Демографическая политика, составная часть политики народонаселения, направленная на достижение воспроизв-ва населения желательного типа. Объект Д. п. – воспроизв-во населения, его колич. параметры. Среди направлений Д. п. – 3 группы мер: адм.-правовые, экон. и меры соц.-психол. воздействия.
В Российской империи Д. п. целенаправленно не проводилась. Единств. законодат. актом царского пр-ва, имевшим демогр. значение, было безусловное запрещение абортов. Аборт расценивался как уголов. преступление, антирелиг. и аморал. проступок. После Окт. революции, в нояб. 1918, пост. Наркомата здравоохранения РСФСР запрет на произв-во абортов был отменен.
Первым законодат. актом сов. пр-ва, к-рое специально преследовало цель повысить рождаемость и тем самым компенсировать потери населения в ходе демогр. катастрофы 1932–33 (см. Демографические катастрофы), явилось пост. ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некотором изменении законодательства о разводах». Согласно пост. в Сибири в 1936–41 было построено большое кол-во род. домов, школ, дет. садов, яслей, больниц и пионер. лагерей. Гос-во установило пособие многодет. матерям, имеющим 6 детей, при рождении каждого след. ребенка в 2 тыс. руб. ежегодно в течение 5 лет, а матерям, имеющим 10 детей, – единовр. пособие при рождении каждого след. ребенка в 5 тыс. руб. и со 2-го года – 3 тыс. руб. в течение 4 лет (в масштабе цен 1936). Запрет абортов привел к их нелегал. распространению. Несмотря на жестокие уголов. наказания за произв-во абортов, начиная с 1938 рождаемость в Сибири стала сокращаться.
В годы Великой Отечественной войны Д. п. сосредоточилась на оказании помощи многодет. семьям и стимулировании рождаемости методами административного давления. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 нояб. 1941 «О налоге на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР» был установлен соотв. налог. 12 июля 1942 СНК СССР обязал Наркомат торговли СССР организовать в городах продажу продуктов питания сверх карточных норм для матерей до родов и в первые 2 мес. после родов. Отныне женщины начиная с 6-го мес. беременности и в течение 2 мес. после родов ежемесячно получали 400 г масла, 300 г сахара, 600 г крупы и 6 л молока.
Еще одним шагом в выработке Д. п. в СССР явился указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 «Об увеличении помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства"». С целью стимулирования рождаемости дотации теперь выплачивались семьям, имеющим 2 детей, при рождении третьего. Единовр. пособие выдавалось в сумме от 400 руб. до 5 тыс. руб., ежемес. – от 300 до 800 руб. Ден. выплаты одиноким матерям устанавливались в размере 100 руб. в мес. на 1 ребенка, 150 руб. – на 2 детей и 200 руб. – на 3 и более детей (в масштабе цен 1944). Одновр. увеличился отпуск по беременности с 63 до 77 календар. дней, а послеродовой – с 35 до 42 календар. дней. В случае ненормальных родов или рождения двойни отпуск увеличивался до 56 дней. Мерой, стимулирующей рождаемость, по мысли законодателей, стало значит. увеличение налога на холостяков и бездет. граждан. С целью укрепления семьи указ от 8 июля 1944 признавал, что только зарегистрир. брак порождает права и обязанности супругов. Право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от мужчины, с к-рым она не состоит в зарегистрир. браке, было отменено. В то же время в Сибири значительно возросло число матерей-одиночек.
Указ от 8 июля 1944 послужил юр. основой увеличения помощи многодет. семьям на завершающем этапе Великой Отеч. войны. 11 июля 1944 Наркомат торговли СССР издал приказ «Об улучшении снабжения беременных женщин». Берем. женщины получали ежемесячно сверх норм, установленных по карточкам, 800 г масла, 600 г сахара, 1,2 кг крупы, 12 л молока.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 нояб. 1947 «О размере государственного пособия многодетным и одиноким матерям» ден. выплаты были уменьшены примерно наполовину. Пособие утратило свое стимулирующее рождаемость значение. Чтобы компенсировать потери, указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 «Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин» беременным и одиноким матерям разрешалось переходить на др. работу по месту жительства с сохранением за ними непрерывного труд. стажа. Плата за содержание детей в дет. садах и яслях для самых низкооплачиваемых категорий матерей-одиночек снизилась на 50%.
В сер. 1950-х гг. в Д. п. произошли существ. изменения. Гос-во отказалось от нек-рых контрольно-запретит. функций и сосредоточилось гл. обр. на оказании помощи семьям и мат. поощрении рождаемости. 5 авг. 1954 была отменена уголов. ответственность за нелегал. прерывание беременности, а 23 нояб. 1955 – окончат. снят юр. запрет на произв-во аборта. Теперь каждая женщина самостоятельно и свободно решала вопрос о материнстве.
Новым направлением Д. п. стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1956 «Об увеличении продолжительности отпусков по беременности и родам». Отпуск по беременности и родам увеличивался с 77 до 112 календар. дней (56 дней до и 56 дней после родов) с выдачей за этот период ден. пособия. В случае ненормал. родов или рождения 2 и более детей продолжительность послерод. отпуска также увеличивалась. Пост. Совета министров СССР от 13 окт. 1956 «О дальнейших мерах помощи женщинам-матерям, работающим на предприятиях и учреждениях» руководителям предприятий и учреждений вменялось в обязанность предоставлять женщинам по их просьбе, после окончания отпуска по беременности и родам, доп. отпуск до 3 мес. без сохранения заработ. платы.
Однако все меры мат. поддержки семей в силу своей незначительности к нач. 1960-х гг. потеряли стимулирующее рождаемость значение. Гос-ву не удалось сдержать сокращение рождаемости, к-рое во 2-й пол. 1960-х гг. приняло обвальный хар-р.
К нач. 1980-х гг. с целью увеличения рождаемости в 1960-е гг. были приняты меры помощи семьям с детьми. Одной из таких мер стало право на кредит в сумме до 1,5 тыс. руб., к-рый выдавался молодым супругам сроком на 8 лет после рождения 1-го ребенка. При рождении 2-го ребенка кредит погашался на 200 руб., при рождении 3-го – еще на 300 руб. По оценкам демографов, эта мера вызвала незначит. рост рождаемости. Только в 1981–83 прирост новорожденных в России составил 300 тыс. чел. В Сибири за 1980–85 суммарный коэф. рождаемости неск. увеличился и соответствовал уровню простого воспроизв-ва. Интенсив. сокращение числа родившихся вместе с ростом числа умерших привело в России в нач. 1990-х гг. к естеств. убыли населения. С 1993 процесс депопуляции распространился и на Сибирь. С тех пор регион живет в режиме естеств. убыли населения.
В нач. 1990-х гг. Верховный Совет РФ впервые в истории страны принял пост. «О неотложных мерах по изучению населения и демографических перспектив Российской Федерации», к-рым предусматривалось в теч. 1993–94 разработать научно обоснованную концепцию демогр. развития России на перспективу. Однако эта концепция была разработана и принята распоряжением Пр-ва РФ только в сент. 2001, после оглашения Послания Президента РФ Федеральному Собранию, где демогр. проблемы страны отмечались как наиб. важные для судьбы гос-ва.
В условиях отсутствия к.-л. целей и программ по реализации Д. п. в стране и на регион. уровне в 1990-х гг. принимались отд. федер. законы, направленные на решение проблем воспроизв-ва, охрану и улучшение здоровья населения. В последующие годы наработка законодат-ва в этом направлении продолжалась.
К экон. группе мер Д. п. этого периода следует отнести указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (от 5 мая 1992); «Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996); «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей» (от 8 июня 1996). Указом Президента «О президентской программе "Дети России"» (от 18 авг. 1994) была принята программа, к-рая имела продолжение в послед. годы (Указ Президента РФ «О президентской программе "Дети России" на 1998–2000 годы» (от 15 янв. 1998) и работала в каждом субъекте РФ, в т. ч. в Сибири. Эта программа финансировалась из федер. бюджета. Средства выделялись не очень большие, но тем не менее они помогли мн. семьям, оказавшимся в этот период в сложной финанс. ситуации.
Принятая в сент. 2001 «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года» своей целью провозглашала стабилизацию числ. населения и создание предпосылок его роста с учетом мобилизации как воспроизводств., так и миграц. компонент. Комплекс мер Д. п. касался в ней 3 осн. направлений: повышения рождаемости и укрепления института семьи; улучшения здоровья и роста продолжительности жизни; обеспечения необходимого миграц. прироста и совершенствования методов привлечения и использования труд. мигрантов. Однако никаких реальных программ в соотв. с «Концепцией...» на федер. уровне в дальнейшем так и не появилось.
В нек-рых сиб. регионах были разработаны планы реализации Д. п. с учетом мест. особенностей. Однако ориентация на собств. ограниченные ресурсы при отсутствии поддержки со стороны федер. властей, слабая проработка целей и механизмов их достижения приводят к тому, что эти усилия имеют незначит. и неустойчивый эффект.
Если в 1990-х гг. формировались правовые основы Д. п., то в 1-е годы нового столетия нарабатывались экон. меры. К последним можно отнести различ. денеж. пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно, в т. ч.: введенное с 1 янв. 2002 ежемес. пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет (первонач. 200 руб., а потом 500), к-рое покрывало не более 15 % прожит. минимума взрослого; ежемес. пособие (70–140 руб.) на ребенка до 16 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер к-рого не превышал 100 % величины прожит. уровня; единовр. пособие в 6 тыс. руб. в связи с рождением ребенка. К экон. мерам Д. п. относились также оплата отпуска (периода нетрудоспособности) для подготовки женщины к родам и в послерод. периоде – 140 дней (70 дней до и 70 дней после родов), при многоплодной беременности – 194 дня, при осложненных родах – 156 дней. Отпуск оплачивался в размере 100 % ср. заработка по месту работы, при этом учащиеся получали 100 % стипендии за счет федер. бюджета и бюджетов субъектов РФ, а безработные – пособие в размере МРОТ. Матерям, вставшим на учет в ранние сроки беременности, предоставлялось доп. пособие, поощрявшее ответств. отношение матери к вынашиванию ребенка; от налогообложения освобождался каждый из работавших родителей на сумму 300 руб. в месяц при условии, что суммар. доход семьи не превышает 20 тыс. руб.
Размер ежемес. пособия на ребенка (70 руб.) не покрывал к кон. 2001 и 5 % прожит. минимума ребенка. Задолженность по выплатам дет. пособий за прошлые годы на кон. 2001 составила по России ок. 18 млрд руб. Такую «помощь» трудно назвать мерой Д. п. Скорее, это можно расценивать как неудачную попытку поддержки политики социалистич. гос-ва, провозгласившего заботу о семье в кач-ве одного из гл. гос. приоритетов.
Д. п., направленная на улучшение здоровья, сокращение смертности и повышение рождаемости, в 2000-х гг. определяется принятием федер. законов и реализацией нац. проектов.
Лит.: Малинин Е.Д., Ушаков А.К. Население Сибири. М., 1975; Исупов В.А. Городское население Сибири: от катастрофы к возрождению (конец 30-х – конец 50-х гг.). Новосибирск, 1991; Соболева С.В. Настоящее и будущее населения Сибири. Сибирь на пороге нового тысячелетия. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск, 1999; Практическая демография. М., 2005; Политика народонаселения: настоящее и будущее: Четвертые Валентеевские чтения: Сб. докладов. М., 2005.
В.А. Исупов, С.В. Соболева