БАРАБИНЦЫ, барабинские татары, тюрки Барабы, самоназв. «бараба», «барама» – корен. тюркоязычная этнич. группа Зап.-Сиб. равнины. Компактно расселены в Центр. Обь-Иртышском междуречье, в области, к-рая называется по имени занимающего ее народа Барабой (Барабинской лесостепью или низменностью). В составе Б. выделяются 3 этнотерритор. группы, в соотв. со старым родоплеменным разделением обозначаемые как барабинско-туражская, теренинско-чойская и любейско-тунусская. Поселения Б. расположены в Барабинском, Венгеровском, Усть-Тарском, Чановском, Куйбышевском, Каргатском, Убинском, Кыштовском, Северном р-нах Новосибирской обл.
В материалах Всерос. переписи 1897 и Всесоюз. переписи 1926 Б. были выделены как отд. этнич. группа. Числ., по данным этих переписей, составляла 4 433 чел. и 7 528 чел. соотв. При последующих переписях Б. включались в состав остальных татар, поэтому их числ. может быть определена лишь оценочно. Так, в нач. 1970-х гг. в барабин. нас. пунктах проживали приблизительно 8,4 тыс. татар, но в это число входили и потомки поволжско-приурал. татар-переселенцев, к-рых могло быть до 20 % от общего кол-ва жителей. Б. говорят на барабин. диалекте языка сиб. татар (см. Барабинско-татарский яз.).
Преобладающей среди популяций Б. является гетерогенная урал. малая (2-го порядка) раса, или, по др. варианту классификации, обь-иртыш. тип зап.-сиб. расы. Палеоантропол. материалы, а также консервативные дерматоглифические и одонтол. признаки позволяют говорить о нек-ром тяготении барабин. популяций в сторону европеоидности.
Б. сформировались на основе преим. 2 компонентов. Первый представлен субстратным населением Зап. Сибири, относившимся в целом к урал. этнолингвист. общности. Второй складывался приблизительно с VIII в. н. э., когда начались массовые миграции групп населения с юга, с тер. Саяно-Алтая. Эти группы мигрантов были преим. тюркскими, но включали в себя также южносамодийские, енисейскоязычные и, вероятно, монг. элементы. Несмотря на язык. различия, они обладали культур. сходством, к-рое характеризовалось сочетанием производящей и присваивающей экономики и комплексностью осн. культур. составляющих. С 1-м компонентом связаны элементы сев. рыболовческо-охотничьей культуры (развитие запорного рыболовства, заготовка рыбы впрок, лодки-долбленки, остроголовые идолы-курчак, хранившиеся в доме или в лесных постройках-«амбарчиках», приемы орнаментации бересты и др.), со 2-м – южно-сиб. охотничье-коневодческой (способы буксировки, 2-скатные жилища-полуземлянки, шаманизм и др.).
Весь средневековый период истории тюрк. населения Барабы характеризуется интенсив. контактами с соседними угор. и самодийск. группами, что нашло отражение в мест. топо- и этнонимике. Завершение формирования Б. как отд. этнич. общности относится к кон. XVII – нач. XVIII в.
Традиц. занятия Б. разнообразны, что определяется различием геогр. условий их обитания. В таеж. зоне на 1-е место выходят традиц. мясная и пушная охота и рыболовство. В лесостеп. – данные виды деят-ти дополняются коневодством, призванным обеспечивать ведение охотничье-рыболовч. хоз-ва. На юге, в остепненной зоне, большое развитие получило скот-во, в т. ч. разведение мелк. рогат. скота. В лесостеп. и степ. зонах распространялось земледелие. Соответственно значит. разнообразием отличались типы жилых и хоз. сооружений, вкл. полуземлянки, саман. и дерновые дома. Сохраняются традиц. типы лыж, лодок, различ. формы буксировки и перемещения промысл. грузов. Пожилые женщины продолжают носить традиц. костюм, состоящий из платья прямого покроя (килек, кульмек), бархат. или шелк. безрукавки (камсул, камсол) и жакета (бешмет, пишмет). В ряде мест бытует и традиц. промысл. обувь – царык, чарых (обувь без голенищ) и итек (сапоги). Распространены различ. украшения: накосные звенящие подвески (чулпа, цолпу), бусы (мунцак), браслеты (блалик, бэласик), кольца, перстни (есык).
Продолжает функционировать особый этносоц. институт «тугум», представляющий собой объединение неск. родств. семей. В рамках этого объединения чрезвыч. сильно развиты традиции взаимопомощи, к-рые проявляются в участии всех членов тугума в семейных торжествах, стр-ве дома, ликвидации последствий несчастного случая и т. д.
В отличие от большинства тюркояз. групп населения Зап.-Сиб. равнины, Б. еще в нач. XVIII в. были шаманистами и только в 1-й трети XVIII в. у них началось распространение ислама суннит. направления. Это обусловило глубокий синкретизм религ. воззрений Б., сочетание ислам. и неислам. элементов в их мировоззрении. Последние проявляются в существовании развитого культа духов-хозяев (иясе, чалу, этеней), особенностях погребал. и праздничной обрядности, намогильных сооружений. Наиб. популярным сюжетом фольклора является борьба татар. богатырей против белого (русского) царя или, напротив, в союзе с русскими против набегов степных кочевников.
Лит.: Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Джунгарской степи. СПб., 1872. Ч. 4; Dioszegi V. Pre-Islamic Shamanism of the Baraba Turks and some Ethnogenetic Conclusions // Shamanism in Siberia. Budapest, 1978; Дмитриева Л.В. Язык барабинских татар. Л., 1981; Томилов Н.А. Этническая история тюркоязычного населения Западно-Сибирской равнины в конце XVI – начале XX в. Новосибирск, 1992; Селезнев А.Г. Барабинские татары: истоки этноса и культуры. Новосибирск, 1994; Frank A.J. Varieties of Islamization in Inner Asia: the case of the Baraba Tatars, 1740–1917 // En islam siberian. Paris, 2000; Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск, 2004.
А.Г. Селезнев