АРХИВЫ СИБИРИ. С кон. XVI в. в 1-х сиб. городах и ряде круп. острогов формируются комплексы актовых источников и материалов текущего делопроизв-ва. В нач. XVIII в. в процессе реформирования органов упр-ния учреждены А. при губ., провинц. и уезд. канцеляриях. Помимо этого, архив. документы откладываются в канцеляриях провинц., городовых и надвор. судов, ратушах, тамож. органах, духов. консисториях и др. мест. учреждениях. О богатстве А. С. во 2-й четв. XVIII в. дают представление результаты архив. разысканий акад. Г.Ф. Миллера, обследовавшего в 1733–42 А. сиб. и урал. городов. Им и его сотрудниками скопировано ок. 8,5 тыс. наиб. ценных документов, что составляло лишь незначит. часть арх. документов региона. Наиб. круп. А. имелись в то время в Тобольске, Енисейске и Якутске. Позднее круп. арх. собр. начали формироваться в Иркутске, Барнауле, Томске, Тюмени и др. городах. Крупнейшими архивами Омска стали архивы Акмолинского обл. правления, канцелярии Степного генерал-губернаторства и Сибирского казачьего войска.
Революция и Гражданская война разрушили систему гос. органов и орг-ций. Серьезно пострадали и ведомств. А., было брошено, погибло от пожаров, расхищено, приведено в хаотичное состояние огромное кол-во документов.
Становление архив. дела в сов. Сибири на единых принципах началось в сент. 1919, после создания спец. рабочей группы, перед к-рой была поставлена задача взять на учет и под охрану брошенные А., а также подготовить проекты постановлений Сибревкома по арх. стр-ву. В правовом отношении эта деят-ть основывалась на Декрете СНК РСФСР от 1 июня 1918 «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР». В февр. 1920 было учреждено Сиб. архивное упр-ние (Сибархив), к-рому поручалось организовать губ. А., поставить арх. дело и руководить им на тер. всей Сибири в ее дорев. адм. границах, вкл. часть нынешнего Казахстана и Якутию.
Свои возникновением Сибархив был обязан в первую очередь потребностям сов. власти в сборе документов, к-рые могли быть использованы в полит. борьбе. Первоначально Сибархив был нужен не столько как орган упр-ния арх. делом, сколько как структура, полномочная выявлять и концентрировать актуал. документы, прежде всего характеризующие деят-ть Временного сибирского правительства и пр-ва А.В. Колчака. К его созданию оказались причастны такие ведомства, как ВЧК и РВСР. Такой подход находился в противоречии со стремлением архивистов сделать архивохранилища средоточием ист. документов. В это время отмечались попытки сотрудников сиб. арх. учреждений противодействовать вывозу документов из Сибири в Центр.
В обязанности Сибархива входил сбор рассеянных по Сибири полит. и воен. А. белых пр-в, документов царской семьи и актив. деятелей контрреволюции, Высшего временного церковного упр-ния, материалов, имевших отношение к убыткам, причиненных интервенцией, архивов частн. коммерч. банков, необходимых для междунар. расчетов, и отправка этих архивов в центр. Одновр. проводилась и орг. работа, а также работа по концентрации и учету А., по спасению т. н. беспризорных А. и по отборке макулатуры. Помимо арх. материалов Сибархив брал под контроль печ. издания. В Омске удалось собрать почти все газеты и журналы Зап. Сибири, начиная с 1920. Ныне хранящийся в Гос. архиве Новосибирской обл. газет. фонд первых лет сов. власти – один из самых богатых. Собирались также газеты дорев. России.
Важное значение для арх. стр-ва имело принятое Сибревкомом пост. «Положение об управлении архивным делом Сибири», утвержд. Сибревкомом 3 февр. 1920. В нем гл. задачей Сибархива определялось рук-во губ. архивами: Тюменско-Тобольским, Омским, Томским, Алтайским, Семипалатинским, Енисейским, Иркутским и Якутским. Сибархив возглавил комиссар военно-учеб. заведений Сибири, представитель Гл. упр-ния арх. делом Л.Н. Старк. В марте 1920 Старк был отозван из Сибири и начался новый этап арх. стр-ва в регионе, связанный с именем В.Д. Вегмана, сторонника жесткой централизации арх. дела Сибири путем создания подчиненных Сибархиву и подконтрольных мест. органам сов. власти арх. учреждений. К нач. 1921 Сибархиву удалось завершить орг-цию губ. А. В условиях продолжавшихся вооруж. столкновений, сложной полит. ситуации, при отсутствии устойчивых контактов с архивистами отдален. р-нов Сибархив осуществлял функции офиц. органа по орг-ции и централизации арх. дела на тер. от Зауралья до Енисея.
В связи с перенесением в 1921 центра Сибири из Омска в Новониколаевск и переездом туда Сибревкома начался перевод на новое место и Сибархива. К относительно полноценной деят-ти на новом месте Сибархив приступил лишь с янв. 1924, переместив в Новониколаевск свои управленч. документы и фонд, собранный секцией печ. изданий, – Сиб. книжную палату. Больше года отсутствовали площади для размещения фондов, а в штате Сибархива числилось всего 2 сотрудника. Небольшое полуподвал. помещение для хранилищ было предоставлено Сибархиву в февр. 1925 в здании Сибкрайисполкома, что позволило начать перемещение и обработку фондов. В целом 1-я пол. 1920-х гг. характеризуется весьма тяжелым мат. состоянием арх. дела в Сибири, следствием к-рого стало приостановление деят-ти Сибархива в 1923–24.
Еще до создания Сибархива, а затем и в 1-е месяцы его деят-ти каждый губ. А. ставил и решал свои конкрет. задачи. Так, в Иркутске ведение арх. дела первоначально было передано в Иркутский губ. комиссариат народ. просвещения, а с марта 1920 начал свою деят-ть Центр. архив Вост. Сибири. Создание в какой-то степени параллел. органа упр-ния не входило в планы Сибархива и ускорило решение вопроса об образовании в этом регионе губ. А. В апр. 1920 создано Алтайское губ. упр-ние арх. делом. Енисейское губ. упр-ние арх. фондом сформировано в авг. 1920. Нач. арх. стр-ва в Якутии связано с принятием Якутским губревкомом 22 дек. 1920 пост. об образовании Якутского губ. архива. Через 2 года было создано Упр-ние арх. делом Якутской АССР, подчиненное Ревкому республики. В Забайкалье, вошедшем в 1920 в Дальневосточную республику (ДВР), к реформе арх. дела приступили в 1921. Все А. были объявлены достоянием ДВР и переданы в ведение Мин-ва народ. просвещения. Однако средств на архивы отпущено не было. Напр., Читинское арх. бюро удалось создать лишь спустя 2 года, и до 1925 его штат состоял всего из 1 сотрудника, а сам А. находился в сыром, неотапливаемом и неосвещаемом подвале. В Бурят-Монгольской АССР Центр. арх. упр-ние было учреждено в дек. 1923.
Нач. 1920-х гг. в арх. стр-ве характеризовалось относительно лоял. отношением сов. власти к архивистам старой формации, что было объективно обусловлено отсутствием у новой власти резерва специалистов. За короткое время Вегман сумел подобрать высокопроф. кадры архивистов из мест. ученых и обществ. деятелей. Эти люди смогли приостановить дальнейшее расхищение и уничтожение А. как сиб., так и доставленных из-за Урала, затем занялись собиранием их в более или менее надежные хранилища, производили их разборку и систематизацию. В лице изв. краеведа Г.Е. Катанаева Сибархив приобрел крупнейшего специалиста по истории и экономике Сибири, к-рый до конца своих дней трудился для пользы арх. дела. Зав. Семипалатинским губ. архивом был утвержден большой знаток докум. материалов, исследователь истории Степного кр., юрист по образованию Н.Я. Коншин. В Красноярске по настоянию Сибархива первым зав. Енисейским губ. архивом был назначен бывш. офицер царской армии, изв. краевед-библиограф С.Н. Мамеев. Арх. упр-ние Вост. Сибири возглавлял проф. истории Иркутского гос. ун-та В.И. Огородников. На заведование Томским губ. архивом приглашен проф. П.Г. Любомиров, к-рого вскоре сменил проф. Н.Н. Бакай. Первым зав. Якутским губ. архивом стал Е.Д. Стрелов, краевед, выпускник Моск. археол. ин-та. Именно он, а также 1-е сотрудники губ. архива М.А. Кротов и Н. Бурнашев начали работу по спасению, учету и комплектованию А. ценнейшими материалами, организовывали экспедиции по сбору докум. материалов, изучали и пропагандировали арх. документы. Рук. Алтайского губ. упр-ния арх. делом был А.А. Ляпустин, юрист по образованию. В 1922 зав. губ. арх. бюро назначен изв. обществ. деятель, краевед Г.Д. Няшин. Центр. архив. упр-ние при СНК Бурят-Монгольской АССР возглавил В.П. Гирченко. Ему удалось вывезти из аймаков республики и сохранить от гибели тысячи уник. дел, отражающих историю и культуру народов республики. Благодаря деят-ти Иркутского губ. арх. бюро во главе с Б.Г. Кубаловым в короткий срок были собраны рассредоточенные по городу арх. фонды, привлечены к обработке документов студенты университета, оборудованы арендованные архивохранилища.
Несмотря на огромный объем черновой работы, Вегман и его сподвижники думали о будущем арх. дела, разрабатывали перспектив. планы. Общий план превращения Сибархива и архивов Сибири в н.-и. учреждения включал в себя след. осн. задачи: спасение от гибели важнейших докум. материалов, собирание их в гос. хранилища в виде обособленных арх. фондов; проведение экспертизы ценности «национализированных» материалов, выделение в макулатуру дел, не представляющих интереса для практич. нужд гос-ва и истории; установление контроля над сохранением документации текущего делопроизв-ва во всех учреждениях, орг-циях и на предприятиях; всемерное содействие использованию арх. материалов в интересах народ. хоз-ва. При этом осн. ставка делалась на новые кадры образованных историков-архивистов. В частн., предлагалось ввести при ист.-филол. фак-тах Томского и Иркутского университетов чтение лекций по предметам, имеющим близкое отношение к арх. делу.
Большую роль в спасении арх. фондов и отд. дел, находившихся в ведомств. учреждениях, сыграли арх. разборочные комиссии. Сиб. архивисты добились запрета для учреждений изымать из старых дел чистую бумагу без ведома губ. архив. разборочных комиссий, ведь в условиях дефицита бумаги зачастую вырезались не только чистые листы, но и любые документы, исписанные лишь с лицевой стороны. Вегман и Бакай для сбора арх. материалов организовывали арх. экспедиции студентов Томского ун-та в р-ны Зап. Сибири. В результате этой работы удалось спасти архивы не только томских учреждений, но и учреждений Мариинска, Кузнецка, Нарыма, Барнаула, а также архивы учреждений Перми и Тобольска, эвакуир. в Томск во время Гражд. войны. В Вост. Сибири летняя арх. экспедиция по уездам была осуществлена под общим рук-вом проф. В.И. Огородникова.
Специфика комплектования гос. архивохранилищ в 1920-е гг. заключалась в разделении арх. фондов на 2 части: историческую и политическую, осуществленную в интересах приспособления А. для полит. нужд. К сер. 1920-х гг. конъюнктур. подход к арх. делу одержал верх, что нашло свое выражение в орг-ции в сиб. А. полит. секций, подменивших собой фонды послерев. времени. Была проведена перегруппировка фондов, в результате к-рой наиболее пригодные для хранения документов помещения отдавались под полит. секции, даже ценой разрушения целостности фондов дорев. времени. В это же время большое распространение получила работа А. по заданиям репрессивных органов, проходила переориентация архивистов с исследовательской на архивно-техн. деят-ть.
За введением с 1925 нового окр. адм.-территор. деления (районирования) Сибири последовала реорганизация арх. органов упр-ния. Упр-ние арх. делом Сибири на правах отдела Сибкрайисполкома преобразуется в Сиб. краевое арх. бюро (Сибкрайархив). В кон. окт. 1930 в результате разделения Сибирского кр. на Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский кр. вновь преобразуется и система органов упр-ния арх. делом. Сибархив как общесиб. орган упр-ния арх. делом прекращает свое существование. Сиб. краевое арх. бюро реорганизуется в Зап.-Сиб. краевое арх. бюро с 5 отд-ниями: в Барнауле, Омске, Новосибирске, Томске, Щегловске (Кемерово), с центром в Новосибирске, а с 1932 – в Зап.-Сиб. краевое арх. упр-ние. В Восточно-Сибирском кр. руководящим арх. органом в 1930 становится Восточно-Сибирское краевое арх. бюро с центром в Иркутске. В его ведение поступают Красноярское, Минусинское, Ачинское и Канское окр. бюро, преобразов. в отд-ния Вост.-Сиб. краевого арх. бюро (затем – упр-ния), а также из Дальневосточного кр. было передано Читинское окр. арх. бюро. К этому же периоду относится и становление арх. службы в Туве. 23 июня 1930 создан Ученый комитет и при нем Гос. архив. В авг. 1929 решением Сибкрайкома ВКП(б) в целях концентрации парт. фондов создается краевой парт. архив, первым зав. к-рого стала Э.Ф. Митропольская.
С 1930-х гг. ведет свою историю арх. дело на район. уровне. Пост. ВЦИК и СНК РСФСР «О районных архивах» от 10 дек. 1934 предписывалось «организовать районные архивы при исполнительных комитетах тех районов, которые имеют наиболее ценные архивные материалы, и предоставить им сухие, безопасные в пожарном отношении помещения, специально оборудованные для хранения архивных материалов…» Уже в 1935 в Западно-Сибирском кр. действовало 7 гор. и 43 район. арх. бюро. Район. А. не прекращали своей работы даже в самые тяжелые для страны годы, благодаря чему удалось сохранить ценнейшие документы.
Серьезное негативное воздействие на развитие арх. дела в Сибири в кон. 1920-х – 1930-е гг. оказали т. н. макулатурные кампании. В это время был отменен Декрет от 31 марта 1919 «О хранении и уничтожении архивных дел» и обнародовано 1-е правительств. решение о начале макулатур. кампании. Осн. мотивом проведения этих кампаний был признан недостаток сырья на бумажных фабриках. Наряду с отправкой в утиль А. ряда орг-ций и учреждений, по инициативе органов власти также шло очищение архивохранилищ от «непригодных» для хранения материалов. Так, отд-ние РКИ в Омске предложило в 1929 Омскому арх. бюро отправить в утиль А. Омской гор. управы, Степного генерал-губернаторства и т. п. Всего с янв. по март 1929 сиб. арх. бюро было сдано в макулатуру ок. 391 т документов, с апр. по авг. – ок. 285 т. Несмотря на негативный опыт макулатур. кампании 1929, она была возобновлена в 1930. В эту кампанию Сибирское краевое арх. бюро запланировало сдать в целом 118,4 т макулатуры, но вынуждено было увеличить планы сдачи под давлением Сибирской краевой РКИ. В дальнейшем макулатур. кампании получили идеол. обоснование как задача гос. важности в деле снабжения сырьем бумажной пром-ти. В ходе 2-й пятилетки из хранилищ Омского, Томского, Минусинского, Кемеровского и Барнаульского архивов планировалось изъять 337,5 тонн документов при общем объеме хранения в 1 350 т. В соотв. с пост. СТО СССР от 17 дек. 1932 «Об обеспечении бумажной промышленности сырьем» от архивистов в очеред. раз потребовали принять самые решит. меры для выделения требуемого кол-ва макулатуры. Параллельно с изъятием документов из архивохранилищ продолжалось уничтожение А. учреждений и предприятий, в т. ч. район. исполкомов. В результате макулатур. кампаний оказались безвозвратно утрачены огромные массивы ценных в ист. и практич. отношении документов, архивисты фактически утратили возможность контролировать процессы сохранности и уничтожения документов, комплектование архивохранилищ приняло чрезвыч. хар-р. Затухание макулатур. кампаний относится к кон. 1930-х гг. – времени передачи арх. учреждений в систему НКВД.
В кадровом отношении 2-я пол. 1920-х – 1930-е гг. характеризуются для арх. органов Сибири постепенным «вычищением» старых специалистов – сначала с руководящих, а потом и с техн. должностей. В 1935 должности руководителей и науч. сотрудников А. вошли в номенклатуру ЦК ВКП(б), что закрепило созданный в 1920-е гг. механизм полит. контроля за арх. кадрами и деят-тью А. в целом. В 1930-е гг. сиб. архивистам фактически было запрещено заниматься самостоят. науч. исслед-ями, гл. направлением стало выявление арх. материалов для нужд социалистич. стр-ва. А. фактически превратились в закрытые учреждения, чит. залы, за редким исключением, упразднялись.
В 1938 гос. арх. органы и учреждения были переданы в систему НКВД (с 1946 – МВД СССР), в к-рой они пребывали до 1961, что наложило отпечаток на их деят-ть. Парт. А. оставались в подчинении комитетов ВКП(б). В результате передачи НКВД гос. А. ограничивался доступ к арх. документам, А. прежде всего рассматривались как источники компрометирующего материала на граждан страны, что обуславливало их актив. роль в деят-ти репрес. органов. С этого момента также ужесточались требования к предприятиям, орг-циям и учреждениям по обеспечению сохранности документов, передаче их на гос. хранение, что позволило в тяжелых условиях воен. времени не только сохранить собств. арх. материалы, но и обеспечить сохранность документов, эвакуир. из прифронт. полосы. В годы войны в тыловой Новосибирск стали поступать арх. документы из зон боевых действий, а также А. наркоматов и центр. учреждений СССР и РСФСР из Москвы.
Война предопределила усиление адм. методов упр-ния А. В соотв. с приказом НКВД СССР от 31 июля 1941 Гл. арх. упр-ние НКВД СССР было переименовано в Упр-ние гос. архивами НКВД СССР. С авг. 1941 ужесточается порядок выдачи справок биогр. хар-ра, справки, выписки и копии по документам гос. А. выдавались под личным контролем нач. арх. отдела и нач. гос. А. Также был прекращен допуск обычных посетителей в чит. залы гос. А. Работать над докум. материалам разрешалось только представителям парт., судебно-следств. органов и органов воен. командования, НКВД, прокуратуры, а также сотрудникам арх. органов.
Одной из важнейших задач архивистов в годы войны стала военно-патриотическая и научно-издат. работа, целью к-рой было выявление и публикация материалов о героич. борьбе народов СССР с иноземными оккупантами. Так, центр. место в плане работ Омского архива на 1942 занимала разработка темы «Отечественная война 1812 г. и Сибирь». Сотрудники Иркутского архива подготовили публикации о боевых традициях сибиряков, о борьбе сиб. партизан против ит. и румын. интервентов, о роли Сибири в Отечественной войне 1812. Новосиб. архивисты активизировали поиск материалов о месторождениях полезных ископаемых.
Также были приняты меры по разработке докум. материалов секрет. фондов для использования их в оперативно-чекистских целях. В соотв. с приказом НКВД СССР от 22 июня 1942 г., сотрудники гос. А. обязывались в 2-мес. срок осуществить разработку докум. материалов фондов контрразвед. органов и жандарм. упр-ний царской России, торг. фирм, контор и отд. представителей иностр. гос-в, иностр. отделов центр. и мест. исполкомов советов, торгово-пром. орг-ций, имевших связь с заграницей, в целях составления списков-справочников на нем., австр., румын. и иных шпионов и лиц, подозреваемых в саботаже.
Закономерным итогом полит. процессов, развернувшихся в СССР после смерти И.В. Сталина, стал пересмотр нормативно-правовых актов, регулировавших деят-ть гос. арх. службы, упразднение МВД СССР и перевод в 1960–61 органов упр-ния арх. делом и гос. А. из системы МВД в непосредств. подчинение органам исполнит. власти. Одним из знаковых результатов «оттепели» в арх. деле стало выполнение А. деят-ти, направленной на повышение соц. защищенности граждан, в т. ч. связанной с массовой выдачей справок о подтверждении труд. деят-ти в связи с принятием в 1956 Закона о гос. пенсиях.
Еще одним результатом полит. эволюции власти стало постепенное преодоление закрытости арх. учреждений, в первую очередь выразившееся в улучшении обслуживании исследователей в чит. залах гос. А. Распоряжением нач. Центрального арх. упр-ния МВД СССР Б.И. Мусатова от 11 дек. 1953 рук-ву А. предлагалось установить распорядок работы чит. залов гос. А. сообразно интересам исследователей, с учетом возможности работы в вечер. часы. Упрощался порядок оформления доступа для работы над документами парт. А. Но относит. либерализация не исключала жесткий и зачастую некомпетент. контроль над работой историков, выражавшийся в т. ч. в обязат. просмотре записей исследователей.
Во 2-й пол. 1950-х гг. началась работа по рассекречиванию документов и расширению доступа исследователей к фондам А. В соотв. с пост. Совета министров СССР от 7 февр. 1956 «О мерах по упорядочению режима хранения и лучшему использованию архивных материалов министерств и ведомств» гос. А. стали осуществлять работу по пересмотру состава материалов секрет. фондов. На 1 янв. 1956 в последних находилось ок. 12,5 млн дел, из низ ок. 3,5 млн – в центр. гос. А. Уже к кон. апр. 1957 гос. А. СССР было передано с секретного на общее хранение более 1,2 млн дел. Вклад сиб. А. в дело рассекречивания первоначально был незначительным. За 1956 в Гос. архиве Омской обл. рассекретили 73 ед. хр., в Гос. архиве Томской обл. – 6 364 ед. хр. В Гос. архиве Новосибирской обл. (ГАНО) на секрет. хранении в 1956 находилось 206 фондов (36 952 дела), в 1957 – 209 фондов (38 502 дела) и только в 1958 кол-во секрет. материалов сократилось в ГАНО до 5 663 ед. хр. Темпы рассекречивания во мн. определялись требованиями Гос. архивного упр-ния МВД СССР, ориентировавшими архивистов на решения XX съезда КПСС. Гл. внимание в своей деят-ти А. должны были уделить обеспечению сохранности докум. материалов и расширению их использования в интересах развития народ. хоз-ва и ист. науки, в т. ч. путем передачи на общее хранение ранее необоснованно засекреченных документов.
Облегчение доступа в А. дало возможность в первую очередь ученым-историкам реализовать права на науч. использование арх. документов. В 1954 возобновилось издание ж. «Исторический архив», к-рый воспринимался не только как возможность для публикации арх. документов, но и как трибуна для публич. обсуждения вопросов теории и практики арх. дела. Активизировалась работа самих А. по составлению и публикации докум. сборников. В 1957 арх. учреждения Омской обл. потратили на науч. работу средства, сравнимые с расходами на приобретение нового оборудования. Однако тематика публикаций была как правило однотипной, они посвящались, как правило, вопросам борьбы трудящихся за установление сов. власти в Сибири.
Конец 1950-х – нач. 1960-х гг. в истории арх. учреждений Сибири знаменовался постепенным спадом творч. активности, деят-ть А. приобретала все более консерватив. хар-р, что было связано с постепенным окончанием процессов перестройки об-ва.
Особое место в деят-ти арх. службы России начиная с 1970-х гг. принадлежит зональным науч.-метод. советам арх. учреждений (ЗНМС) – объединяющему и координирующему звену в системе арх. отрасли. 13 марта 1970 приказом Главархива СССР были утверждены Типовое положение о ЗНМС и перечень их базовых арх. органов, в их числе и ЗНМС арх. учреждений Сибири. В Сибири базовым арх. органом был определен арх. отдел Новосибирского облисполкома. Первое заседание ЗНМС сиб. архивистов состоялось в Новосибирске 4 нояб. 1970. В совет вошли по 2 чел. из числа рук. и методистов от Тувинской и Бурятской АССР, Алтайского и Красноярского кр., Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Читинской обл.
На заседаниях совета активно обсуждались вопросы комплектования Архивного фонда, отбора и экспертизы ценности документов, обеспечения их сохранности, создания и совершенствования науч.-справ. аппарата. Большое внимание уделялось деят-ти гор. и район., а также ведомств. А. В поле зрения архивистов находились проблемы н.-и. и метод. работы. В 1981–85 регулярно обсуждалось участие арх. учреждений Сибири в реализации гуманит. аспектов Программы «Сибирь». Начиная с 1991 становятся актуальными проблемы внедрения автоматизир. арх. технологий в деят-ть А., создания единого информ. пространства арх. службы региона. Активно ведутся работы по использованию документов в народно-хоз., науч., учеб., просвет. целях через подготовку сб. документов, орг-цию и проведение докум. выставок, науч.-практич. конф. Первым пред. ЗНМС арх. учреждений Сибири была зав. арх. отд. Новосибирского облисполкома А.Н. Козионова. С 1987 в этой должности работала Г.А. Спицина. В 1998 пред. ЗНМС избран рук. гос. арх. службы Новосибирской обл. В.В. Моисеев.
Существ. влияние на развитие арх. дела оказали полит. процессы начала 1990-х гг. В авг. 1991 в связи с Указом Президента РСФСР о приостановлении деят-ти КПСС на тер. России парт. А. влились в сеть гос. А. Большинство из них в 1990-е гг. были преобразованы в центры документации новейшей истории. В результате снятия грифа секретности с подавляющего кол-ва документов А. оказались незаменимым источником правдивой информации о сов. периоде рос. истории. Однако с выходом в 1993 Закона РФ «О государственной тайне» и ряда др. актов, предусматривающих сохранение тайны личной жизни граждан, ограничен доступ исследователей к арх. документам.
В результате адм.-территор. преобразований, гос. реформ значит. изменились структура органов упр-ния арх. делом и сеть арх. учреждений Сибири. В наст. время на тер. Сибири действуют 17 органов упр-ния арх. делом субъектов РФ; 20 гос. А. субъектов РФ; 429 муницип. органов упр-ния арх. делом гор. округов и муницип. р-нов, являющихся структур. подразделениями администраций городов и районов; 8 муницип. арх. учреждений (гор. и район. А.).
В гос. и муницип. А. Сибири на постоян. хранении находится более 18,5 млн ед. хр. арх. документов, объединенных в 92 519 фондов, а также более 6,2 млн дел документов по личному составу. Наиб. круп. массивы арх. документов хранятся в гос. архивах республик Бурятия и Якутия, Алтайского и Красноярского кр., Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Читинской обл.
Лит.: Сибирские архивы: история и современность. Новосибирск, 2000; Боброва В.С. Макулатурные кампании 1920-1930-х годов в Сибири // Отеч. архивы. 2001. № 5; Она же. Исследовательская работа архивистов Сибири в первый период Великой Отечественной войны (вторая половина 1941–1942 гг.) // Сибирь в контексте отечественной и мировой истории XVII–XXI вв. Новосибирск, 2007; Она же. «Оттепель» в архивном деле в Сибири // Вестник НГУ. Сер.: История, филология. 2008. Т. 7, вып. 1; Моисеев В.В. История организации и деятельность научно-методического совета архивных учреждений Сибири в контексте развития отечественного архивного дела. 1970–2005 гг. Новосибирск, 2006.
О.К. Кавцевич, В.В. Моисеев, А.И. Савин