ЧААТАС КУЛЬТУРА. Ареал распространения – Минусинская котловина. Выделена А.В. Адриановым и Д.А. Клеменцем. Относится к VI–IX вв. Культура выделена на основе своеобраз. курганов, представляющих собой камен. насыпи, тесно обставленные камен. плитами. Наиб. изв. памятниками являются Уйбатский, Ташебинский, Кызылкульский, Копенский, Сырский, Изыхский чаатасы. Широкие раскопки произведены экспедицией Московского гос. ун-та и Красноярской экспедицией Ленинградского отд-ния Ин-та археологии АН СССР. Погреб. сооружения расположены цепочками, вытянутыми по направлению С-Ю. Это назем. мавзолеи 4-угольной и 6-гранной формы. Стенки сооружены из плашмя уложенных плит, иногда с обозначенным входом. Вокруг них установлено по 8–12 выс. камней-менгиров. На плитах встречаются выбитые рисунки, тамги, надписи-эпитафии. Погреб. камеры обставлены деревян. столбами. На берест. подстилке помещали сожженные кости человека, неск. сосудов, обильные мясные приношения, трупы овец, коров, свиней. В кач-ве погреб. инвентаря встречаются желез. наконечники стрел, ножи, атрибуты конской упряжи, пряжки и накладки наборных поясов. Найдены предметы хоз. деят-ти (жернова, тесла, серпы, сошники). Характер. посудой являются кыргызские вазы, изготовленные на гончар. круге, украшен. ленточ. и спирал. орнаментом. Детей-подростков хоронили по обряду ингумации. Л.Р. Кызласов делит культуру на 2 этапа (VI–VII и VIII–IX вв.). Носители культуры занимались скот-вом и земледелием. Достаточно хорошо были развиты промыслы и ремесла. Имела место рунич. письменность, широко практиковался обмен и торговля. Обнаружены следы градостроения. Все это свидетельствует о наличии раннефеод. отношений у носителей Ч. к.
Лит.: Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Кызласов Л.Р. Древнехакасская культура чаатас VI–IX вв. // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.
В.И. Молодин