23 июня в 17.00 в Новосибирском государственном художественном музее (Красный проспект.5) откроется выставка икон из фондов музея «Святой покровитель». Выставка посвящена 85-летию Новосибирской области.
С именем святого Николая Чудотворца связаны важные вехи становления и развития столицы нашей области, города Новосибирска, ранее именуемого Ново-Николаевск. Первым русским поселением на территории современной столицы Сибири был Никольский погост. Позже, в 1895 году, поселок проектировщиков и строителей моста через Обь будет называться Новониколаевский. В 1915 году, уже в городе Ново-Николаевске (с 1903 года) будет построена часовня, в честь святого покровителя города - Святителя Николая.
— Мы регулярно проводим фондовые выставки и особенно ими гордимся. Ведь именно эти экспозиции показывают, какая серьёзная научная работа ведётся в нашем музее. В этот раз мы покажем иконы XVIII-XIX и начала XX века, посвященные святому Николаю, из собрания Новосибирского государственного художественного музея, большинство из которых поступили к нам из Новосибирской области, из мест их бытования. Эти иконы попадали в область переселенческими путями из Центральной России, передавались в здешние храмы через епархию, создавались народными мастерами в местных центрах, — прокомментировала предстоящее открытие директор Новосибирского художественного музея Екатерина Болдырева.
Произведения отличаются разным профессиональным уровнем живописи, что указывает на их создание в различных центрах иконописи: Владимирской, Костромской, Вологодской и в Новосибирской области.
Николай Чудотворец самый почитаемый святой в христианском мире. Он с детства преуспел в изучении Священного Писания, посвятив свою жизнь служению христианству. Был избран епископом города Миры. Боролся с язычеством, защищая христианскую веру от ересей. Традиция изображения сцен из жизни Николая Чудотворца (жития), появляется в Византии с XI века, а к ХIV веку распространяется и на Руси. Впервые определение иконографии «Никола Можайский» упоминается в писцовых книгах г. Можайска в 1595-98 г, вероятно для отличия от других иконографических образов Святителя. Фронтальное изображение фигуры в полный рост напоминало композицию иконографии «Николы Зарайского» с Евангелие руках. Появление необычного образа святого, держащего в правой руке меч, а в левой-город-крепость, связано с преданием о чудесном спасении города Можайска. Когда к крепостным стенам подошли враги- в воздухе, над Никольским собором, явилась фигура Николая с мечом в руках, укрепляя дух защитников и устрашая врагов. С ХУ века в русской иконописи получает широкое распространение образ Николая Можайского, почитаемого как защитника христианских городов.
По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника музея, Татьяны Леонидовны Толкачёвой, самое большое поступление икон в фонд нашего музея произошло в 1968 году из посёлка Колывань, когда там был закрыт храм Александра Невского, а оставшиеся иконы были переданы в Новосибирск. Это был второй по значению храм в Колывани, имевший большой иконостас (длиной 7,5 метра, а высотой – более 9 метров). Посредством Томской епархии храм был украшен большими алтарными иконами, написанными во второй половине ХIХ века профессиональными мастерами академической живописи. Много других икон было принесено в дар храму. Они были созданы народными мастерами разного профессионального уровня. Стилистически они близки к художественным традициям иконописи Поволжья, Украины, русского Севера и местных центров Сузуна и Колывани.
В 70-х годах ХХ века собрание икон пополнилось благодаря научным экспедициям в районы Новосибирской области. Сотрудники музея В.Я. Кашкалда, Ю.В. Блинова, посетив села Кыштовского, Венгеровского, Чановского районов, привезли много икон, попавших к нам с переселенцами из разных областей России, а также, иконы народных мастеров из Сузуна и Колывани. Главным героем большинства этих икон был святой покровитель и защитник Николай.
https://www.nsartmuseum.ru/exhibitions/id/477
Добавить комментарий