Зимина Татьяна Анатольевна

17 января 2018 года – 90 лет со дня рождения народной артистки РСФСР, балерины и педагога Зиминой Татьяны Анатольевны (1928, Москва).

Выпускница Московского хореографического училища, в 1947–1969 гг. – ведущая солистка балета НГАТОиБ. Исполняла 44 партии, среди них выделяются такие, как Одетта – Одиллия («Лебединое озеро»), Жизель («Жизель»), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Раймонда («Раймонда»), Китри («Дон Кихот»), Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Сан Шен-му («Драгоценный фонарь лотоса»), Барышня («Барышня и хулиган»), Мехменэ Бану («Легенда о любви»). Много гастролировала в городах Советского Союза, выезжала во Вьетнам, Данию, Китай, Румынию, Сирию, Болгарию, Австралию и др. С 1963 г. параллельно с артистической деятельностью преподавала в Новосибирском хореографическом училище, в 1967–1969 гг. была его художественным руководителем. В 1971–1991 гг. – балетмейстер-репетитор Ленинградского мюзик-холла, с 1992 – репетитор Малого театра оперы и балета7. (Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2008 год. Новосибирск, 2007. С. 6*, 16*; Новосибирск : энциклопедия. Новосибирск, 2003. С. 354*; http://nghk-nsk.ru /о-колледже/история/; https://www.mikhailovsky.ru/theatre/company/ballet/)

11 сентября 1947 г. состоялся дебют Татьяны Зиминой на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета. Сразу после окончания Московского хореографического училища (класс Г. П. Петровой) она среди десяти выпускников училища отправилась в Новосибирск. В молодой балетной труппе почти не было профессионально подготовленных артистов. Татьяне Зиминой, Лидии Крупениной и Сергею Иванову поручили ответственный классический номер «па-де-труа» из первого акта «Лебединого озера» на музыку П. И. Чайковского в постановке М. Ф. Моисеева и К. И. Сальниковой. Времени на подготовку всего десять дней.Пришлось много работать, хотелось не уронить чести школы и понравиться сибирякам. Успех первого выступления показал высокий потенциал молодых танцовщиков. Хорошо технически подготовленным в школе им нужна была сценическая практика. В этот период театр первым в стране поставил балетный спектакль для детей «Доктор Айболит» на музыку Морозова. В спектакле Татьяна Зимина выступила в роли Лисы. Около семнадцати различных номеров исполнила Т. Зимина в первый год работы в новосибирском театре. Она участвовала и в массовых сценах, и в танцах. А к концу сезона Татьяна Зимина уже исполнила первую ведущую партию – Раймонды в одноименном балете А. Глазунова в постановке М. Моисеева. Т. Зимина выступила и в последней работе балетмейстера М. Моисеева на новосибирской сцене – балете на музыку современного советского композитора К. А. Корчмарева «Аленький цветочек» в партии Маши. В ее исполнении Машенька «была естественной, простой, по-русски самоотверженной героиней».

С каждым сезоном количество исполненных партий сокращалось, зато росло качество и значение создаваемых ролей. В декабре 1948 г. Т. Зимина впервые исполнила партию Одетты – Одиллии в балете «Лебединое озеро». Замечателен был контраст Одетты и Одиллии. Величественная королева лебедей приобрела в исполнении Татьяны Зиминой черты целомудрия, лиричности и скромности. Полной противоположностью была Одиллия – воплощение хитрости и коварства.

Репертуар, который судьбе было угодно предложить для становления мастерства Татьяны Зиминой, был очень разнообразен. Тут были классические балеты: «Фадетта» Л. Делиба – М. Моисеева, К. Сальниковой, «Эсмеральда» Ц. Пуни – М. Сатуновского, «Спящая красавица» П. Чайковского – В. Вайнонена и современные – «Красный мак» Р. Глиэра – Т. Рамоновой, «Берег счастья» А. Спадавеккиа – В. Вайнонена, «Маскарад» Л. Лапутина – О. Дадишкилиани... Конечно, это была серьезная школа танцевального и актерского мастерства.

За большие достижения в области советского театрального искусства в марте 1955 г. Татьяне Анатольевне Зиминой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, а в августе 1955 г. – народной артистки РСФСР.

В этом же году коллектив Новосибирского государственного театра оперы и балета, отмечая свой десятилетний юбилей, побывал на гастролях в Москве. Любители балета и критики отмечали отличную слаженность и выразительность балетных спектаклей. Е. Грошева в рецензии на гастроли новосибирского театра написала о балете «Лебединое озеро» в постановке М. Сатуновского: «Талантливые артисты новосибирского балета – Т. Зимина, Г. Рыхлов и другие пленили московских зрителей глубокой эмоциональностью исполнения и безупречной техникой».

Отличительные качества балерины Т. Зиминой – виртуозное владение танцевальной техникой, глубокое проникновение во внутренний мир создаваемого сценического образа. НиколайЭльяш, характеризуя исполнение Т. Зиминой партии Жизели в одноименном балете А. Адана в постановке М. Сатуновского, сказал: «Непосредственность и теплота чувства сочетаются в исполнении Т. Зиминой с глубокой продуманностью каждого момента, каждой мизансцены и танца. Танец Т. Зиминой и в других ролях привлекает осмысленностью и одухотворенностью, строгой и чистой формой. В партии Жизели балерина безукоризненно точна, она бережно сохраняет стиль и характер романтического балета. Но эта точность соединена у нее с полнотой и свободой чувств, с психологической правдой внутреннего рисунка». И далее: «Она не только первоклассная балерина, но и серьезная, вдумчивая актриса, умеющая находить четкую форму образа, точные психологические детали».

С творчеством Юрия Григоровича связан золотой этап в жизни новосибирского балета. Он поставил на новосибирской сцене балеты: «Каменный цветок» С. Прокофьева и «Легенда о любви» А. Меликова. «Танцевальный психологизм хореографа-новатора оказался близок Татьяне Зиминой. Актриса глубоких лирических и драматических тем, она стала единомышленником и тонким интерпретатором художнических позиций авторов знаменитых постановок. Холодное величие ее Хозяйки растворялось в горячей любви к Мастеру, сказочная недоступность окрашивалась человеческой страстностью. И если в гордой владычице уральских богатств таилось что-то блоковское, то в облике Мехменэ Бану проглядывали штрихи и краски Врубеля. Здесь глубокие, порой противоречивые чувства, поступки олицетворялись прекрасными танцами, ясной и изысканной пластикой. Царственность внешнего рисунка роли не скрывала свойств человеческой души – боли, страдания, ревности, выявлявшихся в монологах. Зато в знаменитом дуэте сцены «видений» женственность и мягкое благородство затмевали властолюбие», – так написал ее партнер по сцене Н. Долгушин о работах Т. Зиминой над этими партиями.

За свою творческую жизнь балерине пришлось много гастролировать с театром и со своими партнерами по разным городам СССР и за рубежом. Выезжала она на гастроли во Вьетнам, Данию, Китай, Румынию, Сирию, Болгарию, Австралию и др. И везде ее встречала восторженная публика. Новосибирский поэт А. Смердов во время гастролей театра в Китае сообщал в газету «Советская Сибирь»: «...Татьяна Зимина после первого появления на сцене стала подлинной любимицей семимиллионного населения Шанхая...»

Партнерами Т. Зиминой были в разные годы ведущие солисты балета С. Иванов, Г. Янсон, Г. Рыхлов, С. Савков, Н. Долгушин и другие. В памяти новосибирцев Татьяна Зимина и ее партнер Никита Долгушин сохранились как первые исполнители «Ленинградской поэмы» на музыку первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича, вдохновившую И. Бельского на ее пластическое воплощение. Запомнились Барышня – Т. Зимина и Хулиган – С. Савков в одноименном спектакле на музыку Д. Шостаковича в постановке К. Боярского и художника В. Доррера.

За двадцать три года работы в труппе Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Т. А. Зимина станцевала сорок четыре партии. «Эти женские образы, впитавшие неповторимые эмоциональные краски личности народной артистки России Татьяны Зиминой, стали значительным явлением современного русского балета», – отмечала Э. Шумилова. Среди ее обширного репертуара выделяются партии: Одетта –Одиллия («Лебединое озеро»), Жизель («Жизель»); Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Сан Шен-му («Драгоценный фонарь лотоса»), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Китри («Дон Кихот»), Параша («Медный всадник») и, конечно, Мехменэ Бану («Легенда о любви»).

Последний раз на сцене Т. Зимина выступила в партии Мехменэ Бану. «Татьяна Зимина перевернула наше представление о балете», – говорили многие, кто видел ее в этой роли. Никита Долгушин сравнил творчество Т. А. Зиминой с «путем становления, мужания и расцвета новосибирского балета».

С 1965 по 1970 год народная артистка РСФСР Т. Зимина работала педагогом и была художественным руководителем Новосибирского хореографического училища. С 1971 по 1991 год Т. А. Зимина являлась балетмейстером-репетитором Ленинградского мюзик-холла. Балетная труппа Ленинградского мюзик-холла своей формой, выучкой обязана профессионализму Татьяны Анатольевны.

Вспоминая годы работы в Новосибирском театре оперы и балета, Т. А. Зимина написала: «Жаль, что эти годы пролетели как один миг!» Но сколько радости и удовольствия доставила балерина своим творчеством зрителям!

Т. В. Попова

Литература

ШУМИЛОВА, Э. «…Годы пролетели как один миг» : (Письмо другу) : [о творчестве балерины : к 70-летию] / Э. Шумилова // Совет. балет. – 1998. – Июль-Авг. (№ 97). – С. 35 – 36 : ил.

ДОЛГУШИН, Н. [Т. А. Зимина : к 60-летию со дня рождения] / Н. Долгушин // Совет. балет. – 1988. – № 2. – С. 60 – 62 : ил.

ШУМИЛОВА, Э. Балерины Новосибирского академического [Т. А. Зимина и Л. И. Крупенина] / Э. Шумилова // Сиб. огни. – 1965. – № 9. – С. 150 – 159, ил. на вкл. л. Между с. 176 и 177.

МАЛКОВ, М. Н. Зимина Татьяна Анатольевна / М. Н. Малков // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 354. – Библиогр.: с. 354.

МАЛКОВ, М. Н. Зимина Татьяна Анатольевна / М. Н. Малков // Русский балет : энциклопедия. – М., 1997. – С. 193 : ил. – Библиогр.: с. 193.

КЛЕЙМЕНОВА, М. С. Зимина Татьяна Анатольевна / М. С. Клейменова // Балет : энциклопедия. – М., 1981. – С. 211 – 212 : портр.

БАХРУШИН, Ю. А. Зимина Татьяна Анатольевна / Ю. А. Бахрушин // Театральная энциклопедия. – М., 1963. – Т. 2. – Стб. 790. – Подпись: Юр. Б.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2008 год

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image