АДМИРАЛТЕЙСТВО в Иркутске, подразделение Морского ведомства, созданное для рук-ва судоходством и мор. исслед-ями в Сибири.
1-й шаг к созданию А. предпринят в 1754: издан указ Сената о назначении в Иркутск адмиралт. команды, а также учреждена навигац. школа (школа навигации и геодезии) в Иркутске. В 1764 в Иркутск прибыл штурман Михаил Татаринов. Помимо командования А. ему было поручено упр-ние навигац. школой и одновр. рук-во Морским упр-нием, созданным при резиденции генерал-губернатора Вост. Сибири в том же году. В ведение А. перешла Охотская морская команда, наряду с др. работами производившая топогр. съемку берегов Байкала.
В 1765 М. Татаринов подготовил место для А. в устье р. Ушаковки у Знаменского мон-ря, построил эллинги для судов и казармы для рабочих (позже все сооружения перенесены за Ушаковку). Для безопасности плавания по Байкалу А. выстроило маяк у входа в зал. Прорва возле Посольского мон-ря. При А. находились 3 офицера и ок. 90 ниж. чинов Морского ведомства. Тем не менее на протяжении всего существования А. в его штате ощущалась нехватка кадров: штурманов, матросов, корабельных мастеров. В год на содержание А. шло 2,1 тыс. руб., на ремонт судов – 200 руб.
В 1803 утверждены штаты для Охотского порта, по к-рым его начальник одновр. являлся комендантом города. В Охотске строились небольшие транспорт. суда для мест. надобностей. Но в 1812 из-за неудобного положения порта морское упр-ние переведено в Петропавловск.
К моменту орг-ции А. по Байкалу ходил 1 малый бот, найденный М. Татариновым в плохом состоянии. По заказу А. мастером Лапиным построено 2 новых бота, стоивших казне по 1,2 тыс. руб. Всего до 1839 в Иркутске построено 23 парусных судна: 1 швертбот, 3 большие почт. лодки, 1 дощаник, 1 шхойт, 1 пакетбот («Александр»), 1 галиот, 4 транспорта (в т. ч. «Ермак», «Иркутск», «Иртыш»), 11 ботов («Кузьма-святогородец», «Борис и Глеб», «Бурят», «Адриан и Наталья», «Николай», «Ермак» и др.) и судно «Посольск» на Лиственничной пристани. В версте от истока Ангары функционировала Никольская пристань, где зимовал парусный Байкальский флот. Суда ходили в ср. по 10 лет из-за того, что Адмиралтейств-коллегия не учитывала навигац. особенностей озера (резкие ветры с частой сменой направления, крутые и короткие волны, боковой дрейф, бортовая качка) и предписывала строить обычные мор. боты, не прислушиваясь к мнению управляющих Иркутским А. По этой причине к кон. 1830-х гг. А. не выдержало конкуренции с частн. предпринимателями, имевшими пригодные для мест. условий большие парусные лодки. К тому же появились 1-е проекты орг-ции на Байкале пароход. сообщения (1838).
В 1838 в Иркутск из С.-Петербурга прибыл капитан-лейт. Васильев с приказом о расформировании Байкальской флотилии. В 1839 казен. судоходство на озере прекратили, и А. закрыли.
Лит.: Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. М.; Л., 1939; Большаков В.Н. Очерки истории речного транспорта Сибири. XIX век. Новосибирск, 1991.
Е.Н. Туманик