Дацаны

ДАЦАНЫ (от тибет. grwa-tshang), 1) в тибет., монг., бурят., калмыц. буддизме название ф-тов учеб. заведения при монастырях; 2) в бурят. буддизме – название монастыр. комплексов.

Бурят. буддийск. монастыри организовывались по образцу тибет. и монг., к-рые копировали индийские монастыри. Д. предназначались для жизни и религ. практики монахов, входящих в общину (санскр. сангху), а также для обучения молодых послушников (хувараков). В соотв. с этими целями Д. традиционно делятся на учебные (тибет. шадда) и отшельнические (тибет. дубда). В Респ. Бурятия и Респ. Тыва встречаются Д. только 1-го типа.

Д. возводились на нек-ром удалении от нас. мест вблизи водоемов (на юж. склоне горы и на сев. берегу реки). Место будущего монастыря определяется в соотв. с указаниями наиб. уважаемых лам и астрологов (зурхачийнов), предварительно исследующих состав почвы и топогр. особенности местности. Д. представляют собой прямоуг. в плане огороженное место, строго ориентир. по сторонам света. В центре находится собор. храм цокчен-дуган, где проводятся ежеднев. службы с участием всех монахов. Вокруг центр. дугана могут располагаться дуганы отд. фак-тов: цаннит, жудба (акпа), дуйнкор, жедор, ламрим и манба, на к-рых изучаются философия, логика, астрология, медицина и др. дисциплины (см. Буддийское образование). Помимо храмов-факультетов как внутри ограды, так и за ее пределами могут располагаться храмы-сумэ (лхаканы), посвящ. культам отд. божеств. Рядом с цокченом обычно воздвигаются субурганы (санскр. ступа; тибет. чортен) – культовые сооружения, представляющие собой реликварии или мемориалы, рассматриваемые как символич. вертикальная модель Вселенной. Субурганы могут размещаться и за оградой монастыря. Ближе к ограде располагаются жилища монахов, б-ка, печатня и различ. хоз. постройки. Храмы и жилища обыкновенно обращены центр. фасадом на юг. Юж. ворота дацанов считаются главными, ими пользуются в торжеств. случаях. Храмы в Монголии, Бурятии и Туве строятся из камня, кирпича и дерева. Жилища монахов в Бурятии – обычные деревян. дома. Цокчен состоит из 2 помещений: большого зала с колоннами и сидениями для лам и задней части – гонкона. Крыша цогчена украшается золочен. куполообраз. навершием – ганджиром. Крыша преддверного отд-ния портала – золочен. изображениями «колеса Закона» (чойнкор) и по обеим его сторонам двух антилоп (ридак по мо), к-рые символизируют первую проповедь Будды. Перед сев. алтарной стеной храма в центре устанавливается статуя Будды Шакьямуни, по сторонам – изображения др. божеств и почитаемых лам. В лхаканах, имеющих обычно только одно помещение, устанавливаются статуи тех божеств, к-рым посвящаются лхаканы: Майтрее (бурят. Майдари), Цзонкабе и др.

В зависимости от выполняемых функций в сложной адм.-хоз. структуре буддийск. монастырей среди монахов за мн. века сложилось неск. типов иерархий. Движимое и недвижимое имущество дацанов находится в ведении казначейства (джасы) во главе с ламой-казначеем – нирбой. Джаса подразделяется на «джасу дацана», принадлежащую всей общине в целом, и «джасу лам и хувараков», распределяемую среди духовенства в зависимости от должн. иерархии и духов. степеней лам.

Первые Д. в Бурятии и Туве не были стационарными, а размещались в войлоч. юртах обычно при ставке правителя родовой этнич. группы и перекочевывали вместе с ней. Согласно дацан. хроникам, уже в 1707 у сартулов существовал свой войлоч. дуган. Даты основания Д. в разных источниках различаются, т. к. в одних случаях бралась дата начала их фактич. функционирования, в др. – дата регистрации в адм. органах. В 1741 был основан Цонгольский (Хилгантуйский) дацан, в к-ром войлоч. дуганы постепенно были заменены на деревянные. Цонгольский дацан стал первым стацион. дацаном в Забайкалье. В 1741 основан Тамчинский (Гусиноозерский) дацан; в 1773 – Кудунский (Даший-Лхумболинг); в 1775 – Анинский (Гандан-Шиддублинг); в 1770 – Джидинский; в 1786 – Тугнуйский (Даший-Чойнхорлинг) и Ацайский; в 1769 – Сартольский; в 1773 – Учотуевский; в 1762 – Бултумурский; в 1765 – Аракыретуевский; в 1765 –Загустаевский; в 1801 – Тогчинский; 1802– Гунэйский; в 1810 – Иройский; в 1811 – Агинский дацан (в 1825 от него отделился Эгитуевский дацан); в 1814 – Аларский; в 1818 – Баргузинский; в 1825 – Тарбагатаевский; в 1826 – Ацагатский (Гандан Дарджилинг), Хужиртаевский и Цугольский (Даший Чойпэллинг); в 1826–28 – Чесанский (Гандан-Дашийлинг), в 1829 – Болакский; в 1830 – Янгажинский и Боргалтаевский; в 1831 – Цолгинский и Кударинский; в 1832 – Ольхонский; в 1838 – Бырцуевский.

К нач. XIX в. число лам в Забайкалье превышало 2,5 тыс., что вызывало обеспокоенность пр-ва и правосл. духовенства. 15 мая 1853 Сенат утвердил «Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири», к-рым устанавливались допустимое число Д. и лам (штат 34 Д. состоял из 285 ед., из расчета один лама на 200 прихожан), порядок их комплектования и принципы упр-ния церковью. После Февр. революции и в 1-е годы сов. власти все ограничения на открытие новых Д. были сняты, в связи с чем в Забайкалье было заложено 10 новых дуганов и Д. (Семиозерский, 1908; Кондинский, 1909–10). Бурят. Д. вели широкую благотворит. и просвет. деят-ть, оказывали значит. помощь рос. ученым в сборе материалов и коллекций. Мн. хамбо-ламы тесно сотрудничали с Русским географическим об-вом и ведущими рос. университетами. На личные пожертвования хамбо-ламы Дампила Гомбоева (1831–96) в Чите были открыты жен. гимназия и муж. ср.-спец. учеб. заведение. Д. издавали обрядовую, учеб. и науч.-попул. лит. на тибет. и монг. яз. В годы Русско-японской и Первой мировой войн в бурят. Д. собирали средства для помощи раненым. На собранные деньги был открыт ряд лазаретов.

Сов. власть в рамках своей антирелигиозной политики повела борьбу с буддийским духовенством. Существующие Д. закрывались и зачастую просто разрушались. Имущество национализировалось или уничтожалось. В кон. 1930-х гг. из 46 действующих дацанов в Бурятии не осталось ни одного. Мн. ламы и актив. верующие из мирян были подвергнуты репрессиям, физически уничтожены; значит. число успело эмигрировать в Монголию и Китай. Буддийская сангха в Бурятии фактически прекратила свое существование. В годы Великой Отечественной войны началось восстановление буддийск. церкви. В 1946 основан Иволгинский дацан, ставший резиденцией Центр. духов. упр-ния буддистов СССР, и началось восстановление Агинского дацана в Бурят. нац. окр. Читин. обл.

К нач. XXI в. в Бурятии, Усть-Ордынском и Агинском нац. авт. окр. возрождены и действуют 22 Д.: Абатанатский, Агинский, Анинский, Аршанский, Ацагатский, Бичуринский, Бортойский, Закаменский, Иволгинский, Курумканский, Кижингинский, Кыренский, Мурочинский, Мухоршибирский, Окинский, Сартул-Гэгэтуйский, Тамчинский, Угданский, Хоринский, Цугольский, Чесанский, Эгитуйский. Большинство бурят. Д. объединены в «Традиционную буддийскую сангху России», нек-рые Д. и буддийск. общины входят во всерос. ассоциацию буддийск. общин «Духовное Управление буддистов России».

Лит.: Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношением сего последнего к народу. СПб., 1887; Dandaron B.D. Aginsky monastery // Encyclopedia of Buddhism. Ceylon, 1961; Ламаизм в Бурятии XVIII – начала XX века. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983; Барадин Б. Буддийские монастыри // Альманах «Orient». СПб., 1992. Вып. 1; Жамсуева Д.С. Агинские дацаны как памятники истории и культуры. Улан-Удэ, 2001.

С.Ю. Лепехов