БУРЛЮК Давид Давидович (22 июля 1882, хут. Семиротовщина Харьковской губ. – 15 янв. 1967, Лонг-Айленд, США), поэт, художник, один из основоположников рус. футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.
С 1898 по 1914 учился живописи в худ. школах и училищах Казани, Одессы, Мюнхена, Парижа и Москвы. С 1907 систематически участвовал в худ. выставках в Москве, С.-Петербурге, в городах рос. провинции и за границей. В 1909–10 Б. организовал группу «Гилея», объединившую молодых поэтов и художников, отрицающих каноны символистской эстетики. Вел актив. издат. деят-ть, направленную на объединение поэтов и художников, близких футуризму. В альманахах и сборниках «Пощёчина общественному вкусу» (1912), «Садок судей» (1913), «Дохлая луна» (1913), «Затычка» (1913) «Рыкающий Парнас» (1914) и др. печатались стихи, теор. статьи и манифесты футуристов, а также кубистские рисунки и офорты. Б. выступал с публичными лекциями и докладами, пропагандируя принципы футуризма в поэзии и кубизма в живописи, принимал участие в диспутах (турне по рус. провинции в 1913–14 вместе с В. Маяковским и В. Каменским). В 1915‑17 Б. жил на ст. Иглино под Уфой. В 1918 принял участие в последней выставке «Бубнового валета» в Москве.
В 1918–19 находился в Сибири: устраивал выставки, «футуристические вечера», диспуты, читал лекции в Омске, Томске, Барнауле, Иркутске, Чите, позже в Харбине и Владивостоке. В 1920 эмигрировал в Японию, в 1922 – в США. Занимался живописью и литературой. Выпустил ряд поэтических сборников, неск. книг по искусству, сборники новел в изд-ве, основанном его женой М.Н. Бурлюк. Издавал ж. «Цвет и рифма». Выставки картин Б. проходили в лучших музеях и галереях США, в Германии, Швейцарии, Испании, Австралии. В 1956 приезжал в СССР. Работы Б. имеются в Третьяковской картинной галерее и Русском музее, во мн. провинц. музеях России.
Соч.: Каталог выставки картин. Самара, 1917; Лысеющий хвост. Курган, 1919; Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924; Морская повесть. Нью-Йорк, 1927; Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927; Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928; Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930; Фрагменты из воспоминаний футуриста. СПб., 1994; и др.
Лит.: Markov V. Russian Futurism: History. L., 1969 (рус. пер.: Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000); Курсанов А.В. Русский авангард. 1907–1932. Ист. обзор. СПб., 1996. Т. 1; Крученых А. Наш выход. К истории русского футуризма. М., 1996; Русский футуризм. М., 1999; Русские художники XII–XX вв.: Энциклопедия. М., 1999; Бобринская Е.А. Футуризм. М., 2000; Русские писатели XX в.: Библиогр. словарь. М., 2000.
Л.И. Пыстина