ЕДИНОВЕРИЕ. Учреждено с целью присоединения старообрядцев к РПЦ в окт. 1800 имп. указом на основании «Правил единоверия», составленных Московским митрополитом Платоном. Старообряд. общинам, принявшим Е., разрешалась служба по старым обрядам, двоеперстие, но в целом они поступали в подчинение епархиальным архиереям РПЦ, к-рые рукополагали по «дониконовским» книгам священников для Е. Обязательным для Е. было также моление за императора по утвержденной Синодом форме. Тенденции к орг-ции Е. складывались во 2-й пол. XVIII в. Его возникновение обусловлено соц. и идеол. дифференциацией староверия, стремлением отд. старообряд. обществ легализовать переход правосл. священников в старообрядчество, иметь свою независимую иерархию. Е. использовалось церк. и светской властью как инструмент борьбы против старообрядчества.
Единоверческие приходы в Сибири начинают образовываться в 1830–50-е гг., в период актив. борьбы властей со староверием, в местах с наиб. концентрацией старообряд. населения, прежде всего в Томской губ., среди «семейских» Забайкалья. В большинстве случаев под единоверческие церкви отбирались старообряд. часовни и моленные. В 1836 в единоверческий храм переделана беглопоповская часовня в дер. Усть-Янцево (Каинский окр. Томской губ.). В 1837 указом Синода образован один из самых больших единоверческих приходов Томской губ. – Секисовский (Бийский окр.). По указам Томской духовной консистории к Е. причислено 60 деревень Барнаульского и Бийского окр. Вскоре заканчивается стр-во единоверческого храма в Томске, практически на месте бывш. старообряд. подворья, основанного в кон. XVIII в. В кон. 1844 обращена в единоверческую «соборная» поморская часовня в дер. Шипицино, объединявшая к 1850-м гг. более 10 тыс. чел. (Барнаульский окр.; перестроена в единоверческий храм в 1856). Томский епископ Афанасий в 1845 освятил единоверческую церковь в круп. центре томских беглопоповцев в дер. Суенга (Кузнецкий окр.). В кон. 1850-х гг. при актив. содействии мест. властей присоединяются к Е. старообрядцы ряда деревень Бийского окр., построены единоверческие церкви в селах Алтайском и Сибирячиха, открыт очередной приход в Барнаульском окр. – в с. Батуровском. В 1860-е гг. делалась неудачная попытка открытия муж. и жен. единоверческих монастырей на Алтае. Тогда же единоверцы Зап. Сибири подавали императору просьбу, оставшуюся не удовлетворенной, о преобразовании Е. с целью достижения его независимости от Синода, получения самостоят. иерархии и т. п. На рубеже 1870–80-х гг. формируются еще 2 единоверческих прихода в Кузнецком и Змеиногорском окр.: в селах Межугорном (1879) и Орловском (1892). По офиц. данным, в Томской губ. в 1836 единоверцев числилось 12 496 душ обоего пола, в 1899 – 26 635 душ обоего пола. К 1910 на тер. совр. Алтайского кр. находилось 12 единоверческих церквей. Запись в единоверческие приходы вызывала массовые протесты старообряд. населения. В 1920–30-е гг. единоверцы подверглись репрессиям на тех же основаниях, что и остальные конфессии. В эти же годы складывается «катакомбное» (подпольное) направление единоверия: появляются «климентовцы» – последователи еп. Климента (Логинова, по др. свед. – Логвинова) и «андреевцы» – сторонники еп. Андрея (Ухтомского). Мирские и иноческие общины последних на сегодняшний день существуют автономно. В кон. 1990-х гг. в европ. части России было 8 единоверческих приходов, с приблизит. числ. верующих 6–12 тыс. В отличие от европ. части страны в сиб. епархиях РПЦ «актуализации» Е. не наблюдается.
Лит.: Беликов Д.Н. Томский раскол. Томск, 1901; Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Документы по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае. Барнаул, 1997.
Н.А. Старухин