БЕСПОПОВЦЫ В СИБИРИ. Б. – общее название представителей одного из двух направлений старообрядчества. Разделение защитников старого обряда на беспоповцев и поповцев произошло в 1690-е гг. Б. не отрицали церк. иерархии вообще, но считали невозможным принимать священников из «никонианской» Церкви. Постепенно оформилось учение, обосновывающее бессвященническое состояние. Центр. место в нем заняло эсхатологическое учение, благодаря к-рому утверждалась мысль об уже совершившемся воцарении в мире и церкви антихриста. Наступлением «последних времен» объяснялось отсутствие священства. Ожидание близкого конца мира, предсказанного в Священном Писании и протолкованного в святоотеческом предании, позволило старообрядцам выработать систему аргументов, оправдывающих все новации в богослужеб. практике, связанные с отсутствием священников. На протяжении XVIII–XIX вв. в беспоповщине происходило дробление на согласия.
Общинами беспоповских согласий руководят наставники, или духов. отцы, избираемые из мирян и «благословляемые» по «чину поставления», к-рый имел свою специфику в каждом согласии. Права и обязанности наставников состоят в совершении крещения, покаяния и для приемлющих браки – брака, в предстоянии при богослужении и в упр-нии общиной. Во всех согласиях внутр. жизнь организована по принципу соборности. Высшей властью является собор, на него съезжаются наставники, авторитет. члены регион. общин, иногда допускаются и представители др. родств. согласий. Соборные постановления, особенно крупнейших общин согласия, определяют не только внутр. жизнь общин, но и отношение к др. беспоповским согласиям, к «никонианской» Церкви и в целом к гос-ву, а также особенности вероучения.
В Сибири защитники старого обряда появились с момента раскола в РПЦ. Уже в 1653 в Сибирь «за расколы, мятежи и лжеучения» сослан протопоп Аввакум (Петров) – идейный лидер внутрицерк. оппозиц. движения, приведшего к расколу. После Московского собора 1666–67, на к-ром защитники старого обряда были отлучены от Церкви и преданы анафеме, они стали составлять существ. часть ссылаемых в Сибирь. Кроме того, увеличился поток переселявшихся сюда добровольно с целью ухода от преследования церк. властей за приверженность дониконовской старине. Беглые крестьяне и солдаты, скрываясь от власти помещиков, чиновников, а иногда и гос-ва, чаще всего становились искренними адептами старообряд. веры.
На Московском соборе 1681 отмечалось, что «в Сибирской пространной стране развратники святой Церкви умножаются». Действительно, противники реформ, проведенных в Русской Церкви Патр. Никоном, организовали в 1670-х – нач. 1680-х гг. ряд акций в сиб. городах – Тобольске, Тюмени, Таре, Красноярске, Енисейске. В 1680-х гг. одним из центров староверческого движения стал Якутск. Следовательно, уже в XVII в. учение старообрядцев интенсивно распространялось по тер. всей Сибири. Митр. Игнатий (Римский-Корсаков) в кон. XVII в. вынужден был написать 3 Окружных Пастырских Послания с целью обличения сиб. еретиков и раскольников, что свидетельствует о присутствии большого числа старообрядцев в подведомств. ему епархии.
В Сибири представлены все осн. беспоповские согласия. Уже в нач. XVIII в. центр поморского согласия – Выговская пустынь – установил тесные контакты с урал. и сиб. старообрядцами. Братья Семеновы, Митрофановы (Гавриил, Никифор, Иван), Трифон Петров, Тимофей Трофимов и др. выговцы, переселившиеся в Сибирь, кто-то на время, укрываясь там, а кто-то навсегда, оставили заметный след в истории старообряд. движения региона, что нашло отражение не только в следственных делах, но и в лит. памятниках. Из центра поморского согласия на протяжении всего XVIII в. с целью проповеди вероучения и сбора средств для финанс. поддержки общежительства отправлялись миссионеры, к-рые доходили до Енисея. Все это способствовало распространению старообряд. учения в Сибири.
Тарский бунт, выразившийся в отказе жителей сиб. города и соседних деревень (всего ок. 700 чел.) от присяги наследнику престола, может служить свидетельством влияния старообрядцев на полит. ситуацию в регионе. Последовавший за открытым выступлением трехлетний розыск показал, что на тер. Сибири было организовано большое кол-во тайных убежищ старообрядцев, их учение сыграло существ. роль в идеол. обосновании протеста. Старообряд. скиты как поповского, так и беспоповского направления были уничтожены. Эти репрессии вызвали волну самосожжений. Особое значение имела Елунская гарь, выделявшаяся не только размерами (сгорело ок. 600 чел.), но и прямой связью с идеологией тарского протеста. Ее организатором стал выговец Иван Семенов Митрофанов.
В кон. 1720-х и в 1730-е гг. на юге Зап. Сибири Акинфий Демидов построил Колывано-Воскресенские (Алтайские) з-ды. Для работы на них были приписаны крестьяне Томского и Кузнецкого у. Кроме того, для завод. работ в Сибирь отправлялись рабочие и мастеровые с Уральских, в частн. с Невьянского, з-дов, к-рые в свое время набирались из беглых и состояли в осн. из приверженцев старой веры. Большинство приказчиков на Уральских з-дах являлись не просто старообрядцами, но и актив. деятелями, способствовавшими обращению в староверие новых приверженцев, в т. ч. находившихся под их началом рабочих. Именно такие присылались в Сибирь. Развитие горнозавод. пром-ти на юге Сибири способствовало увеличению числа старообрядцев в регионе.
Под старообряд. лозунгами, отражавшими эсхатологическое учение защитников старого обряда, происходили охватившие в XVIII в. всю Сибирь гари. Проповедь самоубийственной смерти не всегда находила поддержку в старообряд. среде, часто обнаруживались и ее противники. После 1739, когда в Выговской старообрядческой пустыни в связи с предстоящей работой в монастыре правительств. комиссии было введено богомолие за царствующего государя, в поморском согласии произошел раскол. В результате появилось новое беспоповское согласие – филипповское, учение к-рого отличалось крайним радикализмом, заключавшимся не только в отказе от совершения обязательного для всех подданных Российской империи богомолия за правящего императора, но и в отрицании возможности в любой форме подчиниться этой власти как власти антихриста. Последователями старца Филиппа (основателя согласия) самосожжение не только теоретически обосновывалось, но и провозглашалось единств. способом спасения в мире, где царствует антихрист. Старообряд. гари в Сибири в XVIII в. не всегда были связаны с учением филипповцев, но не вызывает сомнения их антифеод., антимонархич. направленность.
Приверженцы филипповского учения, объявив себя последователями традиций соловецких иноков и 1-х поморских отцов, именовались не только филипповцами, но и «старопоморцами». К нач. XIX в. снижается радикализм учения этого беспоповского согласия, что выражается в более терпимом отношении к верховной власти и родственным согласиям. Общины филипповского согласия существовали в Сибири начиная с XIX в. Из общины Тюмени вышли яркие проповедники филипповского учения, оставившие свой след в истории староверческого движения Сибири. В их числе Иван Родионович Легостаев, Варсонофий Иванович Макаров, жившие во 2-й пол. XIX в. Благодаря их творческому наследию мы можем утверждать, что сиб. общины в это время имели тесные связи с моск. Братским двором, регион. общинами Рус. Севера, где учение филипповцев было распространено с момента орг-ции согласия.
Сиб. общины поморского согласия сохраняли тесные связи с центром – Выговским общежительством – на протяжении всего XIX в., вплоть до его разгрома. Напр., в нач. XIX в. поморская община Тюмени состояла в актив. переписке с Выгом, а в 1830–40-е гг. наставник Тальменской вол. Барнаульского окр. Фирс Харин был особенно уважаем и авторитетен в связи с тем, что в молодости проживал и воспитывался на Выгу. Следовательно, еще в 1-й четв. XIX столетия молодежь из Сибири получала образование в Выгореции. Общины поморского согласия существовали в Сибири в XX в., сохранились и до наст. времени. Роль центра обычно играет община круп. нас. пункта – города или поселка городского типа, где имеются моленный дом, авторитет. наставник, общинная б-ка.
Федосеевцы появились в Сибири в нач. XVIII в., вскоре после возникновения нового самостоят. согласия, когда произошел окончательный разрыв основателя согласия Феодосия Васильева с выговскими учителями. Особенно сильно увеличилось число федосеевцев после переселения в Сибирь старообрядцев, живших за пределами России, по манифесту 14 дек. 1762. Добровольного переселения, как это предполагалось по манифесту, не получилось. Старообрядцы были отправлены на Алтай и в Забайкалье насильственно, когда рус. войска захватили местность в Польше, куда после ликвидации в 1718 поселения старообрядцев федосеевского согласия (Ряпиной мызы) переселились его жители. С кон. XVII в. там жили староверы, принадлежавшие к поповскому направлению. Переселенцы прибыли на Алтай и в Забайкалье после 1764. В этом потоке оказались представители согласий поповского направления и федосеевцы. За ними закрепилось название «поляки», т. е. переселившиеся из Польши. На Алтае и в Вост. Казахстане потомков этих переселенцев до сих пор именуют «поляками», а в Забайкалье – «семейскими». Федосеевские общины существуют в нек-рых нас. пунктах Сибири и сегодня, хотя это беспоповское согласие никогда не было особенно распространенным на сиб. просторах.
В кон. XVIII в. появилось новое беспоповское согласие – бегуны, или странники. В нач. XIX в. следств. дела фиксируют наличие в Сибири представителей этого согласия, причем речь идет о явных лидерах, формулирующих идеологию нового беспоповского толка. Ярким примером может служить Иван Ипатов – авт. сочинения, в к-ром изложены основы нового вероучения основателя согласия старца Евфимия. Список этого сочинения, имеющего антиправительств., антимонархич. направленность, подписан автором в нач. XIX в. в Барнауле, что и засвидетельствовано в Барнаульском суде. Сибирь оказывалась либо перевал. пунктом, либо конечной целью, указанной в страннических «путешественниках», дававших возможность желающим «бежать» из мира антихриста.
Урало-сиб. беглопоповцы, т. е. приемлющие священников «никонианского» поставления, постепенно эволюционировали в сторону беспоповщины. Уже в кон. XVIII – нач. XIX в. часть согласия, названная «стариковщина», заменила иереев монахами и стариками-наставниками. Полный отказ согласия от услуг священников и переход к беспоповской практике получил окончат. соборное оформление в 1840. Одно из согласий поповщинского направления превратилось в беспоповское с наименованием «часовенное». С этого времени часовенные общины возникают во мн. нас. пунктах Сиб. региона. Совр. археогр. обследование Сибири показывает, что представители часовенного согласия по-прежнему играют важную роль в религ. жизни региона.
Старообрядцы активно участвовали не только в земледельческом освоении сиб. территорий, развитии горнозавод. пром-ти, но и в перестройке на буржуазный лад хоз-ва региона. Мн. старообрядцы принадлежали к купеч. сословию, умело сочетая успешные торг. операции с актив. проповедью вероучения своего согласия. Напр., братья Алексей и Василий Нифонтовы, приехав в сер. XIX в. в Томск, торгуя медом и скотом, приобрели значит. состояние. При этом они были актив. проповедниками поморского учения, имели богатое книжное собрание, пользоваться к-рым разрешали своим единоверцам из разных мест губернии.
После революции 1917 атеистич. мировоззрение стало парт.-гос. идеологией. Защитники старого обряда попытались опять найти убежище на просторах Сибири. Старообряд. скиты и заимки создавались в труднодоступ. местах на тер. от Уральских гор до р-нов Д. Востока. Как только властям становилось известно о такого рода поселениях, они немедленно уничтожались. Так, обнаруженные в 1951 на притоке Енисея Дубчесские скиты были сожжены, а жители арестованы. К суду привлечено 33 чел., двое из них умерли в лагерях, а остальные выпущены после смерти Сталина. Они вернулись на Енисей и содействовали возрождению скитов в Вост. Сибири, в т. ч. на Енисее. Это типич. пример способности сторонников старообряд. вероучения не только выживать физически, но и сохранять верность религ. учению, к-рое они продолжали проповедовать среди населения, привлекая все новых и новых адептов.
В более позднее время репрессии не были столь жестокими, но преследование старообрядцев не прекращалось. Власти пытались поставить под контроль существование и деят-ть религ. орг-ций, требуя обязат. регистрации старообряд. общин в адм. учреждениях, что, естественно, было неприемлемо для мн. согласий. Учтенные общины попадали под пристальное внимание со стороны парт. органов, к-рые наблюдали, чтобы не росла числ. собрания, особое внимание обращалось на недопустимость участия молодых. Возрождение религ. жизни в Сибири начинается со времени перестройки. Это относится и к старообрядчеству. Общины пополняются новыми членами, открываются часовни и моленные дома. В Сибири есть общины всех согласий беспоповского направления.
Лит.: Беликов Д.Н. Томский раскол (Исторический очерк от 1834 по 1880-е годы). Томск, 1901; Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920; Покровский Н.Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск, 1974; Духовная литература староверов востока России XVIII – XX вв. Новосибирск, 1999. Т. 1; Новосибирск, 2005. Т. 2; Мангилев П.И. «Родословие поморской веры на Урале и в Сибири» (Исследование. Текст. Комментарии) // Проблемы истории России. Екатеринбург, 2005. Вып. 6.
Н.С. Гурьянова