БАЛАГАТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (1919–26), массовая акция гражд. неповиновения в Забайкалье в годы Гражданской войны и попытка организовать самоупр-ние вплоть до образования самостоят. гос-ва на осн. соц. и нравств. норм буддийск. учения. Основу идеологии Б. д. составили взгляды ламы Кижингинского дацана Л.-С. Цыденова и хамбо-ламы тибет. монастыря Гумбум Джаяк-гэгэна, согласно к-рым для возрождения истинного учения Будды следует покидать офиц. существующие буддийск. монастыри и образовывать новые внемонастыр. буддийск. общины. Непосредств. поводом, спровоцировавшим Б. д., стал указ Бурятской Народной Думы (БНД) от 23 янв. 1919 о мобилизации бурят, родившихся в 1895–98, в армию, в ряды монголо-бурят. бригады «Зорикто-батор» в составе войск атамана Г.М. Семенова, принятый в порядке реализации пост. ноябрьского (1918) общебурят. съезда о мобилизации 2 тыс. чел. из Агинского, Селенгинского, Хоринского и Баргузинского аймаков. Вместе с бурятами мобилизации подлежали и тунгусы-буддисты. В указе отмечалось, что решение о призыве принято «в годину мировых народных бедствий, коснувшихся и мирных степей бурятского населения, и вызвано заботой Думы о сохранении религии и народного достояния». В пояснении существа решения, направленного управляющему Забайкальской обл., говорилось, что происходившие в течение последнего года в бурят. аймаках насилия, грабежи и захваты земель вынудили общенац. съезд бурят, состоявшийся в нояб. 1918, дать согласие на предложение атамана Семенова о формировании 2 бурят. конных полков. Указ о призыве вызвал у верующих-буддистов значит. недовольство, к-рое усилилось в связи с применением семеновцами силы во время набора, поскольку ранее царское пр-во буддистов на воен. службу не призывало. Верующие обратились за помощью к одному из наиб. уважаемых и почитаемых лам – Л.-С. Цыденову, к-рый счел, что БНД, пойдя на поводу у диктатора атамана Семенова и издав Указ о мобилизации, нарушила права, обычаи и традиции своего народа и фактически предала его. Поэтому верующим следует выйти из-под юрисдикции такого пр-ва и создать гос-во, в к-ром соблюдались бы принципы буддийск. учения, как это имеет место в Тибете. Мнение Л.-С. Цыденова получило широкую поддержку среди населения. В Цаганском, Бодонгутском и Хальбинском хошунах прошли стихийные выборы делегатов в Учредит. собрание. Была образована конституц. комиссия и организована запись желающих стать подданными («харликами») создаваемого гос-ва. В мае 1919 состоялось Великое учредит. собрание, на к-ром присутствовало 102 делегата, представлявших значит. часть населения Кодунской, Чесанской и Кижингинской долин, Ульдурги, Булума и др. мест.
Учредит. собрание обосновало свое неприятие власти БНД след. обр.: «В силу данных нам прав свободы мы постановили оставить власть управления народной думы, аймачных управ, хошунов и сомонов, действия к-рых направлены в особенности к военной цели, совершенно противной и притеснительной для нашего религиозного и гражданского сознания и войти во власть всемогущего Дарма-Ранзыйн-хана [Дхарма-раджи-хана, т. е. Л.-С. Цыденова]». В пределах провозглашенного гос-ва ликвидировались хошунные и сомонные упр-ния БНД. Вместо сомонов образовывались тосхоны, а вместо хошунов – «балагатские общества», давшие название движению. Таких об-в было 11: Кижингагольское, Челсанайское, Кодунское, Улан-Бургасанское, Цаганнорское, Сарантуевское, Ородгольское, Моксохоновское, Чесаногольское, Ехэ-Булакское, Кулхисонское. Территория гос-ва включала Чесанскую, Кодунскую, Кижингинскую долины, часть территории нынешних Хоринского и Еравнинского р-нов. Местонахождение кельи Л.-С. Цыденова на поляне Суархэ (Ламын Созхой, недалеко от совр. Усть-Орота) было объявлено столицей теократ. гос-ва, названной «Соёмпкус».
Гос. устройство описывалось в Конституции из 36 статей. Учреждались Великий суглаан (Народное собрание), пр-во, суд, органы охраны обществ. порядка. Наличие к.-л. вооруж. сил Конституцией не предусматривалось. На Собрании был торжественно оглашен Манифест об образовании теократ. гос-ва «наподобие Тибета» во главе с «ламой-ханом» Л.-С. Цыденовым, врученный представителям БНД и атаману Семенову.
Лидеры БНД сначала надеялись ликвидировать Б. д. мирным путем, для чего дважды присылали своих представителей к теократам. Но чл. теократ. пр-ва от переговоров отказались, заявив, что подчиняются только Л.-С. Цыденову и никакой др. власти над собой не признают. Поскольку БНД собств. вооруж. сил не имела, она обратилась за помощью к атаману Семенову, к-рый направил в ставку теократов отряд казаков под команд. нач. Верхнеудинского гарнизона полк. Корвин-Пиотровского. Л.-С. Цыденов, все министры и должн. лица теократ. гос-ва были арестованы и отправлены в верхнеудин. тюрьму. Семеновцы позднее еще неск. раз арестовывали Л.-С. Цыденова и его ближайшее окружение. Б. д. продолжалось и после падения Семенова, после гибели в тюрьме Л.-С. Цыденова в 1922, вплоть до 1926.
Б. д., развернувшееся в соотв. с древнейшим буддийск. принципом «дхармавиджаи» («защиты с помощью учения-дхармы», см. Буддизм), в какой-то степени сумело временно защитить население Кижинги, части совр. Хоринского и Еравнинского р-нов, от братоубийств. гражд. войны.
С.Ю. Лепехов