ЕВРЕИ (самоназв. на иврите – йегудим, на идиш – йид или айид). Этноним Е. через церковнослав. яз. восходит к греч. эбрайос («еврей»), происходящему от иврит. иври («перешедший через что-либо»). Как этнич. обозначение в Библии впервые применено к праотцу Аврааму, предположительно перешедшему р. Евфрат, затем к Е. периода Исхода и до первых царей (кон. II – нач. I тыс. до н. э.). Рус. этноним Е. принадлежит книжной библейской традиции. В живом изустном употреблении обычны различ. эндо- и экзоэтнонимы, этимологически восходящие к иврит. yehudi («иудей, житель Иудеи»), ставшему самоназв. Е. с сер. I тыс. до н. э.
В Сибири Е. впервые появляются в 1630-е гг. Это были уроженцы Речи Посполитой, захваченные во время Смоленской войны 1632–34. После окончания воен. конфликта между Россией и Польшей и обмена пленными нек-рые Е. остались в Сибири. В 1659 из Немецкой слободы (Москва) в Сибирь были высланы иудеи, плененные в период рус.-польск. войны 1654–67, в Москве разрешили остаться только крещеным Е. В 1-й четв. XVIII в. началась массовая ссылка на восток страны полит. и уголов. преступников, в т. ч. Е. Приговоренные к каторж. работам направлялись на Ачинский, Нерчинский, Зерентуйский и др. рудники. Во 2-й пол. XVIII в. в связи с первым разделом Речи Посполитой, по указу Екатерины II (1785) польские Е., ставшие подданными Рос. империи, получили право вести торговлю на ее тер., включая Сибирь. Однако в нач. 1790-х гг. гос-во значит. ограничило для Е. свободу миграции и выбора места жительства. В 1791–94 была установлена «черта еврейской оседлости». Границы проживания и передвижения еврейск. населения ограничивались тер. Белоруссии и юга Украины (исключая Киев). Т. о., Е. был запрещен доступ во внутр. губернии Рос. империи., в т. ч. в Сибирь. Исключение составляли Е., принявшие православие. Е.-иудеи могли попасть на сиб. земли в кач-ве ссыльных, каторжан, нелегал. путем или по особому разрешению. На каторж. работы ссылались преим. в Вост. Сибирь – Иркутскую губ., Якутскую и Забайкальскую обл.
Несмотря на правовые ограничения миграц. движения Е., введенные в последние годы правления Екатерины II, в кон. XVIII – 1-й пол. XIX в. в Сибири и Зауралье числ. еврейск. населения устойчиво росла за счет Е.-христиан, ссыльных и самовольных переселенцев. В отд. случаях власти предоставляли право переселения и постоян. проживания в сиб. губерниях лицам, обладавшим дефицит. профессиями или занимавшимся коммерцией. В процессе формирования еврейск. этнич. общностей на востоке страны существовали регион. различия. В Вост. Сибири, в частн. в Иркутской губ., Забайкальской и Якутской обл., на этот процесс оказывал влияние прежде всего интенсив. приток ссыльных и каторжников. В нач. XIX в. значит. группы Е., освободившихся из заключения, осели в Канске и Нижнеудинске. В Зап. Сибири еврейск. население формировалось, как правило, за счет вольных переселенцев, законно или нелегально покинувших разрешенные для проживания территории (черту оседлости).
В 1-й пол. XIX в. в Сибири начинается самоорганизация еврейск. общинной жизни, оформление внутр. самоупр-ния, появление синагог и погребальных братств (Хевре-кадиша). Одна из 1-х общин в Зап. Сибири появилась в Каинске Томской губ. В 1816 в городе проживало ок. 100 Е., владевших 23 домами. Община имела молитв. дом и собств. кладбище. В 1820-е гг. небольшие группы Е. образовались в Тобольске (128 чел.), Томске (69 чел.) и др. городах. В 1827 общая числ. еврейск. населения в Зап. Сибири составляла 607 чел., в 1835 – 1 735. Его осн. масса (1 039 чел., 60 % Е. Тобольской губ.), гл. обр. ссыльнопоселенцы, была сосредоточена в сел. местности. Наиб. круп. еврейск. земледельч. колония (256 чел.), возникла в 1830-е гг. в Тюкалинском окр. Тобольской губ. В Вост. Сибири еврейск. общины первонач. сложились в городах Енисейской губ. В 1822 в Красноярске открылась молитв. школа, в 1824 – еврейск. кладбище. В 1828 представители мест. диаспоры впервые избрали старшину, собиравшего подати и подчинявшегося губ. администрации. В 1840–50-е гг. этнич. Е. появились в сел. местности Байкальского региона. Одной из 1-х на тер. Иркутской губ. возникла община в с. Кутлик Балаганского у. В Забайкальской обл. общины первонач. образовались в селах Верхнеудинского и Баргузинского у.
В предреформенный период осн. занятиями сиб. Е. были земледелие, ремесло и мелочная торговля. Несмотря на формирование еврейск. диаспоры, общинная орг-ция в Сибири не получила значит. распространения, причиной этого была мин. концентрация Е. мужчин в одном нас. пункте, что не позволяло образовать миньян (собрание 10 чел., достигших религ. совершеннолетия, не моложе 13 лет, присутствие к-рых обязательно для совершения обществ. богослужения).
До 2-й четв. XIX в. центр. и мест. власти не вмешивались во внутр. дела еврейск. сообществ. В 1817 был издан закон, разрешавший сиб. Е. вступать в брак с женщинами-нехристианками. С сер. 1820-х гг. правовое положение Е. стало ухудшаться в связи с введением для них ограничений в сфере экон. деят-ти, вмешательством гос-ва в их частн. жизнь. В 1824 Александр I издал указы о запрете Е. заниматься золотодобычей и их «нетерпимости» на горных заводах. При Николае I началось распространение повинностей, к-рые ранее несло только рус. правосл. население, на представителей др. конфессий. В 1827 был введен Устав рекрутской повинности и военной службы Е., согласно к-рому с каждой тысячи чел. набиралось 10 рекрутов. После окончания 25-летней службы еврейск. рекруты получали право на проживание в Сибири. Из них сформировалась особая соц. группа «николаевских солдат». В 1827 Е. было запрещено следовать в Сибирь за сосланными женами. В 1836 еврейкам, отправлявшимся вслед за осужденными мужьями, разрешалось брать с собой малолет. детей муж. пола до 5 лет и женского до 10 лет. С 1834 Е., проживавшие в Сибири, а также члены их семей, могли получить свидетельство о приписке к купеч. гильдии лишь с разрешения Мин-ва финансов.
В отд. случаях законодат. инициативы центр. власти носили противоречивый хар-р. 20 нояб. 1836 по указу Николая I о порядке переселения Е. в Тобольскую губ. и Омскую обл. был выделен земел. фонд в 15 154 дес. Переселенцы снабжались за счет казны орудиями труда, раб. скотом, домаш. утварью, освобождались на 25 лет от воен. службы и проч. повинностей. 5 янв. 1837 процесс переселения Е. и колонизации ими р-нов Зап. Сибири был прерван по указанию императора. Все Е., не успевшие добраться до нового местожительства, направлялись в с.-х. колонии Херсонской губ. Право постоян. проживания в Сибири и занятия хлебопашеством получили лишь 1 367 колонистов, успевших осесть на отведенных землях. Они образовали одну из специфич. групп сиб. Е. – свободных земледельцев, потомки к-рых продолжали заниматься с. х.
Окончат. запрет на поселение Е. в Сибири был установлен законом «О мерах против переселения евреев в сибирские губернии и для уменьшения числа поселенных уже в Сибири евреев» от 15 мая 1837. В виде исключения в Иркутскую губ. и Забайкальскую обл. разрешалось направлять ссыльных Е. в возрасте от 40 лет и старше. Несовершеннолет. сыновья каторжников принуд. зачислялись в кантонист. школы для воен. подготовки, где насильно обращались в православие. Выпускники школ поступали на службу в войсковые формирования. Осн. кантонистские заведения располагались в Иркутске, Тобольске, Томске. 11 нояб. 1847 Е., поселившиеся в Сибири до 1837, лишились права на смену местожительства и выезд в др. р-ны без разрешения мест. властей. Данные ограничения привели к значит. сокращению притока еврейск. мигрантов в вост. регионы страны. В кон. 1830-х – нач. 1850-х гг. формирование отд. групп сиб. Е. шло за счет ссыльных, рекрутов и кантонистов. Представители данных категорий населения образовали общины в городах и селах Томской, Енисейской, Иркутской губ. и др. р-нах. В 1859 общая числ. еврейск. населения в Зап. Сибири составляла 3 874 чел.
В эпоху реформ Александра II правовое положение сиб. Е. неск. улучшилось. С 23 февр. 1857 они получили право вступать на общих основаниях в купеч. гильдии, 1 нояб. 1858 – переходить из сословия гос. крестьян в мещанство. В кон. 1850-х гг. были упразднены кантонист. школы, а их совершеннолет. воспитанники направлялись на воен. службу в войсковые формирования центр. губерний. В 1859 сиб. Е. разрешили переселяться в губернии черты оседлости. В 1860 были изданы указы императора о запрете ссылки Е. в Сибирь за бродяжничество, на въезд ссыльных и членов их семей в 100-верстную погран. полосу и р-ны зол. приисков. 28 июня 1865 Александр II утвердил решение Гос. совета о разрешении проживания вне черты оседлости для Е. из среды предпринимателей и ремесленников, в 1867 – ниж. чинов и отстав. солдат. К категориям еврейск. населения, имевшего право на жительство в Сибири, относились также лица с высш. образованием или уч. степенями, мед. профессиями, потомки кантонистов, «николаевские солдаты», купцы 1-й гильдии. В 1866 детям еврейск. ссыльнопоселенцев и Е., высланным в вост. р-ны страны без лишения прав состояния, разрешалось записываться в податные сословия и купечество, в 1872 – заниматься частн. разработками зол. россыпей в Сибири. В 1874 по указу Александра II они получили возможность вести питейную торговлю. В 1883 сиб. Е. были уравнены в правах с христианами. Либерал. веяния эпохи «великих реформ» способствовали унификации правового статуса еврейск. диаспоры с положением др. этноконфес. общностей. Одновременно власть стремилась ограничить ее свободы, особенно в экон. и миграц. сферах.
В 1880–90-е гг. гос-во вновь взяло курс на проведение дискриминац. политики в отношении еврейск. населения. В 1887 представителям еврейск. диаспоры запрещалось заниматься питейной торговлей и винокурением. С 1890, согласно Уставу о паспортах, всем Е. из европ. части России воспрещалось добровольное переселение в Сибирь. На границах сиб. губерний, пристанях и ж.-д. станциях появились кордоны, не пропускавшие еврейск. мигрантов в вост. р-ны страны. В 1897 сиб. Е. было запрещено покидать пределы своего округа или уезда без санкции полиции. В нач. XX в. ужесточение законодат-ва, регламентировавшего миграцию Е. и выбор ими местожительства, достигло апогея. В 1903 Сенат лишил еврейск. купцов 1-й гильдии возможности переселяться в Сибирь и направлять туда своих торг. представителей. В 1907 въезд в нее был запрещен и для Е. с высш. образованием. Мест. власти использовали многочисл. ограничения и запреты для притеснения еврейск. общин, сопровождавшегося уголов. преследованием, насильств. выселением, жесткой регламентацией передвижения. Наиб. характерно это было для политики приморского генерал-губернатора Н.Л. Гондатти (1911–17).
Во 2-й пол. XIX в. во мн. городах Сибири сформировались компакт. этнич. группы Е. В нач. 1860-х гг. круп. еврейск. общины существовали в Томске (734 чел.), Каинске (460 чел.), Тобольске (445 чел), Красноярске (362 чел), Иркутске (283 чел), Енисейске (211 чел), Ачинске (161 чел). В 1870 в Чите проживало 317 Е., Верхнеудинске – 148, Баргузине – 124, Нерчинске – 60. В еврейск. сообществах повсеместно создавались общины с органами самоупр-ния. Гос-во в значит. мере контролировало еврейск. общины, при этом на органы внутриобщинного самоупр-ния была возложена орг-ция религ., благотворит., образоват. и хоз. деят-ти. Самоуправление включало в себя институт раввината и духов. и хоз. правление, решало не только коллект., но и частн. повседневные проблемы членов общины.
Духов. правления составлялись из старосты (габу), казначея (нейман) и ученого еврея. Участие в выборах должн. лиц принимали члены общины, вносившие средства в общин. кассу. В ряде городов (напр. в Томске) в 1870–80-е гг. институты самоупр-ния формировались в ходе борьбы между различ. соц. группами Е. – бывш. «николаевскими солдатами», кантонистами, ссыльными, мещанами, купечеством. Сиб. специфика упр-ния общинами заключалась в нехватке казен. раввинов. В связи с этим огромным влиянием пользовались старосты. Они выступали посредниками между общиной и мест. властью, регулировали внутриобщин. отношения. В 1860–80-х гг. духов. правления действовали в Каинске, Томске, Мариинске. В 1890-е гг. духов. правления были реорганизованы в хозяйственные. Мин-во внутр. дел на основе Правил о синагогах С.-Петербурга образца 1877 разработало положение для еврейск. молитв. учреждений сиб. городов. В соотв. с ним внутр. упр-ние общинами строилось на коллегиал. началах.
Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. под влиянием бурж. реформ Е. включались в различ. сферы экономики. Их осн. занятиями являлись ремесло, извоз, погрузка пароходов и ж.-д. составов, торг. операции, кустар. промыслы. Еврейск. капитал наиб. активно проникал в мелкое пром. произв-во, торговлю, транспорт. Вследствие этого процесса значит. возрос уд. вес Е. в составе сиб. купечества. В 1897 их доля среди представителей купеч. сословия Тобольской губ. достигала 5,6 %, Томской – 16,5, Енисейской – 19,7, Иркутской – 26, Забайкальской обл. – 38 %. К числу круп. томских предпринимателей относились владельцы винокур. и пивовар. з-дов Хотимские, Фуксманы, пароходов – Ельдештейны. Среди тобол. купцов еврейск. происхождения выделялись Фришманы, торговавшие мануфактур., бакал. и мелоч. товарами, владельцы магазинов – Гудович и Немецкий. В Тюмени вели актив. предпринимат. деят-ть владельцы торг. фирм С.И. Азейнштадт, Л.Х. Брандт, И.Л. Альтшуллер, В.А. Гирман, Ш.М. Овершток, В.И. Рабинович. В Омске торговлей еще в 1870-е гг. занимались братья Хаим и Абрам Хаймовичи, владевшие известнейшим в Сибири винокур. заводом. В нач. XX в. значит. роль в экон. развитии Новониколаевска сыграли тов-ва «Братья Григорий и Исай Абрамовичи», «Абрамович и Ко», «Братья Шлеймович», специализировавшиеся на кожев. и маслодел. произв-ве, комиссион. операциях и извозе. Еврейск. финансисты и купечество внесли значит. вклад в развитие добывающей пром-ти. Банкирская семья Гинцбург, торг. дома «Давид Рафалович», «Федор Рафалович и Ко» являлись осн. пайщиками в золотодобыв. предприятиях Алтая, Забайкалья и Якутии.
Еврейск. предприниматели активно участвовали в общинной и обществ. жизни сиб. городов. В 1840-е гг. в Тобольске была открыта богадельня, к-рой заведовал староста молитв. дома Яков Цванг. В 1875 в городе существовали 2 богадельни. В 1885 на средства томских промышленников создано еврейск. благотворит. об-во, заботившееся о неимущих, престарелых, детях-сиротах. Круп. предприниматель И.Я. Фуксман, занимая пост дир. Попечительного о тюрьмах комитета, пожертвовал средства на устройство Салаирского вол. училища, сооружение Хоральной синагоги в Томске. В кон. 1890-х гг. секретарем обществ. орг-ций – Об-ва попечения о начальном образовании Томска и Томского благотворит. об-ва – был Р.Л. Вайсман. Должность гор. врача Каинска занимал Л.Е. Рубинштейн. Купец М.Я. Мариупольский избирался гласным Омской гор. думы, членом отд. Моск. об-ва сельского хозяйства.
В отд. р-нах Сибири экон. и обществ. деят-ть представителей еврейск. диаспоры противоречила интересам пр-ва. В Алтайском горном окр., находившемся в ведении Кабинета е. и. в., Е. запрещалось открывать предприятия, вести торговлю и добычу полез. ископаемых. На его территории могли проживать лишь врачи и отстав. солдаты. Несмотря на офиц. запрет, отд. еврейск. купцы, используя чужие фамилии или через подстав. лиц, открывали на Алтае питейные заведения, закупали машины на горнодобыв. заводах Кабинета.
Несмотря на гос. политику по ограничению миграций еврейск. населения, его числ. в вост. р-нах Рос. империи неуклонно росла. По переписи 1897, в Сибири насчитывалось 34477 Е. (0,6 % населения). В Приморской обл. числ. мест. диаспоры составляла 591 чел. (0,71 %), Амурской – 392 (0,3 %), Забайкальской – 7 973 (1,2 %), Якутской – 6 321 (0,23 %), Иркутской губ. – 7 481 (1,5 %), Енисейской – 6 167 (1,1 %), Томской – 7 947 (0,4 %), Тобольской – 2 489 чел. (0,17 %). Абс. большинство сиб. Е. проживало в городах (в Зап. Сибири – 68,14 %). В общине Иркутска числилось 3 610 чел. (7,1 %), Томска – 3 214 (6,4 %), Омска – 1 138 (3 %), Красноярска – 1 137 (4,2 %), Тобольска – 1 251 (6 %), Читы – 1 200 (10,4 %), Каинска – 930 (6,3 %), Владивостока – 290 (1,0 %), Тюмени – 262 чел. (0,9%). Число Е., занятых в торговле, достигало 3 792 чел., в пром-ти – 2 810, в с. х. – 825, извозом – 585, слугами и поденщиками были 507 Е., людьми свобод. профессий, служащими гос. учреждений и обществ. орг-ций – 322, в армии служили 446. В нач. XX в. проявилась тенденция к незначит. снижению числ. еврейск. диаспоры в Сибири. В 1909–13 число Е., проживавших в городах западносиб. губерний, сократилось с 16 559 до 13 028 чел. В 1913 в Омске насчитывалось 3 692 Е., Томске – 3 497, Тобольске – 971. Одновременно круп. еврейск. общности формировались в новых нас. пунктах гор. типа, в т. ч. Боготоле (1 608 чел.), Новониколаевске (1 177 чел.).
Во 2-й пол. XIX – нач. XX в. под влиянием модернизац. процессов в духов. жизни сиб. еврейства произошли глубокие изменения. В 1868 гос-во предоставило еврейск. общинам право на создание культовых сооружений. В 1870–90-е гг. в городах Сибири и Д. Востока появились синагоги и молитв. дома. Актив. участие представителей еврейск. диаспор в соц.-экон. и духов. жизни сиб. об-ва в условиях интенсив. развития капитализма обусловливало создание в общинах также и светских учреждений, в т. ч. образовательных. Е. не имели возможности обучать детей в традиц. нац. учеб. заведениях – хедерах и иешеботах. До сер. 1870-х гг. они учились в нач. бесплат. школах для бедных и осиротевших мальчиков – талмуд-торах. Одним из осн. предметов являлся иврит, к-рый преподавался на основе изучения молитвенника. В 1874 на базе томской толмуд-торы открылось первое в Сибири одноклас. еврейск. училище III разр. Первонач. обучение носило религ., затем – нац.-ориентир. хар-р. В число изучаемых предметов входили краткая история еврейск. народа, катехизис на рус. яз., гимнастика, теория музыки, еврейск. письмо, Закон Божий. В 1897 при училище открылась первая и единств. жен. субботняя школа (просуществовала до 1908), в к-рой обучались ученицы в возрасте 12–35 лет. В кон. XIX – нач. XX в. еврейск. училища возникли в Омске, Мариинске, Красноярске, Иркутске и др. городах. В 1911/12 уч. г. в Сибири и на Д. Востоке действовали более 20 учеб. заведений различ. типа – хедеры, талмуд-торы, школы при синагогах, рус.-еврейск. школы. Всего в них обучалось 532 чел.
К нач. XX в. под воздействием полит., соц.-экон., демогр., социокультур. и др. факторов сформировался особый менталитет сиб. Е. Оторванность от европ. обществ.-полит. и еврейск. культур. центров способствовала их глубокой интеграции в сиб. об-во. Интеграция включала в себя билингвизм, постепенно переходящий в использование преим. русского яз., сиб. Е. носили в осн. рус. фамилии и предпочитали одеваться по-русски. Сиб. Е. демонстрировали новые поведенческие стереотипы, тяготели к светским ценностным приоритетам, гораздо сильнее были подвержены процессам ассимиляции и аккультурации. Вместе с тем они сохраняли осн. этнич. черты, традиции, чтили религ. нормы, охраняя свою этнокультур. самобытность, что выражалось в мас. неприятии христианства и смешанных браков. Их осн. соц.-психол. характеристиками являлись предприимчивость, высокая деловая активность и мобильность, толерантность, индивидуализм, сочетавшийся с корпоративностью и коллективизмом. В Сибири в условиях взаимодействия различ. этноконфес. общностей стремление еврейск. диаспоры к сохранению самобытности воспринималось представителями др. народов более терпимо, чем в европ. части страны. В связи с этим еврейск. погромы в вост. р-нах России были редки. В годы революции 1905–1907 лишь в Томске и Иркутске произошли круп. антисемит. выступления, жертвами к-рых стали неск. десятков Е.
В кон. XIX – нач. XX в. рост нац. самосознания сиб. и дальневост. Е. способствовал их включению в обществ.-полит. жизнь вост. провинций Рос. империи. Основу еврейск. обществ. движения составляли сионист. орг-ции. В Вост. Сибири наиб. крупной из них являлась Читинская, насчитывавшая до 500 чл. Для развития нац. культуры и образования, оказания соц. помощи нуждавшимся сионисты создавали учеб. и духов. учреждения, благотворит. и культ.-просвет. об-ва. В Омске в 1901 возникли 2 сионист. кружка: «Ришон-Лецион» и «Мевасерес-Цион». В 1903 в Томске прошел съезд сионист. орг-ций Сибири, на к-ром обсуждались проблемы самоуправления и культур. развития общин. Реакция центр. власти на активизацию еврейск. нац. движения имела негатив. хар-р. В июне 1903 циркуляром министра внутр. дел В.К. Плеве сионист. орг-ции были запрещены. Вплоть до Февр. революции они продолжали существовать на нелегал. основе.
В кон. XIX в. в Сибири и на Д. Востоке возникло еврейск. левое движение. Ссыльные участники еврейск. социал-демокр. партии «Бунд» вошли в состав Сибирского социал-демокр. союза (1901). Его делегаты В.Е. Посадовский (Мандельберг) и Л.Д. Троцкий (Бронштейн) приняли участие во II съезде РСДРП в 1903. В нач. XX в. в Сибири появились орг-ции еврейск. социал-демокр. рабочей партии «Поалей-Цион» и Сионистской социалистической рабочей партии. Наиб. активности деят-ть Е.-социалистов достигла в годы революции 1905–07. В Красноярске и Чите действовали социал-демократы В.С. Гоштовт, М.С. Урицкий, И.А. Вайнштейн, Э.В. Цупсман. Во Владивостоке в центре рев. событий оказались Е. из мл. офицер. состава, состоявшие во Владивостокской воен. орг-ции Партии социалистов-революционеров и «Военном союзе Владивостокского гарнизона». После революции большая часть левых орг-ций, в к-рых Е. играли замет. роль, прекратила существование. В 1907–14 в Вост. Сибири функционировали лишь 2 подпол. ячейки бундовцев.
В годы Первой мировой войны в жизни Е. произошли значит. перемены. Воен. обстановка обусловила стремит. рост миграции еврейск. населения с зап. окраин Рос. империи в Сибирь и на Д. Восток. В авг. 1915 Совет министров отменил запрет на проживание Е. вне черты оседлости. Однако, несмотря на решение пр-ва, губ. власти продолжали политику дискриминации в отношении представителей еврейск. диаспоры. Их въезд и поселение, смена местожительства и передвижение по-прежнему осуществлялись только с санкции губернаторов. Сохранение адм. ограничений, часто обусловленных антисемитизмом мест. бюрократии, усиливало оппозиц. настроения среди Е. Активизировалась деят-ть подпол. кружков Бунда, Поалей-Циона, Сионистской соц. рабочей партии, отд-ний Еврейского комитета помощи жертвам войны и культ.-просвет. орг-ций. К 1917 в Сибири и на Д. Востоке возникли круп. центры еврейск. обществ. движения, направленного против нац. политики самодержавия.
Февр. революция обусловила ликвидацию всех форм дискриминации народов и этнич. групп, проживавших на тер. быв. Рос. империи. 20 марта 1917 Временное пр-во приняло пост. «Об отмене вероисповедальных и национальных ограничений». Прекращение нац. гнета способствовало росту обществ.-полит. активности Е. Весной 1917 в среде еврейск. интеллигенции началась дискуссия о статусе, устройстве и функциях общины. Представители различ. полит. сил в своих взглядах на решение вопроса о ее правовом положении объединились вокруг 2 платформ. Сионисты выступили с лозунгом «демократической, самоуправляющейся, единой еврейской общины», сохранявшей конфес. хар-р. Имея широкую автономию в различ. сферах обществ. жизни, она должна была объединять всех Е. иудейского вероисповедания независимо от их соц. положения и мировоззрения. Партии Поалей-Цион и Бунд стремились к созданию демокр. и светской общины, из компетенции к-рой следовало изъять религ. функции. В частн., бундовцы считали, что общине нужно придать статус публично-правового института всего рус. еврейства с широкими полномочиями в сфере культуры и образования.
Для осуществления своих полит. интересов Е. принимали участие в выборах в гор. думы. Летом 1917 в городах Д. Востока представители мест. общин составили блок «сионистов и беспартийных», к-рый возглавляли круп. предприниматели С.Л. Скидельский, Х.А. Циммерман, С.И. Струмиловский, И.Б. Дубровнинский. Е. участвовали в мест. думских выборах и как члены общерос. партий. Наиб. актив. роль они играли в деят-ти левых полит. орг-ций – большевиков, меньшевиков, эсеров. В кон. 1917 – нач. 1918 Е., состоявшие в РКП(б) и др. радикал. социалист. партиях, участвовали в установлении и формировании органов сов. власти в р-нах Сибири и Д. Востока. Весной 1918 Дальневост. краевой комитет совета рабочих, крест. и солдат. депутатов и Дальсовнарком возглавил большевик Ем. Ярославский, комиссариат финансов – Г.И. Калманович, комиссариат по иностр. делам – Н.М. Любарский.
Осн. масса Е. не поддержала переход власти от Временного пр-ва к советам рабочих, солдат. и крест. депутатов. Наибольшей популярностью в среде Е. пользовались сионисты. В янв. 1918 в Сибири и на Д. Востоке прошли выборы депутатов на Всерос. еврейский съезд. В июле 1918 по инициативе съезда было создано Центр. упр-ние еврейских общин России (Це ВААД). Делегаты съезда приняли также решение об орг-ции губ. отд-ний Це ВААД. Летом–осенью 1918 под рук. последних началось создание общин. советов. В кач-ве альтернативы еврейск. институтам самоупр-ния большевики учредили комиссариат по еврейск. делам. При губ. и уезд. парткомах возникли еврейск. коммунист. секции. В нач. 1919 на тер. РСФСР органы внутр. упр-ния еврейск. общин были ликвидированы.
После падения сов. власти в Сибири в 1918 широкий размах приобрело движение за нац.-культур. автономию еврейск. общин. В янв. 1919 в Иркутске состоялся Общесибирский съезд представителей еврейск. общин Сибири и Урала. Его делегаты, представлявшие сионист. орг-ции, рассмотрели проблемы самоуправления общин и выступили за создание при общинных советах палестин. комиссий для подготовки эмиграции Е. в Палестину. Съезд избрал Национальный совет, стоявший на антибольшевист. позициях, к-рый установил тесные отношения с пр-вом А.В. Колчака, декларировавшим нац. и религ. терпимость. Е. также входили в администрацию белых пр-в: П.Я. Дербер был пред. Временного пр-ва автономной Сибири, М.Я. Линдберг – членом Зап.-Сиб. комиссариата, Г.Б. Патушинский – министром юстиции Российского пр-ва. В этом пр-ве товарищем министра внутр. дел работал Н.Я. Новомбергский. В противовес сионистам Бунд и др. социалист. партии образовали Сибирскую лигу еврейск. культуры «Цукунфт». В кон. 1919 – нач. 1920, после восстановления сов. власти в Западной и отчасти Вост. Сибири, центр еврейск. нац. движения переместился в Забайкалье и на Д. Восток. В короткий период существования Дальневосточной республики (ДВР) одной из краеугольных проблем нац. стр-ва являлся вопрос о самоопределении народов. В февр. 1921 была принята Конституция ДВР, провозгласившая нац.-культур. автономию для малых народностей и отд. этнич. групп. В соотв. с ее положениями Е. получили право на самоуправление. Их нац. языком стал идиш. В Мин-ве по нац. делам ДВР создается еврейск. отд. под рук. Л.Г. Мелицева. Согласно его рекомендациям, пр-во ДВР признало общинные советы органами еврейск. нац. самоуправления. Осн. борьба в них развернулась между сионистами и партией Поалей-Цион. В сент. 1921 в Чите состоялось совещание представителей сионист. орг-ций по вопросам устройства общин и проведения общееврейск. съезда. Сионисты, выступавшие с общедемокр. платформой и за миграцию Е. в Палестину для создания собств. гос-ва, пользовались широкой поддержкой еврей. диаспоры. Они играли значит. роль в жизни общин, в частн. занимались правовой и соц. защитой их членов, культур.-религ. деят-тью, налаживали связи с зарубеж. сионист. центрами. Партии Поалей-Цион и Бунд, опираясь на «еврейские трудовые элементы», выступали за участие Е. в соц. стр-ве, но их влияние на обществ. сознание еврейск. населения было незначительным.
В годы Гражд. войны еврейск. общины Д. Востока выступали против мас. антисемит. выступлений на Украине, помогали беженцам и пострадавшим от голода. Благовещенский общинный совет организовал лотерею, в ходе к-рой было собрано 1 тыс. руб. золотом и на 300 руб. золотом вещей. Помощь детям, оставшимся без родителей, оказывал Центр. еврейский комитет помощи сиротам – жертвам погромов.
Восстановление сов. власти в вост. р-нах страны привело к значит. переменам в жизни сиб. Е. Сворачивание рыночных отношений в условиях «военного коммунизма» нанесло удар по осн. сферам еврейск. предпринимательства – кустар. пром-ти и торговле. Помимо соц.-экон. издержек, политика большевиков содержала элементы нац. и полит. дискриминации. Большинство еврейск. общин было упразднено. Часть из них получила статус религ. орг-ций. Наряду с институтами общинного самоуправления ликвидировались еврейск. партии и движения. В кон. 1922 – нач. 1923 в Приморье произошел самороспуск последних сионист. орг-ций. Партии социалист. ориентации – Бунд, Поалей-Цион и др. – были включены в состав РКП(б). В 1-й пол. 1920-х гг. в Сибири и на Д. Востоке ведущее место в обществ.-полит. и культур. жизни Е. заняли еврейск. коммунист. секции. Они создавались при мест. комитетах большевист. партии для осуществления ее курса по советизации еврейск. диаспоры. Деят-ть этих секций имела целью борьбу с еврейск. традициями путем распространения «пролетарской культуры». Осн. направлениями работы являлись искоренение иврита и переход на идиш, атеист. пропаганда и переоборудование синагог в культур. и спорт. учреждения, секуляризация школ. образования. В кон. 1920-х гг., после окончат. ликвидации элементов внутрипарт. плюрализма и превращения ВКП(б) в монолит. полит. орг-цию, еврейск. секции были упразднены.
В 1920-е гг. в условиях новой экономической политики правовое и соц.-экон. положение еврейск. населения Сибири и Д. Востока оставалось противоречивым. Частичное восстановление рыночных отношений, сопровождавшееся легализацией частн. торговли и денационализацией мелких и ср. предприятий, способствовало возрождению предпринимательства. Е. – промышленники и торговцы служили одним из источников формирования категории нэпманов. Как представители буржуазии, они не имели избират. прав и облагались высокими налогами. В кон. 1920-х гг. в связи с началом форсир. индустриализации и коллективизации в составе еврейск. диаспоры исчезла прослойка предпринимателей.
В 1920-е гг. осуществлялись первые целенаправленные попытки адаптации еврейск. населения к практике стр-ва социалист. общества. В янв. 1925 было образовано Всесоюзное об-во по земельному устройству трудящихся евреев в СССР (ОЗЕТ). Его осн. задачей являлось привлечение еврейск. бедноты к с.-х. труду, а также содействие созданному в 1924 при Президиуме Совета национальностей ЦИК СССР спец. комитету по привлечению Е. к земледелию (КОМЗЕТ). В условиях широкого распространения коллект. форм введения хоз-ва одним из направлений решения данной проблемы стал эксперимент по орг-ции еврейск. нац. колхозов. Так, в мае 1927 в Ачаирском р-не Омской обл. местным отд-нием ОЗЕТ были созданы 3 коллект. хоз-ва – «Равенство», «Самодеятель» и «Труженик», к-рые имели сообща 2 046 га земли и работали по единому производств. плану. Еврейск. хоз-ва сразу же оформились как единое нац.-автономное образование: имели собств. сельсовет, в них обязательно отмечали еврейск. Новый год, дни поста, днем отдыха считалась суббота, в деловых бумагах иврит употреблялся наряду с рус. яз. В этих колхозах широко использовался наем. труд, что противоречило процессу начинавшейся коллективизации деревни. В кач-ве наем. работников выступали жители соседних деревень. В мае 1929 в 12 верстах от Ялуторовска был создан еврейск. колхоз, называвшийся «ОЗЕТ». В Ишимском р-не действовал еврейск. колхоз «Энергия». В янв. 1930 Центр. правление ОЗЕТ сделало заявление о нецелесообразности орг-ции отд. еврейск. колхозов в местностях, где нет компакт. масс еврейск. бедноты. Деят-ть ОЗЕТ в Сибири закончилась в нач. 1930-х гг.
В годы нэпа противоречивые тенденции развития страны оказывали влияние и на обществ. жизнь Е. В Сибири и на Д. Востоке продолжали действовать их духов. и культур. учреждения, учеб. заведения, благотворит. об-ва. Вместе с тем центр. и мест. власти закрывали еврейск. школы, конфисковывали имущество синагог и молельных домов, следствием чего являлось свертывание культур.-религ. автономии еврейск. диаспор.
По переписи 1926, числ. еврейск. населения Сибири составляла 32 750 чел., в т. ч. в Иркутском окр. – 9 083, Томском – 5 505, Омском – 4 389, Читинском – 3 878, Красноярском – 3 040, Новосибирском – 2 301, Барабинском – 2 227, Ачинском – 1 740, Канском – 1 197, Тулунском – 1 220 чел. В сер. 1920-х – нач. 1930-х гг. еще одним направлением интеграции Е. в сов. об-во являлось создание еврейск. нац. автономии путем колонизации слабозаселенных р-нов Д. Востока. КОМЗЕТ заключил договоры с американо-еврейск. агроном. корпорацией «Агро-Джойнт», Еврейским колонизац. об-вом и Об-вом земельного ремесленного труда, к-рые обязались предоставить средства для переселения Е. в Приамурье. В 1927 был определен район будущей колонизации – междуречье Биры и Биджана. 28 марта 1928 по пост. СНК СССР «О закреплении за КОМЗЕТом для нужд сплошного заселения трудящимися евреями свободных земель в приамурской полосе Дальневосточного края» в ведение КОМЗЕТ было передано 4,5 тыс. га приамур. земель. В юго-зап. р-ны Дальневосточного кр. стали направляться еврейск. мигранты. В апр.–мае 1928 в р-н Биры и Биджана прибыла 1-я группа еврейск. переселенцев (650 чел.). Местами их расселения стали Бирское опытное поле, Валдгейм, Амурзет. Обслуживанием поселенцев занимались КОМЗЕТ, ОЗЕТ, Биробиджанский переселенч. отряд при Дальневосточном краевом переселенч. упр-нии. Несмотря на проведение орг. мероприятий, мн. из первых мигрантов возвращались в прежние места проживания. Причинами их возврата являлись суровые климат. условия, неподготовленность к приему переселенцев, перебои в их снабжении товарами первой необходимости. 7 марта 1929 СНК СССР заключил договор с амер. об-вом еврейской колонизации «ИКОР» об оказании помощи трудящимся Е., расселявшимся на юге сов. Д. Востока. Биробиджанский р-н посетила комиссия, состоявшая из амер. ученых, командированных «ИКОР». Эксперты пришли к выводу о перспективности «биробиджанского проекта». В нач. 1930-х гг. приток еврейск. колонистов в Приамурье значит. возрос. В 1929 в междуречье Биры и Биджана переселилось 555 чел., в 1930 – 680, в 1931 – 3 231, в 1932 – 14 тыс. чел. 20 авг. 1930 был образован Биробиджанский нац. р-н, 7 мая 1934 – Еврейская АО. После 1939 число Е. в Еврейской АО сократилось на 19 %, а их уд. вес в общей числ. населения области снизился почти в 2 раза – с 16,2 до 8,8 % (числ. – с 17,7 тыс. до 14,3 тыс. чел.).
В кон. 1920-х–1930-е гг. сов. гос-во полностью ликвидировало сохранившиеся элементы этноконфес. автономии Е. В Сибири и на Д. Востоке были закрыты последние еврейск. культурно-образоват. и религ. учреждения.
В 1939–41 в Сибирь и на Д. Восток депортированы тысячи Е. с тер. Зап. Украины, Зап. Белоруссии, Прибалтики, Бессарабии, Сев. Буковины. Значит. кол-во Е. эвакуировали в Сибирь из зап. р-нов страны в годы Великой Отечественной войны. Мест. и эвакуир. еврейск. население внесло вклад в орг-цию и развитие сиб. тыла. Неск. тысяч сиб. Е. сражались на фронте, 7 чел. награждены Золотой Звездой Героя Советского Союза. Сталинское пр-во активно использовало видных представителей еврейск. интеллигенции для орг-ции получения помощи из-за границы. В 1942 под пред. С.М. Михоэлса для вовлечения в борьбу с фашизмом «еврейских народных масс во всем мире» создается Еврейский антифашистский комитет. Актив. участие Е. в обороне страны от фашист. агрессии способствовало смягчению репрес. политики сталин. гос-ва в отношении представителей еврейск. диаспоры. 19 нояб. 1944 СНК СССР установил порядок открытия духов. учреждений для различ. конфессий, в т. ч. иудейской. В городах Сибири и Д. Востока были восстановлены еврейск. религ. общины, открыты синагоги и молитв. дома. Официально функционировали синагоги в Омске, Новосибирске, Иркутске и Биробиджане. Наряду с офиц. синагогами в городах, где проживало еврейск. население, существовали нелегал. молитв. дома, организованные на частн. квартирах.
Однако в кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. репрес. политика сталин. режима приобрела черты антисемитизма. В ходе кампании по борьбе с космополитизмом и «низкопоклонством» перед Западом были вновь закрыты еврейск. общины и культовые учреждения, мн. из принадлежавших к иудейской конфессии и их родственников репрессированы. В 1949–52 среди населения Прибалтики и Зап. Украины, депортир. в вост. р-ны СССР, оказались Е., участвовавшие в антисов. движении. За 1940–50-е гг. вследствие общей подвижности населения из европ. части СССР на Север, Урал, в Сибирь и на Д. Восток числ. Е. в этих р-нах существенно выросла: в Зап. Сибири – в 1,8 раза, в Камчатской обл. – в 2,1, Сахалинской – в 10 раз.
В 1950–80-е гг. в обществ. жизни еврейск. диаспор Сибири и Д. Востока произошли значит. перемены. Реформы Н.С. Хрущева, сопровождавшиеся прекращением репрессий и частичной легализацией деят-ти еврейск. общин, создали предпосылки для возрождения нац. самосознания и участия Е. в оппозиц. движении. В 1970-е – 1-й пол. 1980-х гг. еврейск. интеллигенция включилась в борьбу за нац. права, создавала кружки по изучению иврита и истории Израиля. В данный период гос-во проводило дискриминац. политику в отношении Е., высылало за рубеж активистов диссидент. орг-ций. Часть еврейск. населения эмигрировала из СССР в Израиль, страны Зап. Европы и Сев. Америки.
Во 2-й пол. 1980-х гг. в условиях развития демокр. процессов в СССР активизировалась обществ.-полит. и культур. жизнь еврейск. диаспор. Несмотря на позитив. явления в обществ. жизни, часть сиб. Е. эмигрировала за рубеж. В 1990-е – нач. 2000-х гг. поток еврейск. эмигрантов, выезжавших из РФ в страны дальнего зарубежья, значит. возрос. В это время происходила мас. репатриация сиб. Е. в Израиль. Представители еврейск. диаспоры также активно эмигрировали в США, Канаду, Германию.
Тем не менее еврейск. население Сибири и Д. Востока постепенно адаптируется к новым соц.-экон. и полит. реалиям. Его наиб. актив. представители включаются в различ. сферы рыночной экономики, деят-ть полит. партий и обществ. движений. Одновр. Е. участвуют во внутр. жизни своей диаспоры. Деят-ть еврейск. общин способствует развитию нац. культуры и образования. В 1990-е гг. в Еврейской АО состоялось 5 фестивалей еврейск. культуры. В нач. XXI в. еврейск. ср. школы работают в Хабаровске, Новосибирске, Биробиджане, функционирует Биробиджанский еврейский ун-т. Возрождаются иудейские религ. учреждения. Синагоги действуют в различ. городах Сибири и Д. Востока, в т. ч. Биробиджане, Владивостоке, Иркутске, Омске, Томске, Тюмени.
В годы перестройки в Сибири и на Д. Востоке возникли орг-ции, способствовавшие развитию нац. культуры, образования и религии еврейск. диаспоры. В 1-й пол. 1990-х гг. шел процесс орг. оформления еврейск. общин, прежде всего в круп. городах региона. В 1989–90 появились 1-е об-ва еврейск. культуры в Красноярске, Омске, Новосибирске. В 1991 зарегистрированы Омское иудейское религ. об-во «Ор Хадаш», Красноярское еврейское религ. объединение, Новосибирское об-во еврейской культуры, Алтайский краевой центр еврейской культуры (Барнаул); в 1992 – Хабаровское краевое об-во еврейской культуры «Менора», Омское еврейское культурное об-во «Шалом», Об-во еврейской культуры Кемеровской обл., Клуб еврейской культуры Иркутской обл., Якутское об-во еврейской культуры. В 1993 оформились Хабаровская еврейская религ. община «Мизрах», Еврейский нац. культурный центр Респ. Бурятия в Улан-Удэ, Об-во еврейской культуры Новокузнецка. В 1994 – Томское об-во возрождения еврейской культуры и Новосибирская иудейская религ. община «Ятад», в 1995 – Еврейская религ. община Владивостока «Бейт-тшува», Хабаровское еврейское культурно-просветительское об-во «Шолом» и Еврейская нац. обществ. орг-ция Братска.
По данным переписи 2002, числ. Е. в Сибирском федеральном окр. составляла 14 577 чел. (0,07 % от всего населения округа). Наиб. числ. Е. зафиксирована в Новосибирской (3 329 чел., или 0,1 % от всего населения области), Иркутской (2 487 чел., или 0,1 %), Омской (2 397 чел., или 0,1 %) обл., в Красноярском (1 841 чел., или 0,06 %) и Алтайском (1 103 чел., или 0,04 %) кр. В Дальневосточном федеральном окр. насчитывалось 7 392 Е. (0,1 %). Наиб. их числ. отмечалась в Хабаровском кр. (2 394 чел., или 0,2 %), Еврейской АО (2 328 чел., или 1,2 %) и Приморском кр. (1 103 чел., или 0,05 %).
В условиях интеграции России в мировое сообщество в Сибири и на Д. Востоке появились представительства еврейск. междунар. орг-ций, в т. ч. Еврейского агентства «Джойнт». Своей гл. задачей «Джойнт» считает оказание помощи в возрождении и укреплении мест. еврейск. общин. Деят-ть «Джойнта» в Сибири и на Д. Востоке курируется регион. отд-нием в Красноярске. В 1999 в Красноярске открылся еврейский ин-т социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока. Расширение связей с различ. полит. и культур. центрами совр. мира остается особенностью развития сиб. еврейск. диаспоры в нач. XXI в. См. Иудаизм.
Лит.: Островский Ю. Сибирские евреи. СПб., 1911; В семье единой, дружной: Еврейская автономная область. Хабаровск, 1968; Гройсман А.Г. Евреи в Якутии. Якутск, 1995. Ч. 1; 1999. Ч. 2; Мучник Ю.М. Из истории евреев в досоветской Сибири (по материалам Томской губернии): Очерки. Томск, 1997; Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е гг. XIX – февраль 1917). Улан-Удэ, 1999; Рабинович В.Ю. Евреи и иркутское общество (конец XIX – начало XX в.). // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999; Романова В.В. Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX – 20-е гг. XX в.). // Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока. Красноярск, 2001. Вып. 7; Кальмина Л.В. Евреи Восточной Сибири: «духовная территория» (середина XIX – 1917). Красноярск, 2002; Она же. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX – февраль 1917). Улан-Удэ, 2003; Нам И.В., Наумова Н.И. Еврейская диаспора Сибири в условиях смены политических режимов (март 1917 – февраль 1920) // Евреи в Сибири. Красноярск, 2003. Вып. 3; Клюева В.П. Евреи в Западной Сибири: политика государства и проблемы адаптации в сибирском обществе (XVII – начало XX в.) // «Приезд и водворение в Сибирь евреям воспрещается…». Из истории еврейской общины в Тюмени. Тюмень, 2004; Савиных М.Н. Законодательная политика российского самодержавия в отношении евреев во второй половине XIX – начале XX вв. Омск, 2004; Гончаров Ю.М. Очерки истории еврейских общин Западной Сибири (XIX – начало XX в.). Барнаул, 2005; Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX – начале XX в. Красноярск, 2006.
Р.Е. Романов, В.П. Клюева