БУДДИЙСКОЕ ДУХОВЕНСТВО. В буддизме отсутствует единая церк. иерархия. В каждой религ.-филос. школе почитают основателей и прямых учеников, как правило «перерождающихся», по представлениям адептов, в следующих поколениях. Наиб. почитаемыми иерархами в буддийск. мире являются Далай-лама, считающийся воплощением Бодхисаттвы Авалокитешвары, и Панчен-лама – воплощение Будды Амитабхи. Титул «вачирдара далай-лама» (монг. «держащий ваджру учитель, [мудрость которого подобна] океану») монг. князь Алтан-хан присвоил Соднам Джамцхо (1543–88) – 3-му иерарху тибет. школы гелугпа. Впоследствии титул распространился на основателя школы – Гедундуба (1475–1542), настоятеля монастыря Ташилхунпо и его преемника – Гедун Джамцхо (1475–1542), настоятеля монастыря Дрепунг. Далай-лама III – Соднам Джамцхо – основал монастырь Гумбум. Далай-лама IV (Ендон Джамцхо, 1589–1617), правнук Алтан-хана, единств. нетибетец в традиции Далай-лам. Далай-лама V (Нгаванг Лобзанг Джамцхо, 1617–82) – объединитель Тибета. При нем окончат. сложилась теократич. система правления, возведен ансамбль дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Нгаванг Лобзанг Джамцхо был автором филос. и ист. трудов, создателем новой драматургии мистерий цам (собр. его соч. составляет 25 т.). Далай-лама VI (Цаньян Джамцхо, 1683–1706) – автор высоко чтимых в Тибете лирич. стихов, допускающих как светское, так и религ. толкование. Далай-лама VII (Калзанг Джамцхо, 1708–57), правление к-рого приходится на «смутное» время в истории Тибета, был найден как «перерождение» Далай-ламы VI благодаря указаниям в стихах последнего. Авт. 8-томного собр. соч. При Далай-ламе VIII (Джамбал Джамцхо, 1758–1804) с 1793 устанавливается принцип выборности далай-лам и панчен-лам по жребию под контролем представителей кит. администрации; Тибет закрывается для посещений иностранцев. Далай-лама XIII (Тхубдан Джамцхо, 1876–1933) проводил независимую политику, что вызвало осложнения в тибет.-кит. отношениях. Во время интервенции англичан в Тибет в 1904 был вынужден скрываться в Монголии, где прожил 2 года в монастыре Гандантекчинлинг. Здесь встречался с востоковедом Ф.И. Щербатским и географом П.К. Козловым. Проявлял большой интерес к России и перспективам полит. и экон. контактов с ней. Будучи духов. учеником Агвана Доржиева, оказывал мат. и моральное содействие стр-ву буддийск. дацана в С.-Петербурге. В 1913 издал декларацию, провозгласившую независимость Тибета. Далай-лама XIV (Нгаванг Лобзанг Тенцзин-гьяцо, р. 1935) с 1959 проживает в Индии, в Дхарамсале (штат Химачал Прадеш). Лауреат Нобелевской премии мира (1989). Авт. мн. филос. и публицист. произведений.
Панчен-лама, согласно тибет. буддийск. традиции, считается духов. наставником далай-ламы, поскольку признается воплощением Будды Амитабхи, чьим духов. сыном является Бодхисаттва Авалокитешвара, к-рый воплощается в далай-ламе. Местопребывание панчен-ламы – монастырь Ташилхунпо. Формирование института панчен-лам связано с именем Лобзан Чойчжи-джалцана (1570–1663), духов. наставника далай-ламы IV и далай-ламы V. Панчен-лама IV Данби-ньима (1781–1854) известен как кодификатор тибет.-монг. пантеона.
С 1650 глава Б. д. Монголии носит титул Джебцзун-дамба-хутухта. Этот титул был присвоен далай-ламой V Ундур-гэгэну (Г. Дзанабадзару, 1636–1723), объявленному «перерождением» известного тибет. буддийск. деятеля Таранатхи (1575–1634). Дзанабадзар известен также как выдающийся буддийск. скульптор. 8-м джебцзун-дамба-хутухтой был Богдо-гэгэн (1870–1924). После провозглашения в 1911 автономии Монголии в составе Китая стал главой теократ. монг. гос-ва. После его смерти в 1924 эта линия перерожденцев в Монголии прекратилась. С 1949 глава монг. Б. д. стал носить титул хамбо-лама – первонач. настоятель монастыря, относящегося к школе гелугпа. В Бурятии этот титул был введен еще с XVIII в. в форме пандито хамбо-лама (от санскр. «пандит» – ученый). В 1764–77 пандидо-хамбо-ламой Забайкалья был Д.Д. Заяев, в 1778–80 – С. Хэтэрхеев, в 1780–97 – Л.Ж. Ахалдаев, в 1797–1800 – Д. Ешижамсуев, в 1809–39 – Г .Ешижамсуев, в 1839–60 – Ч.Д. Ешижамсуев, в 1860–72 – С. Ванчиков, в 1872–73 – Ч. Васильев, в 1873–78 – Ч. Мархаев, в 1878–96 – Д. Гомбоев, в 1896–1911 – Ч.Д. Иролтуев, в 1911–18 – Д.Д. Итигэлов, в 1918–19 – Н. Лайдапов, в 1919–22 – Г. Цыремпилов, в 1922–25 – Ц. Баниев, в 1925–32 – Д. Мункожапов, в 1946–56 – Л.Н. Дармаев, в 1956–63 – Е.Д. Шарапов, в 1963–80 – Ж.Д. Гомбоев, в 1980–90 – Ж. Эрдынеев, в 1990–92 – М. Цыбиков, в 1992–93 – Ж. Шагдаров, в 1994–95 – Ч. Будаев, с 1995 – Д. Аюшеев.
В соотв. со сложившейся в тибет. и монг. монастырях адм.-культовой системой распределения обязанностей в бурят. Б. д. существуют следующие традиц. должн. звания: ширетуй – настоятель, лацаб – гл. помощник ширетуя, далама – помощник ширетуя по хоз. делам, цоржи – лама, руководящий собранием монахов (хуралом) во время богослужения, 1-й гэбкуй – лама, следящий за порядком и распределяющий пожертвования прихожан во время хурала, 2-й гэбкуй, ст. гэик – помощник гэбкуя, мл. гэик, гл. унзад – лама, начинающий чтение канонич. текста, ст. помощник унзада, мл. помощник унзада, гадагба – помощник унзада, следящий за текстом во время чтения на хурале, гонир – лама, следящий за подготовкой алтаря и размещением всех необходимых культовых предметов во время хурала, тахильчи – помощник гонира, нирба – лама, ведающий всеми хоз. и финанс. делами, жама – помощник нирбы.
В соотв. с образованием, принятыми обетами, согласно канонич. дисциплинар. уставу монашеской жизни (санскр. Виная) и полученными духов. посвящениями монахи получают духов. звания: убаши, барма рабчжун (баньди), гэцул, гелонг. После прохождения курса обучения буддийск. философии (чойра) и успешного участия в диспуте лама мог получить уч. степень габжи, лхарамбы или рабджамбы в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Напр., степень лхарамбы можно было получить только в Лхасе на общем хурале монастырей школы Гелугпа: Брайбун, Галдан и Сэра. При замещении должностей общего адм. упр-ния в Б. д. и культовой иерархии в храмовых богослужениях учитываются достигнутая степень духов. посвящения и наличие богослов. степени. Помимо ученых лам и рядовых лам, занятых в осн. храмовыми богослужениями, при Б. д. обычно имеются монахи, специализирующиеся в различ. видах деят-ти: иконописцы (зурачины), астрологи (зурхайчины), предсказатели (шочины), прорицатели (гуртэны), резчики печат. досок (барчины), скульпторы, чеканщики, литейщики, плотники, печники и т. д. Учащиеся, приступающие к изучению теории и практики буддизма в дацане в кач-ве студентов буддийск. монастыр. школы, либо индивидуально с компетентным наставником, получают статус хуварака (см. Буддийское образование). Все монахи одного монастыря, а также одной школы или одного направления в буддизме, как и ученики одного учителя, образуют общину – сангху. В более широком смысле членами сангхи могут считаться все буддийск. монахи всего мира. Буддийск. монахи не являются священнослужителями в строгом смысле слова, т. е. не выступают посредниками между мирянами и Буддой или богами. Мирянин становится монахом по своему желанию и пребывает в буддийск. общине столько, сколько захочет. По традиции, однако, монахами становятся на срок не менее месяца. Членом сангхи может стать каждый, независимо от пола, национальности, цвета кожи, соц. положения, прежних религ. убеждений, если они не препятствуют восприятию буддийск. мировоззрения. После принятия первонач. обетов послушника (хуварака), сводящихся к соблюдению правил нравственности (не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не лгать), отказу от употребления спиртного, косметики и парфюмерии, посещения зрелищ, участия в танцах и пении, отказу от пользования высокими сидениями, а также от золота и серебра, желающий может, завершив курс необходимого обучения, принять обеты монаха и пройти обряд посвящения. Посвящаемый в монахи трижды произносит формулу: «Я ищу прибежища в Будде, я ищу прибежища в Дхарме, я ищу прибежища в Сангхе». Он должен соблюдать 227 правил, изложенных в «Пратимокше» – правилах поведения для монахов. Все буддийск. монахи дают обет безбрачия. Распорядок дня буддийск. общины обусловлен правилами Винная-питаки: принимать пищу можно только в 1-й пол. дня, в течение дня монахи должны заниматься чтением и изучением свящ. текстов, медитацией, необходимыми хоз. работами и т. д. Понятие «святости» применимо в буддизме к лицам, признанным Буддами, бодхисаттвами, архатами. В их число входят первые ученики Будды Шакьямуни: Анада, Шарипутра, Маудгальяна, Кашьяпа и др.; бодхисатвы Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани. В Тибете в кач-ве будды почитается Цзонхава. Святыми признавались также монархи и правители: Ашока в Индии, Сронцзангамбо в Тибете. В России буддисты считали царей воплощением божества «Белая Тара», т. е. бодхисаттвами. Святыми могут признаваться не только монахи, но и миряне.
Одним из наиб. известных лам в истории бурят. буддизма является основатель Цугольского дацана Л.Л. Дандаров. Ширетуй Цолгинского дацана, выдающийся бурят. просветитель и ученый Р. Номтоев (1820–1907), был автором Большого толкового двуязычного (тибет. и монг.) словаря, трудов по грамматике и этнографии. Перу ширетуя Анинского дацана Лобсан-Галдан-ринпочэ принадлежит «Ясное зерцало» – адаптир. изложение «Ламрима» Цзонкхапы. Широкое распространение получили соч. кудунского ламы И.-Х. Гальшиева и ширетуя Агинского дацана Д.Ж. Донжинова, в попул. форме изложивших основы буддийск. учения.
Весьма почитаемым ламой был тантрист Шагжа (1858–1909), известный своим подвижничеством на свящ. горе Алхана. Л.-С. Цыденов (1842–1922) стал основателем нового реформатор. направления в буддизме, делавшего акцент на внедацанских формах орг-ции и практики.
Значит. роль в истории буддизма сыграл бурят. религ. деятель Агван-Лубсан Доржиев (1857–1930), наставник Далай-ламы XIII Агван-Лобсан-Тубдан-Чжамцо (1876–1933). Ширетуй Кудунского дацана Л.Д. Дандарай впервые открыл в Бурятии филос. школы чойра-цанид. Летописи отмечают ученость и подвижническую деят-ть ламы Галсана Содбо и ламы-перерожденца Лубумбы, ширетуя Агинского дацана Г.Ж. Тугулдурова, также основавшего филос. школу чойра-цанид.
В наст. время числ. Б. д. в Бурятии составляет ок. 1 тыс. лам.
С.Ю. Лепехов