Гусиноозёрский дацан

ГУСИНООЗЁРСКИЙ ДАЦАН, памятник истории и культуры федер. значения (1960), пос. Гусиное озеро Селенгинского р-на Респ. Бурятия (ныне – Тамчинский дацан). Основан в 1741 (тибет. назв. – Даши Гандан Дар-джилинг). Статус центра буддизма Вост. Сибири получил после длит. соперничества с Цонгольским дацаном. С 1809 по 1930 в Г. д. находилась резиденция офиц. главы буддистов Вост. Сибири – пандито хамбо-ламы, поэтому его иногда называли Хамбинским. Г. д. расположен в Тамчинской степи на юго-зап. берегу Гусиного оз. (назв. – Хулун-нор), отсюда еще 2 назв.: Тамчинский и Хулуннорский.

Деревян. сооружения Г. д. не отличались долговечностью, поэтому неоднократно заменялись и перестраивались. Кроме того, в связи с изменением положения и размеров озера дацан пришлось трижды переносить на новые места. Вначале он представлял собой большую войлочную юрту. Деревян. храм появился у Гусиного оз. в 1750. Это было 1-е стацион. здание бурят. культового зодчества. В период между 1790 и 1820 произошла замена существовавшего ранее сравнительно небольшого храма на более крупный. Это можно расценивать как следствие того, что борьба за лидерство между Цонгольским и Гусиноозерским дацанами, длившаяся ок. 50 лет, завершилась в пользу последнего. Гл. храм и 16 сумэ окружали деревян. ограды. Священнослужители (свыше 80 лам) проживали в домиках и юртах рядом с дацаном. В 1858 иерархи монастыря решили соорудить вместо деревян. гл. храма камен., в чем отразилось их стремление поднять значение Г. д., к-рый, хотя и был резиденцией гл. буддистов Вост. Сибири, но ни по размерам, ни архит. достоинствами не выделялся среди др. дацанов. Разрешение на стр-во датировано тем же годом. Новое здание возводили мест. буряты под рук. рус. мастера Воронина. Вслед за гл. постепенно были заменены все 16 малых храмов (позже их стало 18). Процесс постепенного обновления был характерен для бурят. монастырей. Здания в соотв. с менявшимися вкусами приобретали новый архит. облик. Поскольку бурят. буддийск. монастырь – это совокупность храмовых и жилых зданий, то постепенно изменялся и разрастался весь комплекс. К нач. XX в. Г. д. превратился в большой поселок с правильной сеткой улиц. Ядром его планиров. структуры являлся прямоугольник (60х70 саж.) двора гл. храма. Последний возвышался в центре полихромным массивом пирамидально-уступчатого силуэта, завершенным золочеными украшениями. Его окружали 7 малых храмов (сумэ и дуганов) и до 10 вспомогат. строений типа рус. изб. Среди прочих выделялся 2-ярусный храм Майдари. В нем помещалась высотой 6 саж. позолоченная скульптура бодхисатвы Майдари (санскр. Майтрейя), выполненная из дерева бурят. мастерами. Вторым по величине был храм Чойры, размещавшийся в отд. дворе западнее центр. комплекса. Др. храмы образовывали в общей прямоуг. сетке улиц мест. композиц. узлы, выделялись объемом, архитектурой и цветом среди скромной жилой застройки. Упорядоченность размещения малых храмов относительно гл. как внутри ограды центр. комплекса, так и среди кварталов поселка, свидетельствует о том, что при стр-ве руководствовались одним из аспектов концепции мандала, часто встречающейся в тибет. иконописи. Взаиморасположение храмов символизировало неразрывность центр. единой сущности с порожденной ею путем эманации множественностью и неизбежностью возврата к первонач. состоянию. В 1903 в монастыре насчитывалось ок. 300 домов.

В 1938 Г. д. был закрыт, а часть его храмов разрушена. В 1957 взят под охрану как памятник истории и архитектуры. В 1957–63 здесь велись реставрац. работы, по завершении к-рых 2 храма были вывезены: храм Дэважин – в Этнографический музей Улан-Удэ, храм Аюши – в Историко-архитектурный музей Новосибирска. На месте остались 2 сооружения комплекса: Цогчен-дуган и Чойра-дуган.

В 1990 дацан возвращен буддийск. общине. В 1991 в связи с торжествами, посвящ. 250-летию офиц. признания буддизма в России, его посетил и освятил Далай-лама XIV.

Лит.: Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001.

Сокр. перепеч.: Забайкальская энциклопедия. Новосибирск, 2000. Т. 2.

Д.С. Жамсуева