12 декабря в актовом зале Новосибирской классической гимназии №17 по итогам IV Тихомировских Чтений состоялась церемония награждения, в которой приняли участие заместитель Главы администрации Ленинского района Федорчук Сергей Владимирович, священник Валериан Давыдов, сотрудник Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии, директор Центра новосибирской книги Левченко Наталья Ивановна.
В этом году на Чтениях качество докладов повысилось, расширилась география участников: 12 образовательных учреждений Новосибирской области, высокий уровень подготовки показали МБОУ СОШ №5 г. Искитима, МБОУ СОШ № 3 Барабинского района, МОУ Искровская СОШ Черепановского района, МОУ Ярковская СОШ имени К.Г. Романова Черепановского района, МКОУ Ордынская СОШ №2, Барышевский детский дом.
В IV Тихомировских Чтениях приняли участие: Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, Инженерный лицей НГТУ, лицей № 136, Сибирский кадетский корпус, гимназия №9, Новосибирская классическая гимназия №17; МБОУ СОШ №3, №17, №18, №36, №40, №45, №56, №57, №59, №67, №73, №76, №78, №94, №96, №102, №111, №112, №160, №168, №177, №178, №194.
Среди образовательных учреждений г. Новосибирска наиболее успешными стали Православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского, МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», МБОУ лицей №136, МБОУ СОШ №45, МБОУ СОШ №67.
В содержание финальной программы были включены доклады участников Тихомировских Чтений:
Малыгин Иннокентий, 4 класс. «Причины начала Второй Мировой Войны с точки зрения православной культуры». Православная гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского
Добрынина Мария, Артемьев Олег, 5 класс. «Роль рассказчика-рядового солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино». МБОУ лицей №136.
Большой интерес у участников Чтений вызвали выступления членов жюри, которые в своих докладах поделились со слушателями своими открытиями, раскрыли некоторые механизмы исследовательской деятельности школьников:
· Голодяев Константин Артемович, краевед, сотрудник музея истории Новосибирска. «Левобережье: задолго до Новосибирска».
· Малыгин Алексей Викторович, учитель математики Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского, победитель областного конкурса «Учитель года – 2010». «Князь Владимир: цивилизационный выбор России».
В ходе финальной программы состоялось награждение победителей, призеров дипломами министерства образования НСО и памятными подарками от Славянского Фонда, от отдела образования Новосибирской митрополии РПЦ, благодаря финансовой поддержки и помощи:
Олега Александровича Сметанина, депутата Законодательного Собрания Новосибирской области;
Николая Александровича Тямина, депутата Совета депутатов г. Новосибирска;
Сергея Львовича Соколова, президента Фонда «Доверие»;
Николая Александровича Александрова, директора издательского Дома «Историческое наследие Сибири», известного писателя;
Натальи Ивановны Левченко, директора Центра новосибирской книги;
ГАУ НПЦ НСО;
Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии;
Православного прихода во имя Преподобного Серафима Саровского.
В финальной программе был сделан подробный анализ работы шести секций, на которых было представлено более 100 докладов и исследовательских работ, 20 человек стали победителями, около 40 – призерами.
Многие участники секции «Православная культура», как и предполагалось, посвятили свои труды 700-летию преподобного Сергия Радонежского, 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На темы прозвучавших работ повлияли как «преданья старины глубокой», так и совсем современные события: 4 работы были связаны с житием и деяниями святого Сергия Радонежского, 3 работы – с подвигами русских святых XV-XVI веков; девятиклассник Анищенко Родион из Барышевского детского дома представил работу «Вклад русской Православной церкви в Великую Победу» (где подробно рассказал о службе Богу и Отечеству новосибирских священнослужителей в годы войны); Гаренская Анастасия из 10 класса 17-й гимназии продемонстрировала исследование «Наши имена: православные аспекты»; а учащиеся «Православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского» Малыгин Иннокентий (4 класс) и Буданцев Алексей (9 класс) в своих работах коснулись актуальной темы исключительности русского пути развития и противопоставлению его западным меркантильным ценностям, работы называются – «Причины начала Второй Мировой войны с точки зрения православной культуры» и «Экономические интересы крупного бизнеса и фашизм» соответственно.
Большинство докладов и исследовательских работ, представленных на секции «История», были посвящены подвигу русских солдат на поле боя не только в Великой Отечественной войне, но и в Первой мировой. Особый интерес вызвали доклады десятиклассницы Адамовой Юлии из школы №2 г. Искитима, Чистякова Вячеслава (11 класс, СОШ №36). Для многих слушателей было открытием участие русского экспедиционного корпуса в обороне Парижа в 1914 году и подвиг солдат императорской армии России, защищавших крепость у города Ипр во Франции, в той самой битве, где немецкая армия впервые применила газ в качестве оружия.
Общий тон всем выступлениям задавали доклады ребят, посвященные семейным героям, участникам многих сражений в Великой Отечественной войне. Собравшиеся на секции услышали о защитниках Сталинграда, участниках битвы за Берлин, сотрудниках подразделения «Смерш», интересными были доклады ребят о прадедушках и прабабушках, работавших в тылу, их трудовой подвиг вызывает не меньшее уважение. Участники секции представили работы об известных ученых и музыкантах, которые внесли вклад в развитие науки и культуры нашего государства, об участии России в международной благотворительной организации «Красный крест». Победителями в номинации «Исследовательская работа» стали старшеклассники из школы №40 Ленинского района Трушкина Ксения, Бузмаков Константин, представившие историю Ленинского района в математических задачах.
В IV Тихомировских Чтениях секция «Семья в истории страны» была организована как самостоятельная. Ее участники убедительно доказали важность изучения своей родословной, с чувством гордости рассказывали о своих дедах и прадедах, об их заслугах и подвигах. Дипломы победителей на этой секции были вручены Портновой Марии, ученице 10 класса МКОУ Ордынская СОШ №2, и шестикласснику Реморову Николаю из Инженерного лицея НГТУ, составившего родословное древо своей семьи, включая восемь колен.
На секции «Краеведение» были представлены работы, в которых отразились особенности становления молодого сибирского города, вклад его основателей и созидателей в дальнейшее развитие Новосибирска. Тематика докладов отличалась разнообразием и актуальностью. Заинтересованность всех присутствующих вопросами истории родного города, бурное обсуждение презентаций, позитивный и доброжелательный настрой определили особую атмосферу мероприятия. Победителем в номинации «Исследовательская работа» стала Рыбакова Мария, ученица 10 класса Новосибирской классической гимназии №17, представившая результаты своих изысканий на тему «У истоков народного образования Левобережья».
Название секции «Литературное краеведение» уже содержит основное направление работы – изучение литературы сибирского края. По мнению участников секции, воспитание уважения к культуре родного края, формирование чувства патриотизма, гордости за его историческое прошлое начинается с интереса к жизни и творчеству своих земляков. Каждое исследование носило уникальный характер. А самое главное – каждая работа была пронизана огромной любовью и уважением к своему родному краю. Победители Нагайцева Анна (11 класс, НОУ МОУ ДОД Дом детского творчества г. Черепаново) исследовала творчество Анатолия Жамалиевича Садырова, ученица 10 класса Новосибирской классической гимназии № 17 Душутина Татьяна представила интересную работу, в которой рассматривала особенности концепции провинциального журнала на примере издания «Иртыш, превращающийся в Иппокрену». Особое впечатление на слушателей произвело выступление Мацкевич Марии, ученицы 7 класса лицея № 136, раскрывшей в своей работе своеобразие тематики творчества сибирского поэта Казимира Лисовского.
В связи с празднованием Года литературы на секции «Филология» было уделено внимание историческим и духовно-нравственным аспектам русской литературы XIX и XX вв. В работах юных исследователей освещались очень интересные нравственные и исторические темы. Стоит отметить, что в секции «Филология» принимали участие ребята разных возрастов – как ученики старших классов, так и юные исследователи. Победителями стали учащиеся 5 класса из лицея №136 Добрынина Мария и Артемьев Олег (Роль рассказчика-рядового солдата в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»), а также группа учащихся 8-го класса из Новосибирской классической гимназии №17, представившая жюри проект энциклопедического справочника «Друзья мои, прекрасен наш союз!», в котором собран материал обо всех друзьях-лицеистах А.С. Пушкина.
Тема войны поднималась в нескольких работах и носила, в основном, исследовательский характер. Так, победитель Шалина Екатерина (11 класс, Новосибирская классическая гимназия № 17), выступая фактически на двух языках, русском и немецком, не только показала понимание поэзии К. Симонова, но и сопоставила его стихотворение «Жди меня» с произведением немецкого поэта-антифашиста Э. Вайнерта.
Участники IV Тихомировских Чтений в своих итоговых рефлексивных анкетах отметили высокий уровень организации Чтений, работу кураторов, гостеприимство сотрудников гимназии №17, профессионализм жюри, в который вошли научные сотрудники НГПУ, СГГА, ГАНО, музея истории города Новосибирска, Центра новосибирской книги.
В конце финальной программы, в преддверие Рождества, прозвучали слова ведущих: «Пусть Добро, Сострадание и Милосердие никогда не покидают ваши сердца, а знания будут всегда путеводной звездой в этом сложном и противоречивом мире!»
Людмила Демьяновна Яковлева, куратор Чтений, руководитель краеведческого музея «У истоков города» Новосибирской классической гимназии №17, Заслуженный учитель РФ
Добавить комментарий