АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ. Впервые А. появились в Сибири после присоединения сев. части Азербайджана к Рос. империи в ходе рус.-персид. войны (1826–28). Во 2-й четв. XIX – нач. XX в. их числ. в вост. р-нах России была незначительной. Преобладающей формой интеграции выходцев из Азербайджана в мест. об-во являлась культур. ассимиляция, сопровождавшаяся усвоением А. рус. яз. и традиций, в отд. случаях – переходом в православие. В 1908–16 в условиях геноцида со стороны армян мн. азерб. семьи мигрировали в Россию. Часть из них осела в Сибири и на Д. Востоке. В годы революции и Гражд. войны приток азерб. мигрантов на тер. России значит. сократился. После создания СССР огромное влияние на мас. переселение А. из Закавказья в др. р-ны страны было связано с этнополит. процессами, обусловлен. проведением этнич. чисток. В 1930-е гг. из пригран. с Арменией азерб. р-нов было насильственно выселено более 50 тыс. А. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. из Армении было депортировано ок. 150 тыс. А., часть к-рых направлялась в Сибирь.
По Всесоюз. переписи 1939 в Сибири проживало 0,7 тыс. А. В 1950-е – 1-й пол. 1980-х гг. значит. увеличение их численности вызывалось в осн. соц.-экон. факторами. Азерб. диаспора формировалась за счет военнослужащих, остававшихся после демобилизации в местах прохождения службы на постоянное местожительство, выпускников ср. спец. и высш. учеб. заведений, направляемых на работу в Россию, переселенцев, мигрировавших во вновь осваиваемые р-ны страны. В 1950-е гг. мн. А. в индивид. порядке или по комсомол. набору отправлялись в Юж. Сибирь и Сев. Казахстан на освоение целины. По переписи 1959 их общая числ. в вост. регионах РСФСР составляла 5,8 тыс. чел., в т. ч. в Зап. Сибири – 2,2 тыс., Вост. Сибири – 2,8 тыс., на Д. Востоке – 0,8 тыс. чел. Наиб. крупные этнич. общности А. сложились в Кемеровской (1 334 чел.), Иркутской (1 198 чел.) обл., Красноярском кр. (1 073 чел.). В 1960–80-е гг. приток А. в Сибирь и на Д. Восток усилился в связи с освоением новых индустр. р-нов. Значит. азерб. диаспоры возникли в зонах разработки нефтегаз., угол. и рудных месторождений Кр. Севера, стр-ва ГЭС на Енисее и Ангаре, Байкало-Амурской магистрали. В Тюменской обл. числ. А. выросла с 403 чел. в 1970 до 19 455 чел. в 1989, в Красноярском кр. – с 1 061 до 8 327, в Амурской обл. – с 284 до 6 072, в Хабаровском кр. – с 371 до 5 223 чел. соотв. Всего по переписи 1970 в вост. р-нах России проживало 3,4 тыс. А., 1979 – 11,1, 1989 – 52,3 тыс. Осн. сферами занятости азерб. мигрантов были нефтегазодобыв. пром-ть, стр-во, услуги и торговля. Ряд круп. специалистов приезжал в Сибирь и на Д. Восток для создания новых производств. объектов, изучения и разработки месторождений полез. ископаемых. Так, значит. вклад в орг-цию и развитие добычи нефти на Тюменском Севере внес нач. «Главтюменьгеологии», Герой Соц. Труда Ф.К. Салманов.
В послевоен. период в процессе интеграции А. в мест. об-во по-прежнему сохранялась тенденция к их ассимиляции. В 1950-х – 1-й пол. 1980-х гг. выходцы из закавказ. республик, не имея возможности создавать собств. культ.-образоват. учреждения, не могли сохранить нац. самобытность. Мигранты из Азербайджана, владевшие рус. яз. и ведшие светский образ жизни, относительно легко адаптировались к социокультур. среде вост. регионов России. Отсутствие этнич. общин, обладавших правом культур. автономии, способствовало утрате ими чувства нац. принадлежности.
В кон. 1980-х – 1990-е гг. новая волна миграции из Азербайджана в Россию, в т. ч. в Сибирь, была вызвана усилением соц.-экон. и этнополит. процессов, способствовавших распаду СССР. Осн. причинами мас. переселения А. являлись межнац. конфликты в Нагор. Карабахе, экон. кризис в Азербайджане, сопровождавшийся мас. безработицей и падением уровня жизни населения. В связи с этим в числе мигрантов преобладали беженцы из Армении и погран. с ней азерб. р-нов, безработные, оставшиеся без средств к существованию. Огромное влияние на увеличение притока мигрантов оказывали личные связи между приезжими и представителями азерб. диаспоры, уже осевшими в вост. р-нах России. Состоят. члены азерб. общин помогали родственникам и знакомым в переселении и трудоустройстве. Миграц. фактор обусловил интенсив. формирование во мн. регионах Сибири компактно проживающих групп А. Выходцы из Азербайджана объединяются в землячества, что способствует быстрому образованию и количеств. росту азерб. этнич. общностей. По Всерос. переписи 2002 общая числ. А. в Сибирском федеральном окр. составляла 60,7 тыс. чел., в Дальневосточном федеральном окр. – 18 094 чел. Наиб. крупные азерб. диаспоры существуют в Красноярском (19 447 чел), Алтайском (9 768 чел.), Хабаровском (4 463 чел.) и Приморском (4 411 чел.) кр., Кемеровской (7 250 чел.) и Новосибирской (7 366 чел.) обл.
Переход к рынку ускорил процесс включения выходцев из Азербайджана в различ. сферы экономики Сибири и Д. Востока. Большинство из них занято в сфере услуг и торговли. А. работают на прод. рынках, в продуктовых магазинах, заведениях общепита, обществ. транспорте. Представителями азерб. бизнес-элиты являются руководители нефтегаз. компаний «ЛУКОЙЛ», «НОРТгаз», круп. банков. В слое мелких и ср. предпринимателей преобладают владельцы торг. павильонов, кафе и ресторанов, станций техн. обслуживания автомобилей, автостоянок. Азерб. интеллигенция представлена юристами, учеными, преподавателями, мед. работниками, инженерами, журналистами, служащими. Часть выходцев из Азербайджана пополняет ряды орг. преступности.
Развитие демокр. процессов в России способствовало созданию условий для возрождения нац. самобытности А., проживающих в Сибири и на Д. Востоке. Одним из осн. направлений в деле сохранения этнич. идентичности мигрантов является их актив. включение в культур. жизнь азерб. диаспоры. В 1990-х – нач. 2000-х гг. в городах Сибири созданы нац.-культур. центры, стремившиеся сохранить азерб. яз. и традиции. Деят-ть данных орг-ций направлена на проведение культ.-мас. и спорт. мероприятий, открытие учеб. заведений, выпуск период. изданий на рус. и азерб. яз. Для воспитания подрастающего поколения создаются воскрес. школы, в к-рых дети из азерб. семей изучают родной язык, историю, географию, литературу. Важными событиями в жизни сиб. А. являются нац. праздники, в частн. Новруз Байрам (праздник весеннего равноденствия), Дни азербайджанской культуры. В то же время нац.-культур. центры, привлекая представителей азерб. диаспоры к участию в общегор. культ.-мас. мероприятиях, способствуют ее интеграции в мест. об-во. В нач. XXI в., несмотря на рост нац. самосознания, А. остаются неотъемлемой частью многонац. и многоконфес. общности народов и этносов, проживающих в Сибири и на Д. Востоке.
Р.Е. Романов