АГРАРНО-КОЛОНИЗАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА в кон. XVI – нач. ХХ в. С кон. XVI до сер. XVII в. перед гос-вом остро стояла проблема снабжения продовольствием воен. формирований и охотников за соболем (промышленников). Доставка зерна с Севера и из Предуралья вопроса не сняла. На доставку хлеба из Устюга до побережья Тихого океана требовалось 5 лет. Первые рус. пашни возникли на р. Туре в кон. XVI в. Пр-во сажало «во крестьяне» ссыльных, а также обязывало заводить пашни служилых людей. Воен. верхушке отводили на вотчинном праве большие массивы земель в расчете на рост посевов. Но сиб. «вотчины» своей задачи не выполняли из-за недостатка раб. силы, в кач-ве к-рой использовались родственники заимщиков, дворовые люди, «полоняне-калмыки».
Добровол. переселения в Сибирь были вызваны слухами в России о природ. богатствах края, а также ростом налогов, сосредоточением земли в руках крест. верхушки, но в особенности – неурожаями в Поморье и Зырянии в связи с начавшимся климат. пессимумом. Проблемы реализации А.-к. п. в Сибири решали на местах воеводы и подчиненные им приказчики, периодически проводившие наборы на пашню «гулящих людей». Таких «охотников» снабжали зерном, орудиями труда, лошадьми, освобождали на время от налогов. В теч. XVII в. для привлечения колонистов использовались частн. слободчики. Получая в свое распоряжение земли, они размещали в заводимых ими слободах новоприходцев, также давая им «подмогу». Важную роль в социализации и адаптации «пришлых» в Сибири играли сиб. монастыри. По прошествии неск. лет срочные монастыр. порядчики могли перейти в статус государевых крестьян и обязаны были в опред. пропорции к «собинной» пашне обрабатывать государеву (казенную) десятинную пашню. Так формировался слой свобод. крестьян – самостоят. владельцев земли. Создав собств. аграрно-хозяйственные комплексы, они начинали принимать в свои дворы новых порядчиков, а мн., сдав «пришлым» «тягло», уходили на новые земли.
А.-к. п. пр-ва не была последовательной. Петров. реформы и гонения на староверов стали причиной нелегал. миграций (бегства) в Сибирь, т. е. существ. продвинули решение проблем колонизации аграрной края. Но само гос-во, преследуя бегство, тормозило процесс пополнения Сибири раб. руками. Их недостаток обнаружился при формировании Алтайско-Нерчинского горнозавод. комплекса, создание к-рого закладывало основу пром. казен. освоения Сибири (Урал был средоточием частн. пром-ти) и способствовало укреплению юж. границ региона (воен. линия). Неудач. попытки (1747–59) населить завод. ведомство за счет сиб. «пришлых» обнажили демогр. проблему с новой остротой. Указ 1760 о праве помещиков ссылать людей в Сибирь был отражением продворян. политики, тем не менее частично способствовал решению задач сиб. колонизации. Процесс массового заселения Сибири (в частн. Барабы) посредством принуд. мигрантов, начатый Елизаветой, продолжался Екатериной II. Перемещенные из Польши беглые рос. подданные были размещены на юж. границах Сибири в виде компакт. земледельч. колоний: в Забайкалье – «семейских», на Алтае – «поляков».
А.-к. п. Екатерины II приобрела хар-р структур. части программы, нацеленной на создание империи нац. типа (см. Екатерины II национальный проект и сибирское крестьянство). Отменив десятин. пашню, ликвидировав монастыр. землевладение, императрица с помощью указа «зазывала» беглых староверов возвратиться в Сибирь. На Алтае была легализована община бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, живших в горных ущельях Алтая. Числ. колонистов Сибири продолжала расти также за счет адм. и уголов. ссылки («посельщиков»). При Александре I имели место попытки создания в Сибири земледельч. колоний сектантов (молокан, духоборов). В период т. н. реформы П.Д. Киселева (1840–50-е гг.) А.-к. п. была нацелена на орг-цию массовых добровол. переселений из малоземел. р-нов России и Белоруссии.
В аграр. колонизации края в опред. пропорциях сочетались гос. и народ. инициативы. А.-к. п. пр-ва в существ. степени стихийно корректировалась колонистами. Гос-ву, в частн., не удалось реализовать установку на создание в Сибири землевладения вотчинного типа и пришлось легализовать переходы внутри региона (отменив десятин. пашню), что придало аграр. колонизации динамичный хар-р и обеспечило ее успех.
Реформа 1861 открыла новые возможности для аграр. развития. Согласно законам от 8 марта 1861 и 17 дек. 1862, обязат. отработки на заводах отменялись, а бывш. приписные крестьяне должны были платить оброчную подать при сохранении неизменного землепользования. Указом от 5 марта 1861 гос. крестьяне, не пользовавшиеся наделом от казны, освобождались от уплаты оброчной подати и от работ на обществ. запашках. Помещичьи крестьяне получали свободу. Формой реализации собственности казны на землю оставались подати, с 1898 переведенные с подушного на поземел. принцип взимания (см. Налог).
Законы от 18 янв. и 24 нояб. 1866 положили нач. преобразованию гос. деревни. На Сибирь они не распространялись, но имели для нее большое значение, т. к. провозглашали за гос-вом безоговор. право на казен. земли. 1-й этап реформирования гос. деревни в Сибири начался 21 нояб. 1879 с закона «О преобразовании общественного управления государственных крестьян Западной Сибири», 27 апр. 1882 распространенного на Вост. Сибирь. На основе «Положения 19 февраля 1861 г.» в регионе вводилось крест. самоупр-ние. Рук-во его органами возлагалось на земских заседателей, к-рых с 1883 в Зап. Сибири сменили чиновники по крестьянским делам. Закон от 13 июня 1893 существ. расширил их полномочия, а по закону 2 июня 1898 в Сибири учреждался институт крестьянских начальников. Они имели самые широкие полномочия: могли отменить любое решение органов крест. самоупр-ния, обладали и широко использовали право адм. наказания (штрафы, аресты). След. инстанцией упр-ния крестьянами стал уезд. съезд крест. начальников, а затем – общее присутствие губ. упр-ния.
Сибирь в кон. XIX в. стала гл. колонизуемым р-ном страны, и ведущее место в аграр. политике гос-ва в регионе заняли проблемы аграр. переселения. «Положение 19 февраля...» разрешало переселение лишь тем крестьянам, кто имеет «увольнительный приговор» от своей общины. Его получение затруднялось коллект. ответственностью общины по уплате налогов и выкупных платежей. Однако стратег. соображения побуждали пр-во создавать льгот. условия для переселения в отдаленные р-ны. Коррективы в переселенч. политику вносились и в связи с наплывом в регион самовол. переселенцев. В 1861 и 1866 появились особые правила о заселении Д. Востока. В 1865 опубл. указ о переселении гос. крестьян без предоставления льгот на кабинетские земли Алтая (см. Землевладение кабинетское). Первой попыткой систематизации переселенч. движения в целом стали вр. правила 1881. На их основе появился закон от 13 июля 1889, ставший важной вехой в переселенч. деле. Закон допустил переселение без увольнит. приговора, с разрешения 2 министров. Новые правила также заложили систему гос. мероприятий по обеспечению переселения в местах выхода (обследование хоз-в желающих переселиться), в дороге (путевое пособие) и за Уралом (отмежевание уч-ков для водворения, выдача ссуд для домообзаведения).
Новые уступки переселенч. движению пр-во сделало в 1890-х гг. в связи с необходимостью заселения полосы Транссибирской магистрали. Эта задача возлагалась на созданный в 1892 Комитет Сибирской ж. д. и образованное в 1896 Переселенческое упр-ние. В проведении переселенч. политики произошли изменения: вводился льгот. тариф для переселенцев (15 сент. 1890); увеличивался размер предоставляемой им ссуды (1891); устанавливалась единая норма надела в 15 дес. (13 июня 1894); права на выдачу разрешений на переселение передавались губ. присутствиям (1896). Тем не менее правительств. политика в данной сфере отличалась непоследовательностью. 6 марта 1892 власти запретили выдавать разрешения на переселения, но в 1893 за Урал двинулось 100 тыс. самовол. переселенцев, и в 1894 Мин-во внутр. дел отменило циркуляр 1892.
Практика показала, что переселения не приносят вреда экон. интересам помещиков и положительно влияют на хоз. развитие страны, в то же время самовол. миграции вносят беспорядок в аграр. отношения. В связи с этим в нач. XX в. власти изменили свою позицию по переселенч. вопросу. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности (1901) высказалось за уничтожение всех препятствий переселенцам и оказание им макс. содействия. Министр внутр. дел В.К. Плеве в записке «Современное положение переселенческого дела в России» и участники Совещания по вопросу об улучшении постановки переселенч. дела (1904) высказались за объявление переселений общегос. делом. Наконец, закон от 6 июня 1904 декларировал свободу переселений, необходимость оказания мат. содействия мигрантам, идущим по разрешению, и отмену круговой поруки для новоселов.
С колонизацией региона была тесно связана зем. политика гос-ва. Во 2-й пол. XIX – нач. ХХ в. пр-во продолжало в целом безуспешные попытки насаждения в Сибири круп. частного (дворян.) землевладения, считая, что оно будет оказывать культур. влияние на «косную» крест. массу. Закон от 30 марта 1860 (26 июля 1868 распространенный на Вост. Сибирь) разрешал покупку земель мелкопомест. дворянам и пожалование их за службу гражд. и воен. чиновникам. На основании закона в Курганском окр. было продано 484 уч-ка, 439 из них купили купцы и крестьяне и лишь 45 – чиновники. В нояб. 1864 в Зап. Сибири на продажу выставили св. 100 уч-ков, но продать смогли только 27. Еще меньшее значение имели пожалования казен. земель. 8 июня 1901 Николай II утвердил закон «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири», к-рым вводился бессословный принцип покупки земель в Сибири, однако их льгот. аренда и приобретение разрешались только дворянам. На эти цели отвели 110 тыс. дес., позднее они пошли под переселение.
Осн. внимание в рамках земел. политики отводилось землеустройству. Начало его систематич. проведению в Зап. Сибири было положено в 1783 с учреждением 1-го штата сиб. землемеров. Рота воен. топографов (сформированная в 1831), особые межевые комиссии, губ. чертежные и «Сибирское межевание» с 1831 по 1871 осуществили землеустроит. работы на площ. 19 247 тыс. дес. В 1872 вместо «Сибирского межевания» создали Съемочное отд-ние. Параллельно с последним продолжали работать землемеры губ. чертежных. До 1889 они провели землеустроит. работы на площ. в 5 230 тыс. дес. На востоке региона созданное в 1851 «Межевание казенных земель Восточной Сибири» к кон. 1870-х гг. завершило процесс отвода земель волостям, но вся его документация сгорела, и результаты землеустройства были фактически аннулированы. В целом по региону гл. своей задачи – ограничения крест. хоз-ва наделом – землемеры не выполнили.
С сер. 1890-х гг. землеустроит. работы в регионе активизировались. В 1885 в Зап. Сибирь направили Переселенческий отряд, к-рый до 1894 образовал 146 переселенч. уч-ков площ. 430 тыс. дес., отвел в надел старожилам 863 тыс. дес., выделил в казенно-оброчные статьи 278,5 тыс. дес. 4 марта 1893 Комитет Сибирской ж. д. создал 4 землеустроит. партии. До 1897 они выделили под переселенч. уч-ки 3 924 тыс. дес. В кон. 1890 – нач. 1900-х гг. большее внимание стало уделяться землеустройству старожил. населения. При этом землеустроит. работы отделялись от землеотводных. С 1897 по 1905 землеустроено 7 811 тыс. дес.
С кон. 1890-х гг. гл. направлением зем. политики гос-ва в регионе стало регулирование крест. землепользования. Нач. проработке данного вопроса положила комиссия М.Н. Медема при Мин-ве гос. имуществ в 1871. Затем появились проекты иркут. генерал-губернатора А.Д. Горемыкина, комиссии Мин-ва земледелия 1893 и Межведомственной комиссии 1894. Подготовит. работа завершилась принятием законов от 23 мая 1896 и 4 июня 1898, к-рые закрепили право собственности гос-ва на земли Сибири. Наделы в 15 дес. на большей части тер. региона выделялись крестьянам в пользование бесплатно. Закон для алт. землеустройства от 31 мая 1899 строился на тех же основаниях, что и закон 1896, но свои наделы крестьяне должны были выкупать в теч. 49 лет. После принятия указ. законодат. актов началось внутриобщин. землеустройство. К 1915 окончат. отграничение крест. наделов провели на 37 441 тыс. дес., или на 66,6 % всех земель, подлежавших землеустройству. Полностью данный процесс был завершен в Алтайском окр. В его ходе от многоземел. крест. общин отрезали 4 930,5 тыс. дес, а малоземел. общинам добавили 2 004 тыс. дес. В результате крест. землепользование в округе уменьшилось на 5 %.
Землю сиб. крестьянам гос-во выделило в пользование, но уже в ходе обсуждения данного решения ряд гос. деятелей: Н.Х. Бунге, С.Ю. Витте, А.И. Вышнеградский, В.И. Гурко и др. – призывали к постепенному введению частн. собственности на крест. земли. В 1901 С.Ю. Витте представил Николаю II записку по итогам работы Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности, в ней он высказал идею о необходимости «умирания» общины. Дальнейшее развитие эти идеи нашли в Столыпинской аграрной реформе. Реформа началась указом от 9 нояб. 1906, согласно к-рому каждый домохозяин мог заявить о выходе из общины и взятии земли в частн. собственность. В 1907 П.А. Столыпин высказался о необходимости распространения данного процесса на Сибирь.
Революция 1905–1907 с ее крест. бунтами увеличила обществ. значимость аграр. переселения в Сибирь. В марте 1906 издано положение «О порядке применения закона 1904 г. о переселении», разрешавшее свобод. переселение на окраины. В сент. 1906 Николай II издал указ о передаче под переселения свобод. земель Алтайского окр., а в дек. Гл. упр-ние земледелия и землеустройства приостановило землеустройство старожилов и все землеустроит. партии направило на выделение переселенч. участков.
В сент. 1910 во время поездки в Сибирь П.А. Столыпин потребовал от мест. властей активизировать работу по образованию хуторов и отрубов (см. Столыпина П.А. и Кривошеина А.В. поездка в Сибирь в 1910 г.). 1-е хутора в регионе создавались по положению 1900, разрешавшему их устройство переселенцам из зап. губерний России, но на небольших земел. уч-ках. С 1911 на хутора и отруба выделялась уже треть переселенч. фонда. Параллельно проводилось размежевание старожил. общин. К 1916 в Томской губ. ходатайства об этом поступили от 290 тыс. старожил. дворов, или 25 % от их общего кол-ва. Однако в конечном итоге создано лишь 72 тыс. хуторов и отрубов на площ. в 2,6 млн из 30 млн дес., принадлежавших старожилам. В целом по Сибири на хутора и отруба выделили 9 228 тыс. дес. (ок. 13 % земель, подлежавших землеустройству). Однако в Сибири они находились не в частн. собственности, как в европ. части России, а во владении. Разработка законопроекта о введении крест. частн. собственности на землю в регионе началась в 1908. В марте 1914 соотв. положение одобрила земел. подкомиссия Государственной думы IV созыва, но с нач. войны его принятие отложили.
Лит.: Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 1949. Т. 1; Шунков В.И. Очерки по истории земледелия Сибири. XVII в. М., 1956; Громыко М.М. Западная Сибирь в XVIII в. Новосибирск 1965; Кожухов Ю.В. Русские крестьяне Восточной Сибири в первой половине XIX в. Л., 1967; История Сибири. Л, 1968. Т. 3; Колесников А.Д. Русское население Западной Сибири в XVIII – начале XIX в. Омск, 1973; Худяков В.Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период. Томск, 1986; Островский И.В. Аграрная политика царизма в Сибири периода империализма. Новосибирск, 1991; Храмков А.А. Земельная реформа в Сибири (1896–1916 гг.) и ее влияние на положение крестьян. Барнаул, 1994.
Г.А. Ноздрин, Т.С. Мамсик