ГЭГЭТУЙСКИЙ ДАЦАН (офиц. назв. Дамба Брайбунлинг) основан сартульскими родами бурят на берегу р. Бургалтай. Первоначально – войлоч. дуган, в 1808 перенесенный к протоке реки Гэгэтуйн сала. В том же году прихожане решили возвести стацион. камен. здание храма, но из-за возникших мат. трудностей был сооружен деревян. дацан.
В храмовый комплекс Г. д. входили 5 малых дуганов (сумэ) в честь Будды Аюши (Амитаюс) и 16 Найдан (верхов. проповедников буддизма), построенных в 1816. В 1818 в комплекс дацана вошел храм-хранилище буддийск. канона Ганчжура, в 1823 – дуган Сарвавид-Вайрочаны, или Гунрик сумэ.
До 1884 Г. д. представлял собой ряд симметрично расположенных зданий, в центре стоял цокчен-дацан, а по углам возвышались 4 малых дугана. С реорганизацией храма Ганджур в цаннит-дацан (1882) эта симметрия была нарушена.
В 1881 в монастыре открылся фак-т цаннит, на к-ром послушники получали буддийск. схоластич. образование. Здание для богословской школы было пожертвовано мест. прихожанином, казаком Буянту Сахияевым.
Пятое малое здание храма в честь Будды Майтрейи построено на месте старого храма Ганджур в 1901 на средства 12 прихожан дацана.
В 1-й пол. 1910-х гг. в монастыре было 5 штат. лам, 250–280 нештат. и 60 хувараков (учеников). Приход насчитывал ок. 4 тыс. чел. Монастыр. комплекс включал 5 больших сумэ, последний из к-рых – храм в центре монастыр. комплекса по традиции располагался т. н. Цогчен-дуган – гл. культовое здание для общего сбора монахов. Он имел крестообразную форму и внутри был богато украшен статуями Будды Шакьямуни, Цзонхавы, гения-хранителя монастыря сахьюсана Чжамсарана, изображениями чистой земли Сукхавати (Дэважин).
Цогчен-дуган был окружен 4 храмами. В храме, посвящ. богине Таре (по др. сведениям – 16-ти Ставирам (Найдан)), хранились маски для мистерии цам Дуйнхор.
Храм будды Майтрейи, последний из построенных в этом монастыре зданий, был знаменит огромной статуей будды Майтрейи, сидящего на великолепном львином троне. Эта гигант. статуя имела высоту ок. 7 м при пропорцион. ширине. Перед ней располагались еще 2 статуи по 2,5 м каждая, изображавшие 2 учеников Будды Грядущего, а также уник. изображение 16 Ставиров (Найдан) – первых членов буддийск. общины Др. Индии – кит. работы. В дугане проводились пышные церемонии в период празднования «Белого месяца» и в летний праздник «Майдарийн хурал».
В храме Сарвавид-Вайрочаны (Гунрик) находилась еще одна достопримечательность Г. д. – Престол Калачакры (Дуйнхор ширэ). Это огромное сооружение использовалось при совершении важного буддийск. обряда, приуроченного к Белому месяцу, – хурала Калачакры.
4-й малый дуган Г. д. был посвящен Будде Амитаюсу (Аюши). В центре этого храма на особых столах хранился тибет. Данчжур ургинского издания. Здесь проводился обряд почитания Будды Медицины Бхайшаджьягуру (Манла).
Эти 5 зданий составляли центр. архит. комплекс Г. д. Однако за монастыр. оградой продолжалось актив. стр-тво: возводились еще 2 дугана и шел кап. ремонт здания Ганчжур-сумэ, являвшегося не только хранилищем всех томов Ганчжура, но и цаннидской школой монастыря.
При Г. д. имелась своя типография, в к-рой хранились вырезанные дерев. доски (бары, клише) для печатания соч. на тибет. яз.: Тарба-чэнбо, Рапсалы, Докшит, Найдан, Майдари, Докшигун чога, Макагала, Гунрик, Дэмчок, Аюши. На монг. яз. печаталось лишь соч. Сукхавадийн иругэл. Закрыт в 1934.
Д.С. Жамсуева