[23.XI (6. XII). 1913, с. Дурасовка Стерликамского у. Уфимской губ. - 19.IV. 2000, Москва] - прозаик, публицист, литературовед. Из служащих. Окончил Барнаульский сельхозтехникум. Работал инструк-тором по силосованию кормов и агрономом в Хакасии. В 1939 окончил гидромелиоративный ф-т Омского с.-х. ин-та. Во время ВОВ был старшим гидрологом Гидрометеослужбы СибВО на Салехарде, руководителем гидрографич. экспедиции. В 1949 получил степень канд. техн. наук. С 1946 по 1955 заведовал кафедрой мелиорации Омского с.-х. ин-та. С 1955 по 1964 был старшим науч. сотрудником Зап.-Сиб. филиала АН СССР (Новосибирск). В 1964, после публ. повести «На Иртыше», сделавшей его известным писателем, З. переехал на постоянное место жительства в Москву. Преподавал в Лит. ин-те им. А.М. Горького. Неоднократно избирался чл. правления и секр. СП СССР и РСФСР. В 1986 - 1998 З. был гл. ред. ж. «Новый мир». В эти годы ж. публикует «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, острые экологич. и публиц. материалы, в т. ч. и самого З. В 1989 - 1991 З. - Народный депутат СССР. Академик РАН. Лауреат Гос. премии СССР. Герой Соц. Труда. Публ. в ж. «Сиб. огни», «Новый мир», «Дружба на-родов», «Октябрь» и др. Первая кн. - «Рассказы» (Омск, 1941). Автор кн. «Северные рассказы» (1947), «На большую землю» (1953), «В наши годы» (1956), «Красный клевер» (1961), «Тропы Алтая» (1962), «На Иртыше» (1964), «Соленая Падь» (1968), «Мой Чехов» (1969), «Интервью у самого себя» (1970), «Комиссия» (1975), «После бури» (1986) и др., изд. в Омске, Новосибирске, Москве.
Как художник З. начинал с романтики Севера. Но круг творч. интересов З. широк и обширен. Его занимали противоречивые процессы коллективизации и жизнь послевоенного села, партизанская республика в колчаковском тылу и проблемы со-хранения природы, одна из форм крестьянского самоуправления во времена Гражданской войны в Сибири и нэп, злободневные вопросы семьи и брака в совр. условиях и тайны творчества гениев мировой лит-ры - Гоголя, Чехова. Современность и история, новаторство и традиция - вот полюса, в «магнит-ном поле» которых развивалось творчество З. Магистральной для З. стала тема социально-психологич. и полит. эволюции рус. человека на важнейшем историч. переломе, вызванном Октябрьской революцией. Этой темой объединены три главных романа З. - «Соленая Падь» (1967), «Комиссия» (1975), «После бури» (1982 - 1986), представляющие собой худ.-психол. хроники сиб. истории в период рев. ломки. Романы переведены более чем на 30 ин. яз., вошли в программы ср. школ и вузов. В этих романах З. особенно ярко раскрывается как художник-новатор. В «Соленой Пади» З. отказался от традиционного для лит-ры о Гражданской войне изображения противостояния красных и белых и сосредоточил внимание на конфликте внутри одного лагеря - партизанского (командарм Мещеряков против комиссара Брусенкова), что рас-ширяло представление о сложности Гражданской войны и нар. психологии. А говоря о Лесной Комиссии как символе народовластия, З. показывает трагическую обреченность этой, по существу, правовой утопии, которая уничтожается жестоким хо-дом истории. Творчество З. проникнуто высокой гражданственностью и страстной публицистич. В личности З. органично сочетались «поэт и гражданин». З. внес серьезный вклад в рус. лит-ру второй пол. XX в.
Соч.: Собр. соч. в 6 т. - М., 1989 - 1991.
Лит.: Яновский Н. Сергей Залыгин: Очерк творчества. - Кемерово, 1965; Колесникова Г. Сергей Залыгин. - М., 1969; Теракопян Л. Сергей Залыгин. - М., 1973; Нуйкин. А. Зрелость художника: Очерк творчества Сергея Залыгина. - М., 1984; Дедков И. Страницы жизни, страницы творчества. - М., 1985; Горшенин А. Сергей Залыгин. (Лит. портрет). - Новосибирск, 1986; Николаев П. Залыгин Сергей Павлович. // Русские писатели. XX век. Биобиблиог. словарь в 2 т. - М., 1998. Т. 1.