последующие дни трудностей было много: ветер, волны, нулевая температура. Спать приходилось иногда по 1-2 часа в сутки.
По Оби шли до Ханты-Мансийска. Практически весь путь сопровождался проливным дождем с холодным ветром. После Ханты-Мансийска сплав проходил по малым рекам до того момента, когда пришлось тащить лодки по суше.
По суше лодки волоком, на специальных тележках, тащили 270 км. Шлюпки, которые весили 700 кг каждая, толкали по 6 человек. Однажды старушка, увидев этот «караван», перекрестилась и спросила: «Кто это вас, сыночки, послал на такое трудное дело?». На что ребята ответили: «А мы, бабушка, сами решили. Думаем испытать свою силу и выносливость».
В Свердловске ребята посетили много интересных мест: морской клуб, геологический и исторический музеи и другие достопримечательные места.
Об участниках похода писали в газетах, в каждом городе новосибирских спортсменов радушно встречали. 26 августа вечером подошли к Волге. Вот она - великая русская река! За то время, пока ребята сплавлялись по Волге, они успели познакомиться с крупными стройками, такими как Куйбышевская, Сталинградская ГЭС и др.
8 сентября 1954 г. участники перехода финишировали в Сталинграде. В итоге ими был поставлен рекорд, который вот уже 58 лет никем не превзойден.
В заключение хотим отметить, что постановлением мэра г. Новосибирска № 816 от 26.04. 2001 разрешено установить памятный знак в честь уникального перехода, его рекордных параметров и в целях пропаганды военно-патриотического воспитания молодежи и военно-прикладных видов спорта, а также сохранения памяти о новосибирских спортсменах. Способствовали этому ходатайства руководителей многих общественных и производственных организаций города Новосибирска - председателя Совета Ветеранов г. Новосибирска В.В. Зубарева, ректора Новосибирской государственной академии водного транспорта И.А. Рагулина, председателя Новосибирского регионального движения поддержки флота В.А. Крикунова, генерального директора Московского акционерного общества «Твердосплав» Е.Д. Доронькина и многих других. Установка Знака планировалась на набережной Оби, в том месте, откуда 58 лет назад был дан старт переходу. Новосибирским скульптором-монументалистом А.С. Чернобровцевым был выполнен эскиз будущего памятника. ОАО «Сибречпроект» разработана проектно-сметная документация на благоустройство участка... Прошло уже 11 лет, но город Новосибирск пока этот «Знак» не построил. Большие события проверяются временем. Даже сегодня в городах, через которые проходили новосибирские спортсмены, о них помнят! Очень обидно, что руководители Новосибирска об этом забыли. В Новосибирск приезжает много гостей, туристов, а оформленных памятных исторических мест крайне мало. Давайте все вместе с мэрией решим этот вопрос!
О.И. Маневская, г. Новосибирск
Добавить комментарий