Цыгане

ЦЫГАНЕ. Появление Ц. в Сибири относится ко 2-й пол. XVIII в., что было обусловлено их интенсив. расселением по тер. Рос. империи. Наряду с вольным переселением миграции Ц. на восток страны способствовала политика гос-ва. 16 авг. 1759 по указу имп. Елизаветы Ц., проживавшие в Прибалтике, были выселены в др. регионы, в т. ч. и Сибирь. С кон. XVIII в. до послед. трети XIX в. одним из источников формирования общины сиб. Ц. являлась ссылка. Ссыльных направляли в Тобольскую и Енисейскую губ. С 1870-х гг., после прекращения высылки Ц. в вост. р-ны России, осн. каналом их движения в Сибирь стало вольное переселение. К кон. XIX в. в отд. сиб. губерниях сформировались этнич. группы рос. Ц., принявших самоназв. «сибирска рома» (сиб. цыгане). По переписи населения 1897, числ. цыган. общины в Сибири составляла 6,2 тыс. чел., в т. ч. в Томской губ. – 2,1, Тобольской – 1,5, Иркутской – 1,1 тыс. чел.

До кон. XVIII в. гос-во не вмешивалось во внутр. дела цыган. сообщества. В 1780-е гг. были предприняты первые попытки насаждения в цыган. среде оседлого образа жизни. По указу Екатерины II от 18 дек. 1783, Ц. были обязаны селиться «в удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. В 1-й пол. XIX в. гос-во неоднократно принимало меры для перехода Ц. к оседлости. 20 апр. 1809 указом Александра I «О приведении в лучшее устройство цыган, о пресечении перехода их с места на место, о принуждении их к оседлости» цыган. кочевья на тер. Рос. империи были запрещены. В царствование Николая I Ц. выделялись средства для обзаведения хоз-вом, однако те использовали их для иных нужд и продолжали вести кочевую жизнь. В связи с этим власти часто прибегали к репрессиям против цыган. таборов. Мужчин насильно отправляли на воен. службу, женщин записывали в крепостные, детей отдавали в приюты и богадельни.

Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. во взаимоотношениях между гос-вом и цыган. общинами произошли позитив. изменения. В 1863 Ц. были уравнены в правах с рус. населением и получили полную свободу в орг-ции внутр. жизни, к-рая сохранялась до революции 1917.

В дорев. период сиб. Ц. имели широкий круг традиц. занятий. Они занимались ремеслом, в т. ч. кузнеч., ювелир. делом, изготовляли метал. посуду, решето, корзины. В цыган. общинах широкое распространение получило коневодство. Ц. осуществляли покупку и продажу коней, оказывали услуги по их перегону и лечению. Разведение лошадей и торговля ими играли значит. роль в жизнеобеспечении цыган. семей.

Помимо занятий ремеслами и торговлей Ц. на праздниках развлекали население вокально-танц. выступлениями. Цыганки занимались гаданием, ворожбой, знахарством. Несмотря на бродячий образ жизни, проф. нищенство не получило среди Ц. широкого распространения. Осн. источниками средств к существованию для цыган. семей служили продажа ремесл. продукции, лошадей, худ. творчество и совершение магич. обрядов.

Занимаясь ремеслом, пением или гаданием, Ц. объединялись в коллективы, каждый член к-рых работал наравне с другими и получал ден. пай. Распределение доходов внутри «артели» носило уравнит. хар-р, что препятствовало соц. расслоению цыган. общины.

Цыган. сообщество имело традиц. соц. орг-цию. Его низовой ячейкой являлась большая патриархальная семья, возглавляемая самым ст. мужчиной. 2-й ступенью был род, во главе к-рого стояли старейшины. Они формировали цыган. суд (сэндо), выступавший арбитром в спорах семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, к-рым руководил баро или баро шэро («большой», «большая голова»). В круг его обязанностей входила защита членов общины от разорения, принятие в табор новых людей и изгнание неугодных, установление внеш. связей с др. цыган. сообществами и мест. властями.

Отношения внутри цыган. сообщества регламентировались с помощью норм обычного права. Члены общины в зависимости от пола и возраста имели различ. права и обязанности. Мужчина, являвшийся полновластным главой семьи, владел и распоряжался ее имуществом, мог стать родовым старейшиной или вожаком табора. Круг занятий женщин ограничивался воспитанием детей, ведением домаш. хоз-ва, зарабатыванием средств на пропитание семьи. Цыганка, вступившая в брак, находилась под опекой мужа, а после его смерти – ст. сына или брата. Пожилые женщины, пользуясь большей свободой, участвовали в сходках и выражали собств. мнение относительно вопросов внутр. жизни цыган. таборов.

Осн. функция цыган. общины состояла в трансляции традиц. образа жизни от зрелого поколения к подрастающему. Взрослые передавали детям навыки осн. цыган. занятий. Мальчики обучались ремеслу и коммерции, девочки – ведению домаш. хоз-ва, ворожбе, гаданию. Дети получали представление о нормах поведения в цыган. общине, обучались муз. искусству, пению, танцам. Подавляющее большинство Ц., осваивая необходимые практич. навыки, не получали систематич. образования в рус. учеб. заведениях.

В дорев. период традиц. цыган. культура была представлена различ. праздниками и обрядами. К семейным праздникам относились свадьбы, крестины и дни рождения, во время к-рых Ц. соблюдали строгий этикет. Несмотря на свою замкнутость, цыган. общины заимствовали духов. традиции др. народов. Правосл. Ц. праздновали Рождество, Пасху, Троицу, мусульмане – Йылбаши (старый Новый год), Егоря (День св. Георгия). Религ. обряды оказывали значит. влияние на цыган. обычаи и нормы поведения.

После Окт. революции в жизни цыган. сообщества произошли глубокие изменения. В 1920-е гг. сов. власть ограничила, а затем запретила мн. традиц. занятия Ц. – частн. кустар. произв-во, торговлю домаш. скотом и лошадьми и т. д. Большевики пытались создать условия для перехода Ц. к оседлости. По пост. СНК СССР «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни» от 1 окт. 1926 мест. советы создавали цыган. с.-х. артели. Несмотря на полную неэффективность, политика советизации цыган. общин продолжалась и в 1930-е гг. В соотв. с рекомендациями Совета национальностей ЦИК СССР «Об углублении работы среди цыган по переходу на оседлость и к труду» от 18 янв. 1936 пр-во создало цыган. колхозы. Тем не менее большинство Ц. не смогли адаптироваться к коллект. с.-х. труду. К кон. 1930-х гг. цыган. колхозы были реорганизованы в хоз-ва смешанного типа.

В условиях сталин. диктатуры Ц. стали объектом репрес. политики сов. гос-ва. В годы Великой Отечественной войны тысячи Ц. были депортированы в вост. р-ны СССР. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1944 в Сибирь, Казахстан и Ср. Азию была выселена большая часть цыган. диаспоры Крыма. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. Ц. оказались в числе народов Прибалтики, Зап. Белоруссии и Зап. Украины, депортированных на восток страны.

В 1950–80-е гг. гос-во продолжало политику, направленную на экон. и социокультур. интеграцию Ц. в сов. об-во. 5 окт. 1956 был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно к-рому цыган. таборы прикреплялись к р-нам своего местонахождения и не могли покидать их без разрешения властей. Ц. были обязаны получить прописку по месту жительства и трудоустроиться. За нарушение Указа 1956 уголов. законодат-вом предусматривалось наказание сроком до 5 лет лишения свободы. 7 авг. 1975 Президиум Верховного Совета РСФСР отменил уголов. ответственность за уклонение от труд. деят-ти и снизил сроки тюрем. заключения за бродяжничество. Тем не менее до кон. 1980-х гг. власти стремились не допустить возврата Ц. к традиц. занятиям и образу жизни.

Переход к оседлости и обязат. трудоустройство способствовали разложению традиц. уклада жизни цыган. общин. Ц. лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыган. труд. коллективы включались в состав гос. предприятий и совхозов. В этих условиях большинство Ц. стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиц. занятиями. Сиб. Ц., получившие право содержать коней в домаш. хоз-ве, занимались частн. извозом.

Изменения в сфере занятости и образе жизни сиб. Ц. оказали значит. влияние на соц. орг-цию их сообщества. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначит. часть таборов превратилась в поселки, к-рые с разрешения органов власти иногда переносились в др. место. В утративших традиц. структуру цыган. общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака.

В сов. период число Ц. в Сибири было незначительным. По Всесоюз. переписи 1939, числ. сиб. Ц. составляла 6,7 тыс. чел., в 1959 – 9,2. В Новосибирской обл. их кол-во увеличилось с 1 тыс. чел. в 1939 до 1,7 тыс. в 1959, в Кемеровской – с 1,1 до 1,3, в Алтайском кр. – с 0,8 до 1,4, в Красноярском – с 0,6 до 1,4 тыс. чел. В 1960–80-е гг. в вост. р-нах России сохранялась тенденция к росту числ. цыган. диаспоры.

В кон. 1980-х – 1990-х гг. развитие демокр. процессов в России оказало значит. влияние на условия жизни сиб. Ц. Гос-во отказалось от политики насаждения оседлости и нехарактерных для цыган. среды форм занятости. Ц. получили широкие возможности для реализации своих интересов в различ. сферах обществ. жизни. Переход к рыночной экономике способствовал развитию в их среде предпринимательства. Ц. занимаются продажей и куплей квартир, домов, дач, гаражей, земел. уч-ков под стр-во. В цыган. общинах сохраняются и традиц. занятия – гадание, ворожба. Свобода экон. деят-ти обусловливает возрождение цыган. труд. коллективов.

Осн. ячейкой соц. структуры цыган. сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территор. принципу объединены в этнич. общины, внутри к-рых сохраняются традиц. образ жизни и нормы поведения. По Всерос. переписи 2002 в Сибирском федеральном окр. проживало 16,2 тыс. Ц., в Дальневосточном федеральном окр. – 2,4. Наиболее крупными являются цыган. диаспоры Алтайского (2 405 чел.), Красноярского (1 995 чел.) кр., Новосибирской (2 835 чел.), Кемеровской (2 504 чел.), Омской (2 272 чел.) и Иркутской (1 641 чел.) обл.

В 1990-е гг. значит. изменения произошли в культур. жизни цыган. общин. В 1991 при Российском фонде культуры возникла цыган. культур. секция. Среди цыган. интеллигенции развернулось движение за создание культур. нац. автономии. 25 нояб. 1999 по решению Пр-ва РФ была образована Цыганская культурная автономия России, целью к-рой является возрождение и сохранение этнич. самобытности Ц.

Р.Е. Романов