Белелюбский Николай Аполлонович (март 1845, С.-Петербург – 4 авг. 1922, Петроград), инж.-проектировщик, изв. ученый в области строит. механики и мостостроения, в кон. XIX – нач. XX в. – глава отеч. мостостроения. Спроектировал более 50 ж.-д. мостов в России. Построенный по проекту Б. в 1875–80 ж.-д. мост через Волгу (у Сызрани) соединил центр России с Заволжьем и Сибирью. Долгое время он оставался самым большим мостом в Европе. При стр-ве Транссибирской магистрали Б. спроектировал мост через Обь, применив ряд самостоят. техн. решений. В кон. 1890-х гг. возглавлял гос. комиссию по приемке в эксплуатацию мостов.
Б. разработал: способ быстрой замены деревян. мостов металлическими без остановки движения; конструкцию свободно опирающихся попереч. балок с устройством в них особых распорок – т. н. русский способ стр-ва мостов. Он первым в мире применил в мостостроении литое железо, создал методику расчета загруженности мостов поездами, внес большой вклад в изучение использования новых строит. материалов: цемента и железобетона.
Б. преподавал в С.-Петербургском ин-те путей сообщения, Горном ин-те, Ин-те гражданских инженеров, Академии художеств. Его лекции по строит. механике стали 1-м полным учеб. курсом на рус. яз. по этой дисциплине. Б. являлся чл. Междунар. ассоциации железнодорожных конгрессов, почетным д-ром инж. наук Германии, почет. чл. Об-ва гражданских инженеров Франции, почет. чл. Ин-та бетона в Англии. В 1900 удостоен высш. награды на Парижской выставке. После Окт. революции оказывал практич. помощь Наркомату путей сообщения в подготовке кадров для транспорта.
Соч.: Строительная механика. Лекции профессора Н.А. Белелюбского. СПб., 1885; Напряжения в балках и усиление мостов. СПб., 1890; Белелюбский Н.А., Богуславский Н.Б. Мост через реку Обь. СПб., 1897.
Лит.: Лопатто А.Э. Н.А. Белелюбский: жизнь и творчество. М., 1975; Зензинов Н.А., Рыжак С.А. Выдающиеся инженеры и ученые железнодорожного транспорта. М., 1990.
В.В. Ламин