БУДДОЛОГИЯ, комплекс востоковедных дисциплин, изучающих историю, философию, доктринальные основы и религ. практику буддизма. Основателями европ. науч. Б. считаются венгер. тибетолог Александер Чома де Кёрёши (1784–1842) и фр. индолог Эжен Бюрнуф (1801–1852). В России буддол. исслед-я начались с работ акад. С.-Петербургской АН П.С. Палласа, к-рый в книге «Sammlungen historischer Nachrichten Über die Mongolischen Volkerschaften» (СПб., 1801) дал обзор буддийск. космогонии, мифологии, иконографии, в т. ч. изложил на монг. яз. биографию Будды. В 1830-х гг. рос. акад. Я.И. Шмидт (1779–1847) опубл. ряд статей и переводов по буддол. тематике: «О некоторых основных положениях буддизма» (Чтения в Императорской Академии наук за 1829 и 1830 гг. Отделение наук исторических, филологических, политических. СПб., 1831, кн. 1, № 6, 7); «Über einige Grundlehren des Buddhismus»; «Über die sogenannte dritte Welt der Buddhaisten»; «Über das Mahajana und Pradschnaparamita der Buddhen» (Memoires de l'Academie. 1815–1837. T. 3, 4). Адъюнкт АН Р. Ленц (1808–1836) обнаружил в Лондоне рукопись 1-го из ставших известными в Европе жизнеописаний Будды – «Лалитавистара». Проф. Казанского ун-та О.М. Ковалевский (1801–1878) опубл. работу «Буддийская космология» (Учен. записки Имп. Казанского ун-та. 1835. Кн. 2, 4; 1837. Кн. 1). Акад. А.А. фон Шифнер (1817–1879) издал пер. ист. труда изв. тибет. ученого Таранатхи (1575–1635) о распространении буддизма в Индии (Taranatha's Geschichte des Buddhismus in Indien. St. Petersburg, 1869), а также подготовил к печати сб. буддийск. притч (Tibetan Tales Derived from Indian Sources. London, 1906).
Первые буддол. центры сложились в С.-Петербурге, Казани и в Пекине, где действовала Русская духов. миссия. П.И. Кафаров (1817–1878, в монашестве – Палладий), в теч. мн. лет возглавлявший миссию, и акад. В.П. Васильев (1818–1900) – основатели китаеведного направления в рос. Б. Крупнейший труд В.П. Васильева «Буддизм, его догматы, история и литература» (в 3 т. СПб., 1857–1869) был переведен на нем. и фр. яз. Родоначальником индологич. Б. в России стал И.П. Минаев (1840–1890). В переведенной на фр. яз. работе «Буддизм. Исследования и материалы» (СПб., 1887. Т. 1, вып. 1, 2) он исследовал палийский канон, а также подтвердил древность сев. традиции буддизма. Монголовед. направление в рос. Б. возглавил A.M. Позднеев (1865–1942) – авт. труда о буддийск. монастырях и буддийск. духовенстве в Монголии (Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства. СПб., 1887).
В кон. XIX – нач. XX в. сложилась т. н. петербургская школа Б., связанная с именами акад. С.Ф. Ольденбурга (1863–1934), основателя междунар. серии Bibliotheca Buddhica («Библиотека Буддика»), акад. Ф.И. Щербатского (1869–1942), О.О. Розенберга (1888–1919), Е.Е. Обермиллера (1901–1935). Акад. С.Ф. Ольденбург был организатором ряда археол. экспедиций в Вост. Туркестан, в ходе к-рых были исследованы древние буддийск. пещерные монастыри, в т. ч. храмы Дуньхуана в зап. Ганьсу. В 1916 Ольденбург был назначен дир. Азиатского музея С.-Петербургской АН. Работы акад. Ф.И. Щербатского («The Central Conception of Buddhism and the Meaning of the Word "Dharma"». L., 1923; «The Conception of Buddhist Nirvana». Л., 1927; «Buddhist Logic». Л., 1930, 1932; и др.) посвящены буддийск. филос. концепциям. В фундамент. труде О.О. Розенберга «Проблемы буддийской философии» (Пг., 1918) впервые четко обосновывается принцип. отличие популярного, «народного» буддизма от философского и его доктрин. основы – теории дхарм, изложенной в разделе «Абхидхарма». Е.Е. Обермиллер особое внимание в своих трудах уделял изучению традиции Праджняпарамиты, в частн. текстам Майтрейи-Асанги (Uttaratantra or Ratnagotravibhaga of Maitreya Asanga: The Sublime Science of Great Vehicle to Salvation // Acta Orientalia. 1931. Vol. IX. P. 81–306; Analysis of the Abhisamayalamkara // Calcutta Oriental Series. 1933–1943. № 27, Fasc. 1–3).
Рус. буддологи были инициаторами ряда круп. междунар. науч. проектов, в т. ч. перевода важнейшего источника «Абхидхармакоша». Прилагались усилия по развитию востоковедных исслед-й в Сибири. В частн., Ф.И. Щербатский и Е.Е. Обермиллер неоднократно совершали поездки в Забайкалье, где в буддийск. дацанах консультировались с ламами, знакомились с монастыр. б-ками.
Решающее влияние на становление Б. в Бурятии оказали работы выпускников С.-Петербургского ун-та Ц.Ж. Жамцарано, Б.Б. Барадийна, Г. Цыбикова, к-рые по инициативе и при актив. содействии Русского географического об-ва и Комитета по изучению Ср. Азии совершили ряд путешествий по Тибету и Монголии.
Труды, подготовленные по материалам этих исслед-й: «Буддист-паломник у святынь Тибета» (Пг., 1919), «О Центральном Тибете» (Изв. РГО. СПб., 1903. Т. 39, вып. 3) Г. Цыбикова, «Путешествие в Лавран» (Изв. РГО. СПб., 1908. Т. 44, вып. IV), «Статуя Майтрейи в Золотом храме» (Bibl. Buddhica. 1924. Vol. XXI) Б. Барадийна и др. – сразу же приобрели мировую известность.
Последующие поколения бурят. востоковедов, получившие проф. подготовку также в осн. в Ленинградском (С.-Петербургском) ун-те, сконцентрировали свои усилия на проблемах источниковедения и историографии, изучении культуры Тибета и монг. народов, вопросах тибет. и монг. филологии, языкознания, фольклористики, проблемах этнографии и археологии Центр. Азии и Сибири, истории Монголии, Тибета и сопредельных стран, филос. проблемах буддизма и др. Значит. объем работы по описанию тибет. фонда был выполнен Б.Д. Дандароном, Л.-Ж. Ямпиловым, П.И. Хадаловым, опубликовавшими ряд описаний тибет. рукописей и ксилографов. Ученик Ф.И. Щербатского Б.В. Семичов издал в соавт. с А.Ф. Гаммерманом, Ю.М. Парфионовичем и Б.Д. Дандароном неск. тибет.-рус. словарей (Словарь тибетско-латинско-русских названий лекарственного сырья, применяемого в индо-тибетской медицине. Улан-Удэ, 1963; Краткий тибетско-русский словарь. М., 1968), опубл. работы по проблемам тибет. языкознания и буддийск. философии (Matter according to the «Visuddhimaggo» of Buddhaghosa and the «Abhidhammathsangaho» of Anuruddha // Изв. АН СССР. 1930. Сер. III. Отд-ние гум. наук. № 5), издал пер. с тибет. яз. трактата Васубандху «Абхидхармакоша» (Васубандху. Абхидхармакоша. Улан-Удэ, 1980–1988). Б.Д. Дандарон и Р.Е. Пубаев опубл. пер. разделов «Парамита» и «Мадхьямика» тибет.-монг. терминол. словаря «Источник мудрецов» (Улан-Удэ, 1968). Эту работу затем продолжил А.А. Базаров, издавший пер. раздела «Логика» (СПб., 2001). Были изданы круп. работы по истории Тибета, тибет. источниковедению, а также по истории тибет. лит. и искусства: «"Пагсам-чжонсан" – памятник тибетской историографии XVIII века» (Новосибирск, 1981) Р.Е. Пубаева; «История Кукунора, называемая "Прекрасные ноты из песни Брахмы"» Б.Д. Дандарона (М., 1972); «Тибетский канон пропорций» (Улан-Удэ, 1972), «Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма» (Новосибирск, 1989) К.М. Герасимовой; «Современный тибетский буддизм на Западе» (Улан-Удэ, 2003) Д.В. Аюшевой; «Дзогчен и Чань в буддийской традиции Тибета» (Улан-Удэ, 2003) И.Р. Гарри; «Дхарамсала и мир тибетской эмиграции» (Улан-Удэ, 2005) И.С. Урбанаевой.
В области монг. источниковедения изданы «"Биография Найджи-той-на" – источник по истории буддизма в Монголии» (Новосибирск, 1984) Ц.П. Ванчиковой; «"Дэбтэр-чжамцо" – источник по истории монголов Кукунора» (Новосибирск, 1983) Р.Н. Дугарова; Annotated catalogue of the collection of Mongolian manuscripts and xylographs M I of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. Sendai, 2004 (Аннотированный каталог коллекции монгольских рукописей и ксилографов М I Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. Сэндай (Япония), 2004 / Сост. Н.В. Цыремпилов).
История буддизма в Бурятии отражена в коллект. монографии «Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX в.» (Новосибирск, 1983), монографиях «Культ гор и буддизм в Бурятии» (М., 1992) Л.Л. Абаевой, «Прибайкалье в середине VI–XIII вв.» (Улан-Удэ, 1996), «Прибайкалье в середине VI – начале XVII в.» (Улан-Удэ, 1997) Б.Р. Зориктуева; «История бурятского буддизма. Письменные источники» (Улан-Удэ, 2006), «История буддизма в Бурятии: 1946–2000 гг.» (Улан-Удэ, 2006) Ц.П. Ванчиковой; сборниках «Бурятский буддизм: история и идеология» (Улан-Удэ, 1997); «Буддизм в контексте истории, идеологии и культуры Центральной и Восточной Азии» (Улан-Удэ, 2003); «Буддизм в Бурятии: истоки, история, современность» (Улан-Удэ, 2002).
Традиц. для ИМБиТ буддол. направление – историко-филос., в к-ром бурят. буддологи являются прямыми продолжателями линии знаменитой петербург. буддол. школы. Кроме работ самого Б.В. Семичова, здесь следует особо выделить труды Б.Д. Дандарона.
Филос. проблемам буддизма посвящены также работы «Философское учение школы хуаянь» (Новосибирск, 1982) Л.Е. Янгутова, «Институт философского диспута в тибетском буддизме» (СПб., 1998) А.А. Базарова, «Философия мадхьямиков и генезис буддийской цивилизации» (Улан-Удэ, 1999) С.Ю. Лепехова, «Доктрина зависимого возникновения в тибето-монгольской схоластике» (Улан-Удэ, 2004), «Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики» (Улан-Удэ, 2006) A.M. Донца, «Боевая чакра: махаянское преображение мышления» (Улан-Удэ, 2006) С.П. Нестеркина. В рамках этого направления опубл. ряд коллект. трудов: «Герменевтика буддизма» (Улан-Удэ, 2006) С.Ю. Лепехова, A.M. Донца, С.П. Нестеркина, «Философские вопросы буддизма» (Новосибирск, 1984), «Психологические аспекты буддизма» (Новосибирск, 1986. 2-е изд. 1991), «Философские и социальные аспекты буддизма» (М., 1989). Синологические аспекты Б. отражены в монографиях «Философское учение школы хуаянь» и «Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма» (Новосибирск, 1995) Л.Е. Янгутова, «Чань-буддизм и культура психической деятельности в средневековом Китае» (Новосибирск, 1983) Н.В. Абаева, «Чань-буддизм в творчестве Ван Вэя» (Новосибирск, 1984), «Мэн Хаожань в культуре средневекового Китая» (М., 1991) Г.Б. Дагданова. Материалы по индол. Б. представлены в коллект. труде «Россия–Индия: перспективы регионального сотрудничества» (М., 2002). В Тувинском гос. ун-те проблемами истории распространения буддизма в Туве занимается М.В. Монгуш («История буддизма в Туве (II половина VI – конец XX в.)» (Новосибирск, 2001). Буддийск. храмы Приморья исследовали Э.В. Шавкунов (Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л., 1968; Культура чжурчженей-удигэ ХII–ХIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М., 1990), В.Е. Медведев (Бохайская кумирня в Приморье. Сеул, 1999), А.Р. Артемьев (Буддийские храмы XV в. в низовьях Амура. Владивосток, 2005). Археол. и этногр. исслед-я буддийск. культуры ведутся в Ин-те истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока, а также в Дальневосточном гос. ун-те.
Признанными мировыми буддол. центрами продолжают оставаться С.-Петербургский гос. ун-т, где функционируют науч. школы на неск. фак-тах (Е.А. Торчинов, А.В. Парибок, К.Ю. Солонин, П.Д. Ленков, Е.А. Островская-мл. и др.), а также С.-Петербургский филиал Ин-та востоковедения РАН (Л.Н. Меньшиков, А.С Мартынов, В.Н. Горегляд, М.И. Воробьева-Десятовская, В.И. Рудой, Е.П. Островская, М.Е. Ермаков, Т.В. Ермакова, М.А. Кабанов, Р.Н. Крапивина, Е.И. Кычанов).
В Москве круп. буддол. центрами являются: Ин-т востоковедения РАН (Ю.Н. Рерих, О.Ф. Волкова, И.М. Кутасова, Ю.М. Парфианович, A.M. Пятигорский, Е.С. Семека, Г.М. Бонгард-Левин, В.П. Андросов, В.И. Корнев, А.Н. Мещеряков, А.Д. Цендина, Т.П. Григорьева, Е.С. Лепехова, Д.И. Жутаев), Московский гос. ун-т (А.Н. Игнатович, Н.Н. Трубникова), Ин-т Дальнего Востока РАН (С.А. Горбунова, Д.Г. Главева), Ин-т философии РАН (В.И. Лысенко, Л. Б. Карелова). Значит. вклад в отеч. Б. внесли работы акад. В.Н. Топорова. В Тартуском ун-те работает Л. Мялль. Буддол. исслед-ями на Украине занимаются К.К. Жоль, Е.Д. Огнева, Ю.Ю. Завгородний, И.В. Отрощенко, А.И. Ведров.
Центром буддол. исслед-й в Сибири стал Улан-Удэ (см. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии (ИМБиТ) СО РАН).
Совр. Б. совершенствует методы исслед-я, расширяет географию и тематику исслед. поиска, углубляет интеграцию со смежными дисциплинами.
Лит.: Рерих Ю.Н. Тибет и Центральная Азия: Статьи, лекции, переводы. Самара. 1999; Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб., 2000; Лысенко В.Т. Ранний буддизм: Религия и философия. М., 2003.
С.Ю. Лепехов