Хоринские дацаны

ХОРИНСКИЕ ДАЦАНЫ, группа дацанов 11 родов хоринских бурят. Развитие сети дацанов у хорин. бурят имело свои особенности. Изменения в адм. и территор. структуре дацанских приходов связаны с этнич. процессами, к-рые отражают, с одной стороны, родоплеменное единство хоринцев в отличие от селенгин. бурят монг. происхождения, а с другой – смешение и расселение кровно-родственных хорин. родов. В Хронике Т. Тобоева отмечается, что земли, находившиеся во владении хорин. бурят, «не были размежеваны и разделены между каждым родом». В Хоринском ведомстве дацанские приходы в XVIII в. не были однородовыми, хотя бы по той причине, что на всей тер. ведомства действовали только 3 дацана. В XVIII в. группу Х. д. составляли Кудунский (Кижингинский, 1756), Тугнугалтаевский (1758) и Анинский (1775), обслуживавшие всех буддистов-хоринцев, расселенных на большой территории. В 1-й трети XIX в. от них отделяются новые дацаны. Разделение это диктовалось не только удаленностью кочевий от дацанов, но и стремлением ведущих этнич. групп иметь свои дацаны поблизости от родовых кочевий. Х. д. основывались по решению родового схода. Община монахов делилась на группы по родовому принципу, содержание лам обеспечивалось соотв. родами прихожан. На тер. ведомства Тугнугалтайского дацана в 1829 и 1830 возникли Хохюртаевский и Цулгинский дацаны. Первонач. в этом регионе кочевало 8 родов; при разделении на 3 прихода в ведомстве Цулгинского дацана остались представители 2 родов при абс. большинстве барун-харгана. В приходе Хохюртаевского дацана большинство составляли представители рода гучит. В новых границах прихода Тугнугалтайского дацана остались представители 5 родов, из к-рых наиб. многочисл. группу составляли барун-кубдут и барун-харгана. В 1825 и 1826 от Анинского дацана отделились Ацагатский и Эгитуевский дацаны. Ведущую этнич. группу прихода Аннинского дацана образовали галзуты. В Ацагатском приходе преобладали хуадай, в Эгитуевском – барун-харгана. Наиб. разнообразными по родовому составу были приходы Кудунского (Кижингинского) дацана (10 родов) и Эгитуевского (9 родов). На тер. прихода Кудунского дацана во 2-й пол. XIX в. проживали 10 родов, из них по числ. преобладали барун-хуасай; галзуты, худай, хальбин были представлены прибл. равными группами. В 1829 от Кудунского дацана отделилась группа чесанских лам, основавших свой Чесанский дацан, в приходе к-рого насчитывалось 7 родов, большинство составляла группа зун-кубдут. В кон. XIX в. в Хорин. ведомстве не было ни одного рода, к-рый имел бы единую тер. проживания, всюду преобладали улусы смешанного состава из представителей 11 различ. хорин. родов и поколенных ответвлений. В послед. четв. XIX в. произошла замена родового принципа орг-ции ламской общины и дацан. прихода на территор. (по сторонам света), что было связано с дисперсностью расселения хорин. родов.

Лит.: Летопись хоринских бурят. М.; Л., 1935. Вып. 1; Ламаизм в Бурятии XVIII – нач. XX в. Структура и социальная роль культовой системы. Новосибирск, 1983.

Д.С. Жамсуева