БУДДИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Система образования в бурят. монастырях восходит к индийской традиции. Именно оттуда берет начало монастыр. тип образования, к-рый позволял универсализировать образование, сделать его пригодным для распространения в различ. регионах и этносах Индии, а позднее и др. стран. Бурят. буддизм развивался в русле тибет. традиции Гелуг, к моменту его прихода в Бурятию доминировавшей в Тибете и особенно в Монголии. В этой традиции всегда уделялось исключит. внимание монастыр. образованию, особенно в области философии.
Уложение 1823 устанавливало необходимость преподавания учения Будды в дацанах обучающимся в возрасте 10–25 лет. Только после этого им разрешалось заниматься врачеванием, астрологией, быть переписчиками книг и живописцами. В «Хоринском положении 1851 г.» разработка стандарта в области образования получила дальнейшее развитие. Пятая глава «Положения» определяет содержание образования, объем и последовательность изучения отд. дисциплин.
На 1-й ступени («мэжиба») новичок обучался чтению и письму на тибет. и монг. яз., а также заучивал наизусть тексты ритуалов, посвящ. 10 осн. хранителям буддийск. учения (сахьюсанам). На 2-й ступени («шоксаба») учащиеся должны были научиться переводить с тибет. яз. работы Цзонхавы, посвящ. правилам осуществления духов. практики, – «большой» и «малый» «Ламримы» («Ступени пути [к просветлению»]), изучать практику «преображения мышления» (ложон), а также правила принятия и соблюдения обетов, изложенные в Винае. На 3-й ступени («маарамба») изучалась медицина, на 4-й («чжигремба») – астрология. 5-я ступень – «цаннид» (философия). На ней изучались логика (прамана; цадма), парамита (парчин), мадхьямика (ума), абхидхарма (онбо) и виная (дулва). 6-я ступень – «агримба», здесь изучались 4 класса тантр.
До сер. XIX в. систематическое филос. и тантрийск. образование получали в Тибете и Монголии, существовали устойчивые связи между бурят. и тибет. монастырями. Когда в Бурятии стали открываться собств. филос. школы, в своем большинстве они следовали программе гоманского филос. фак-та, преобладавшей в Монголии и Центр. Тибете. Наиб. известностью и уважением в Бурятии пользовались школы цаннида Цугольского, Гусиноозерского, Агинского и Анинского дацанов. В нач. XX в. более пол. бурят. монастырей имели филос. фак-ты, но для усовершенствования образования продолжали ездить в Тибет.
В основу образоват. системы была положена буддийск. классификация наук, согласно к-рой науки делились на «пять больших» (внутр. наука, т. е. собственно буддизм, языкознание, логика, технология, медицина) и «пять малых» (поэтика, стилистика, синонимика, музыка с танцами, астрология).
Одна из наиб. характерных особенностей преподавания в тибет. монастырях – детально формализованная методика проведения диспутов, лежащая в основе тибет. дидактич. системы. Полный цикл образования на филос. фак-те состоял из 5 курсов, к каждому из к-рых имелись осн. учебники, написанные выдающимися тибет. учеными. По форме учебники подразделяются на описания и исследования. В кач-ве доп. лит. использовались лучшие работы инд., тибет. и монг. авторов. По завершении курса проводился диспут, на к-ром учащиеся в публич. состязании демонстрировали свои успехи в овладении предметом. По результатам диспута им присваивались уч. степени (габжа, лхарамба или рабджамба) в зависимости от того, в каком монастыре устраивался диспут. Помимо цаннид-дацанов существовали акпа-дацаны, где изучались теория и практика тантры. На тантрийск. фак-ты в Бурятии обычно поступали по завершении филос. образования. Обучение на них длилось 3–4 года. Преподавание, в отличие от цаннид-дацанов, велось по объяснительно-толковат. методу. По окончании осн. курса желающие оставались в дацане для совершенствования своих знаний (ок. 10 лет) и в случае успешной сдачи экзамена получали степень «Аграмба» («Знаток мантры»). По завершении теор. курса учащийся был готов к уединенной практике, к-рая могла продолжаться от неск. недель до десятков лет. Базовый период уединения, рекомендовавшийся для получения права на проведение осн. ритуалов, составлял 3 года.
Помимо духовных в бурят. буддийск. монастырях изучались и нек-рые светские, «внешние» науки. Кроме логики большое внимание уделялось медицине и астрологии.
Первый манба-дацан в Забайкалье основан монг. ламой-эмчи Чой-менрамба в Цугольском дацане в 1869. В дальнейшем изучение тибет. медицины началось в др. забайкал., хорин. и селенгин. дацанах. При Агинском, Эгитуевском, Ацагатском, Тугнугалтайском, Джидинском, Янгажинском и Кыренском дацанах существовали мед. школы. При буддиийск. монастырях на тибет., монг. яз. издавались труды бурят. лам по философии, астрологии, тантре, медицине. В 1930-е гг. система традиц. монастыр. образования была разрушена. В кон. 1990-х гг. подготовка буддийск. священнослужителей осуществлялась в 2 высш. учеб. заведениях – Буддийском ун-те Даши Чойнхорлин (Иволгинский дацан) (с 1999) и Агинском Бурятском буддийском ин-те (с 1998) по 5-летней программе.
Лит.: Барадийн Б.Б. Буддийские монастыри // Альманах Orient. СПб., 1992. Вып. 1; Кенсур Агван Нима. Переправа через реку сансары: Автобиография / Пер. с тибет. Б. Очирова. Улан-Удэ, 1996; Нестеркин С.П. Образовательная система буддийских монастырей // Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002.
С.П. Нестеркин