ЧЕЛКАНЦЫ (самоназв. шолгану/чалканду, устар. – лебединцы, лебединские татары, куу-кижи – букв. «человек с р. Лебедь»), корен. население Респ. Алтай. Этнич. территория охватывает небольшую сев.-вост. часть Турочакского р-на – бас. р. Лебедь. Проживают также в Таштагольском р-не Кемеровской обл. Общая числ. по переписи 2002 – 855 чел. Говорят на челкан. яз. (см. Челканцев язык).
По своему физ. облику Ч. принадлежат к урал. расе. Этот расовый комплекс широко представлен среди обских угров, самодийцев и тюркояз. населения сев. предгорий Алтая и Горн. Шории. Существует, однако, мнение, что североалт. группа популяций должна занимать самостоят. место в системе расовой классификации.
Этногенез Ч. связывается с урало-алт. кругом народов. Важную роль в их формировании сыграли автохтон. самодийские этнич. элементы. Популяционно-генетич. исслед-е Ч. показало, что они наиб. близки лесным ненцам и вместе с кумандинцами и энцами составляют т. н. самодийский кластер. Немаловажное место в этногенезе Ч. принадлежит также тюркским этнич. элементам, связанным с этнополит. образованиями др. тюрков, уйгуров, енисейских кыргызов, позднее – телесов.
В основе традиц. верований Ч. лежал шаманизм с его богатым мировоззренческим комплексом. Культ отправляли шаманы (кам). Имелся развитый пантеон богов. Были распространены также представления о духах-хозяевах (тайги, рек, озер и пр.). Важное место в жизни людей занимал и культ огня. Большое воздействие на религ. жизнь Ч. оказала деят-ть Алтайской духовной миссии, к-рая в конечном счете привела к их христианизации. Однако языч. представления до сих пор бытуют у ст. поколения.
В плане соц. орг-ции Ч. делились на 2 экзогамных рода (шолгану и шакшылу). Осн. структурно-генеалог. единицей рода являлась группа родственников (кезек). Браки между членами одного кезека были запрещены. Гл. ячейкой об-ва являлась моногамная семья. Брак патрилокальный. Широко был распространен брак через сватовство, в ходе к-рого стороны договаривались о размере калыма. Имели место также сговор между родителями малолет. детей, брак «убёгом», кража невест. Весьма предпочтительным считался кузенный брак. Отмечен обычай левирата.
Осн. направлениями традиц. хоз. деят-ти Ч. являлись охота, земледелие и скот-во. Объектами охоты в бас. р. Лебедь служили преим. пушные и копыт. животные. Охотились с помощью ружей, ловчих ям, капканов и т. д. Важную роль играли полозные средства передвижения и различ. способы перемещения груза – шкуры-волокуши, заплечные берест. короба (комдо), подволоки (чана). Значит. место в хоз-ве занимало также рыболовство. Рыбу ловили удочками, сетями, а также лучили ночью, используя острогу. Из рыб. ловушек были известны морды и запорные сооружения. Развитие мотыж. земледелия в горно-таеж. условиях привело к более актив. культур. воздействию на окружающую природ. среду и появлению возделываемых уч-ков земли, зерновых и техн. культур, мотыги и т. д. Скот-во было одной из наименее развитых отраслей хоз-ва. Разводили лошадей, примерно со 2-й пол. XIX в. – круп. рог. скот.
Традиц. поселение (аил) представляло собой систему мелких хоз-в. Осн. типы жилищ – полуподземные и наземные прямоуг. срубы и двускат. каркас. постройки. Одежда состояла из рубахи, штанов и халата. Обувь – сапоги с холщ. или кож. голенищами, чирки (у женщин). Важное место в пищевом рационе занимали мука, крупа и толокно. Из них готовили лапшу (тутпаш), перловую кашу (угре) и перловую кашу, смешанную с толокном (мотко). С процессом обработки зерна тесно связан строго опред. круг предметов утвари (котел, ступа, ручной лоток, ручная мельница, сито).
У Ч. сохраняются богатые фольклор. традиции – сказительская и шаманская. Из форм устного народ. творчества распространены сказки, пословицы, поговорки, загадки. Продолжает бытовать также культура охотничьих сигналов и звукоподражаний. С генезисом отд. отраслей хоз-ва связаны знания эколого-геогр. хар-ра (представления о тер. проживания, способы ориентирования, природоохран. меры и запреты и пр.). Не менее значимой частью традиц. культуры Ч. являлась ее обрядовая составляющая, к-рая нередко также была сопряжена с хоз. деят-тью (обряд вызывания дождя, промысл. обряды и проч.).
Совр. этнич. процессы в среде Ч. характеризуются культур. и язык. ассимиляцией, истоки к-рой восходят к 1960-м гг. и связаны с ликвидацией «неперспективных» деревень, где проживала осн. масса корен. населения сев. р-нов Горн. Алтая. Однако по сравнению с др. группами населения региона (кумандинцами и тубаларами) ассимиляц. процессы у Ч. менее выражены.
Лит.: Кандаракова Е.П. Легенды Северного Алтая (на материале челканского фольклора). Горно-Алтайск, 1994; Она же. Обычаи и традиции челканцев. Горно-Алтайск, 1999; Челканцы в исследованиях и материалах XX века. М., 2000; Потапов Л.П. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб., 2001; Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р. Лебедь (вторая половина XIX–XX вв.). Барнаул, 2004.
Е.А. Бельгибаев