ДЕКАБРИСТЫ-ПИСАТЕЛИ В СИБИРИ, сыграли выдающуюся роль в осмыслении ист.-культ., обществ., нравственно-филос. концепции края, сформировали особую интеллектуальную и духов. атмосферу. Мн. из них в своих «Записках», «Воспоминаниях» пишут о Сибири как об особом обществ. и природ. топосе, способствовавшем духов. освобождению личности, высоко отзываются о сибиряках-старожилах, отмечают, что в Сибири меньше, чем в Центр. России, распространены различ. предрассудки, в т. ч. чувства нац. эгоизма и религ. вражды. Г.С. Батеньков объяснял это составом населения Сибири и хар-ром колонизации, считая, что «сюда шли наиболее энергичные, развитые и предприимчивые люди из разных концов европейской России <...>, представители самых разных национальностей». А.А. Бестужев (Марлинский) называл Сибирь колонизируемой страной, которую осваивает вся Россия.
Разработанная Д. в Сибири теория романтизма непосредственно связана с вопросами обществ. деят-ти в экстрем. условиях каторги и ссылки. Поставив перед личностью огромные обществ. задачи, рус. романтики 1830-х гг. решали вопросы о назначении человека, о мере его ответственности за происходящее, о свободе и необходимости. Эти вопросы стали центр. для рус. романтиков последекабрист. периода; они горячо обсуждались в филос. кружках Н.В. Станкевича и А.И. Герцена, сделались важнейшими для П.Я. Чаадаева.
За время пребывания в Сибири менялись взгляды Д., природа их просветительства. В ссылке созданы мн. ценные лит.-критич., ист.-лит. и худ. произведения В.К. Кюхельбекера, М.С. Лунина, А.Ф. Бригена, Г.С. Батенькова и А.А. Бестужева, гл. целью к-рых являлось стремление пробудить обществ. самосознание, соц. активность об-ва.
Лит.: Шатрова Г.П. Декабристы и Сибирь. Томск, 1958; Канунова Ф.З. Общественно-литературная деятельность декабристов как фактор развития общественного и литературного сознания Сибири // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. Новосибирск, 2002.
Ф.З. Канунова