Основной объем краеведческого материала изучается в российских школах на уроках в курсе отечественной истории. Используя краеведческий материал на уроках истории, необходимо помнить: с одной стороны, он является средством конкретизации представлений о национальной истории, а с другой, входит в систему знаний по истории края. Краеведческий материал часто выражается на уроках в форме исторического источника. Практика свидетельствует о том, что источник не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории, делает знания учащихся более прочными и глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может происходить на любом этапе урока.
Объем, содержание и формы краеведческой работы зависят от возраста учащихся, от их общего кругозора, уровня знаний и умений. Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце ее изучения.
Общеизвестно, что архивы являются хранилищем многовековой памяти человечества. Будучи сравнительно небольшим по объему фондов, районной архив тем не менее хранит ряд документов, позволяющих восстановить события в истории района и отдельной семьи. Реконструкция истории невозможна без использования документальных источников. Архивные документы, таким образом, являются основой краеведческих исследований.
Документы, составляющие фонды районных архивов, можно рассматривать как источники новых фактов, интерпретаций и открытий. В частности, они позволяют восстановить и сделать общедоступными малоизвестные факты местной истории, найти недостающие звенья истории своей семьи и реконструировать историю отдельных организаций с момента их создания.
В нашей практике применяются разные формы сотрудничества школы с архивом: экскурсии в архив, презентации документов и фотофонда, практические занятия на уроках с использованием архивных документов. Например, можно создать тематические кейсы с наличием копии архивного документа и заданиями к этому документу. Ответы на эти задания могут оформляться как устно, так и письменно. Безусловно, архивные документы – это фундамент для приобщения учеников к исследовательской работе. В процессе работы на уроке с архивными документами учащиеся осуществляют поиск в исторических источниках необходимой информации и выявление в тексте документов конкретных фактов по истории родного края.
Исследовательская работа и проектная деятельность школьников при изучении истории предусматривает выход – проектную деятельность и участие в конкурсах и конференциях. Успешное участие старшеклассников нашей школы в региональных конференциях «Эврика», «Шаг в науку», Тихомировские чтения основано на систематическом изучении ими архивных документов.
Старейшими документами, хранящимися в отделе архивной службы Администрации Купинского района Новосибирской области (условно – в Купинском районом архиве), являются крестьянские индивидуальные ходатайства, «приговоры» сельских сходов, протоколы заседаний переселенческих комиссий и т. д. Они датированы периодом 1907–1916 гг., позволяют восстановить подробности осуществления землеотводных и землеустроительных работ и содержат ценные сведения о социально-экономическом развитии Кулундинской волости Каинского уезда Томской губернии. Изучение документов данного фонда также позволяет получить разностороннюю информацию по истории конкретного поселения: о составе населения (по именным спискам), об имущественном состоянии семей и пр. Здесь многие школьники могут, наконец, увидеть документы, написанные рукой своего прадеда.
В 1910–1916 гг. в Купинской волости действовала поземельно-устроительная партия. Ее цель заключалась не только в том, чтобы разрешить противоречия в сельских общинах по поводу земли, но и в том, чтобы создать оброчные статьи на казенных землях. Вот пример документа, который можно использовать для формирования исторических представлений школьников.
«Приговор № 13 “О разверстывании надельных земель при ссуде от правительства” Барского сельского схода Купинской волости Каинского уезда Томской губернии.
1912 года ноября месяца 21 дня. Мы, нижеподписавшиеся крестьяне Бар-ского общества, поселка Барского, собравшись сего числа на сельский сход, в присутствии нашего сельского старосты Василия Морозова, в количестве 82 домохозяев из общего числа 85 всех членов, имеющих право голоса на сходе, обсуждали вопрос о неудобствах существующего у нас землепользования. После большинством голосов 81 домохозяина против одного домохозяина, что составляет законное большинство 2/3 всех домохозяев, имеющих право голоса на сходе, постановили.
1. Размежевать наши земли навечно на отрубные участки по водворенным душам, применительно к требованиям изданной в руководство при внутринадельном землеустройстве инструкции, пригласив для этого частного землемера.
2. Просить заведующего переселением и землеустройством в Томском [переселенческом] районе войти с ходатайством в общее присутствие Томского губернского управления о выдаче нам ссуды на внутринадельное землеустройство в том размере, какой выяснится при заключении условия с землемером.
3. Признать ссуду долгом, с обязательством погашения его в течение первых десяти лет ежегодными взносами в равных частях»[1].
Подобные прошения составляли жители многих сел Каинского уезда. Следовательно, такие документы содержат важную информацию о социально-экономическом развитии Купинской волости.
В селе Копкуль сложилась крайне тяжелая ситуация с землей для переселенцев. Они обратились в поземельно-устроительную партию со следующим ходатайством.
«Имеем честь объяснить Вашему высокородию Господину производителю работ, что мы поселились по прирезным приговорам в 1907–1908 годах в Копкульское сельское общество. В момент нашего вступления в общество у нас числилось 111 душ мужского пола, в настоящее время народонаселение увеличилось, так что в обществе нашем исчисляется 600 душ мужского пола. Ввиду недостатка земли, как пахотной, так и сенокосной, мы принуждены арендовать за весьма высокую плату землю у государственной казны, а именно за 2101 рубль. Находясь в крайне стесненном положении, и ввиду недостатка земли имеем честь просить Вас, Ваше высокоблагородие, не находите ли возможным сделать зависящее от Вас распоряжение об отдаче нам в безвозмездное пользование Добрынинского участка, прилегающего к нам.
Прежние года Добрынинский участок давался нам без торгов, а в 1911 году по торгам, назначенным господином лесничим, земли остались за нами за 900 рублей в год, с течением времени арендная плата все повышалась и в 1913 году достигла до 2101 рубля. И без сего Добрынинского участка нашему обществу никак невозможно прожить.
Ввиду большего бедствия о малоземелье имеем честь просить Вас, Ваше высокоблагородие, сделать зависящее от Вас распоряжение и прирезать Добрынинский участок к Копкульскому обществу, и наделить копкульских крестьян землей хотя бы к 1915 году.
Считаем долгом объяснить, что жить нам вследствие малоземелья крайне трудно, и в случае невозможности удовлетворить нашу просьбу мы вынуждены будем бросить наше место и хозяйство и искать новое место»[2].
Качество земли, получаемой переселенцами, иной раз оставляло желать лучшего. В частности, о земельном участке поселка Антоновский известно следующее. «Общий характер участка: слегка волнистая лесостепь с большим содержанием подсолонков. В восточной и юго-восточной части участка много солонца и глины. Из всего Купинского района участок принадлежит к числу худших. Населен немцами, баптистами и лютеранами»[3].
Информацию о своей семье учащийся может почерпнуть из ходатайств о прирезке земли и получении ссуд на межевание участков. В частности, изучение делопроизводственных источников позволяет охарактеризовать размер помощи переселенцам от правительства и местной администрации при обустройстве на новом месте, установить, как были созданы местные школы, волостная переселенческая больница, опытное поле и т. д. Возможно, в этих документах будут упомянуты ваши родственники, работавшие в этих учреждениях. В Купинском архиве хранятся ходатайства о прирезке земли, написанные рукой одного из первых учителей Купинской волости – Алексея Адамовича Хруцкого. Он не только учил детей, но писал ходатайства за неграмотных односельчан.
Особый интерес к архивным документам поддерживается при изучении хода сплошной коллективизации деревни в нашем крае. Особый дух времени содержат, в частности, протоколы районных съездов советов Купинского района Западно-Сибирского края, обсуждавших вопросы о состоянии сельского хозяйства, народного образования, о коллективизации. Характер настроений сибирской деревни в 1932 г. отражает выступление председателя Новокрасинского сельсовета Васина на заседании Купинского районного совета крестьянских и рабочих депутатов: «До сего времени очень мало уделяем внимания по работе с беднотой, отсюда не удивительно, что наша беднота находится под влиянием кулачества, а последние распускают разные нелепые слухи в виде того, что найдено золотое письмо с содержанием, что вот-вот колхозы погибнут, – с этими явлениями и толками нашим сельсоветам нужно вести решительную борьбу. Борьба с кулачеством нами проводится слабо, не всеми сельсоветами даны кулачеству твердые задания по разным заготовкам, а если и даны, то отсутствует контроль выполнения их. Мы также не занимаемся выявлением имеющегося у нас кулачества, а оно еще есть в каждом с/совете»[4].
Еще один важный аспект изучения архивных документов – возможность восстановить особенности принятия решений органами власти; рассмотреть одиозные решения, которые так и не были воплощены в реальность. Изучение невыполненных решений позволяет придать местной истории некую вариативность, рассмотреть альтернативы развития района. К примеру, на заседании президиума Купинского районного исполнительного комитета 27–28 апреля 1932 г. рассматривали внесенный секретарем РИКа вопрос «О переименовании района». Было принято следующее нелепое, но вполне «своевременное» решение.
«Принимая во внимание: 1) Что село Купино, вместе с этим и район, ведет свое название по фамилии кулаков – торгашей Купиных, заселивших в первые дни данный участок Моховое. 2) Что в порядке постановления правительство требуется пересмотреть вопрос о переименовании станции в другое название в связи с тем, что такое название носит станция, находящаяся по Самаро-Златоустовской железной дороге, и кроме того, имеется подобное этому название на Украине, город Купинск, что… вносит путаницу как в части засылки корреспонденции, так и по ряду других вопросов. 3) Что вопрос о переименовании села Купино и района широко обсужден среди трудящихся всего района, со стороны которых имеются настойчивые требования о переименовании.
Исходя из вышеизложенного, президиум Райисполкома постановил: 1) Переименовать село Купино в село Постышево, имени секретаря ЦК ВКП(б) т. Постышева, а вместе с этим Купинский район в Постышевский и станцию Купино в Постышево. 2) Просить Запсибкрайисполком и ВЦИК утвердить это постановление»[5].
Просьба президиума Купинского райисполкома не была подержана вышестоящими властями и благополучно провалилась.
Изучение фондов районного архива способствует возрастанию интереса к своему прошлому у представителей разных возрастных категорий населения. Документы Купинского районного архива используются в публикациях по истории родного края в СМИ, при проведении занятий в образовательных учреждениях. Следовательно, речь идет о популяризации особого документального наследия.
Самостоятельная работа учащихся на уроке при изучении нового материала является необходимым звеном процесса усвоения знаний. Эффективность использования при этом архивных документов доказана практикой, многочисленными экспериментальными и опытными исследованиями. Такая работа значительно повышает качество и объем усваиваемых знаний, готовность их практического использования, сокращает время изучения учебного материала дома, учит школьников самих добывать знания из разных источников. Правильно организованная учителем на уроке самостоятельная работа помогает преодолеть формализм в знаниях.
Работа с архивными документами помогает школьникам осознать свою причастность к истории региона, создает условия для проявления уважительного отношения к его документальному и культурному наследию, побуждает их к исследовательской и творческой деятельности.
[1] Отдел архивной службы Администрации Купинского р-на Новосибирской обл. Ф. 1. Оп. 1. Д. 18. Л. 35.
[2] Там же. Д. 34. Л. 17.
[3] Там же. Д. 25. Л. 16.
[4] Там же. Оп. 2. Д. 2. Л. 58.
[5] Там же. Д. 5. Л. 91.
Овчинников Алексей Алексеевич, учитель истории МБОУ СОШ № 148 г. Купино Новосибирской области
http://io.nios.ru/articles2/125/15/vzaimodeystvie-shkoly-i-rayonnogo-arh...
Добавить комментарий