ХРОНОЛОГИЯ (летосчисление) (от греч. хронос – время и логос – слово, учение), наука об измерении времени. Ист. Х. – вспомогат. ист. дисциплина, определяющая на основании изучения и сопоставления письм. или археол. источников точные даты различ. ист. событий и документов.
Буддийское летосчисление. Система исчисления больших промежутков времени, принятая в буддизме, ведется от паринирваны (окончат. успокоения, конца земной жизни) Будды Шакьямуни. Различ. направления и школы предлагают более 10 дат его жизни, в т. ч.: школа тибет. буддизма сакьяпа – 2213–2134 до н. э.; буддизм тхеравады – 624/623–544/543 до н. э.; школа гелукпа (доминировала в тибет. буддизме, к ней относится и подавляющее большинство монастырей в регионах традиц. распространения буддизма в России) – 915–835/834 до н. э. Последней придерживались круп. тибет. историки Будон, Шоннубал, Гунчен Жамьян Шадба, Сумба Ханбо и др. В зап. культуре принята тхеравадинская датировка – 1-я, с к-рой познакомились зап. исследователи и общественность. Общепризнанная датировка жизни Будды отсутствует.
Буддийск. летосчисление ведется в 60-летних циклах Юпитера, восходит к древ. ведийскому периоду (в Индии введено в 3142 до н. э.), получило развитие в т. н. ср. период индийской астрономии; в Тибете – в 1027, в год перевода Калачакратантры, систематизировано в 1051 Атишей. Нач. год каждого цикла – рабчжун (тибет.), по его наименованию стал называться весь цикл. Первый год 1-го рабчжуна в тибет. Х. – 1027. Внутри рабчжунов исчисление ведется по 12-летнему «животному» циклу (заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, птица, собака, свинья, мышь, бык, тигр), к-рый в сочетании с «элементами» (огонь, земля, железо, вода, дерево) дает 60. В кит. летосчислении 60-летний цикл начинается с года дерева-мыши, последовательность лет «животного» цикла сохраняется.
В буддийск. регионы России тибет. система летосчисления пришла с буддизмом. Нач. года, в соотв. с гелукпинской традицией, приурочено к нач. «Великого молебна». Продолжается 15 дней (с 1-го по 15-е число 1-го месяца по лунному календарю). По преданию, в эти дни Будда Шакьямуни одержал победу в диспуте над 6 иноверными учителями, явив при этом чудеса. Праздник установлен в Тибете Цзонхавой (основатель традиции гелук), позднее укоренился в Бурятии, слился с празднованием Белого месяца («Сагаан сар») – бурят. Нового года.
Еврейское летосчисление. Ведется от сотворения мира, к-рое иудеи относят к окт. 3761 до н. э. Счет годам от нач. мироздания упоминается уже в Талмуде и вводится в VIII в. н. э. взамен селевкидского летосчисления, хотя последнее удерживалось в еврейск. общинах Европы до XII в., а в вост. странах до XVI в. В основе еврей. летосчисления лежит 19-летний цикл, состоящий из 235 лунных (синодических) месяцев (125 по 30 дней и 110 по 29 дней). Лунно-солнечный календарь, позволяющий устранить перемещение религ. праздников из одного времени года в другое, был установлен в IV в. Гиллелем II на основе вычислений греч. астронома Метона (V в. до н. э.) и в дальнейшем корректировался еврейск. астрономами (в частн., Хасаном ибн Хасаном, Х в.) и религ. мыслителями (напр., Маймонидом, XII в.). Лунный год согласуется с солнечным путем добавления 13-го месяца в 3, 6, 8, 11, 14 и 19-й годы 19-летнего календар. цикла. Равная длительность календар. циклов (6 939 дней, 16 час., 34 мин., 42,5 сек.) достигается также путем чередования недостаточных (353 дня), полных (354) и избыточных (355) лет, простых и високосных (соотв., 383, 384 и 385 дней). Простой год состоит из 12 лунных месяцев по 29–30 дней: тишрей (30; приходится на сент. или окт.), хешван (29 или 30), кислев (29 или 30), тевет (29), шват (30), адар (29), нисан (30), ияр (29), сиван (30), таммуз (29), ав (30), элуль (29). В високос. год (шана меубберет, букв. «беременный год») за месяцем адар, к-рый в этом случае насчитывает 30 дней, следует доп. месяц адар (адар шени – 2-й адар) из 29 дней. Соотношение дат еврейск. и григориан. календарей устанавливается вычитанием 3 760 (с 1 янв. по 29 элуля) или 3 761 (с 1 тишрея по 31 дек.) от указанного в еврейск. календаре года. Для установления дня и месяца обычно пользуются календар. таблицами. В Сибири еврейск. летосчисление принято в еврейск. религ. общинах, обществ. орг-циях и офиц. представительствах гос-ва Израиль.
Мусульманское летосчисление. Началом мусульм. эры (тарих эль хиджра) стало переселение (хиджра) Мухаммада и его последователей из Мекки в Ясриб (Медина), состоявшееся 12 раби 1/24 сент. (или в кон. зу-л-хиджжа/15 июля 622). Год состоит из 12 мес., содержит 354/355 дней, поэтому лунный календарь короче солнечного в ср. на 11 дней, и любая дата каждый год передвигалась на 11 дней вперед, а через 33 года, обходя все времена года, возвращалась к исход. времени. Мусульм. календарь со «скользящим» началом года включает месяцы: мухаррем, сафар, раби-уль-авваль, раби-уль-ахир, джумадиль-авваль, джумадиль-ахир, раджаб, шабан, рамадан, шавваль, зу-л-када, зу-л-хиджжа. Особо чтимые: раджаб (и ночь вознесения Мухаммеда к престолу Аллаха – Ми¢раджа); шабан (и ночь очищения от грехов – Лейлят аль-бараа); Зу-л-хиджжа – месяц совершения паломничества в Мекку и Медину, где особо отмечается день стояния на горе Арафа и праздник жертвоприношения – Курбан-байрам.
На тер. Сибири мусульм. календарь вводился вместе с распространением ислама и длительное время сосуществовал с традиц. исчислением времени тюрк. населения Сибири. Так, описывая события в Сибири, Масуд ибн Усман Кухистани в «Тарих-и Абу-л-Хайр-хани» упоминал, что они происходили в «833 году хиджры, соответствующем году биджин, т. е. в году обезьяны».
Не только на имевших хождение по Сибири монетах Золотой Орды, но и на серебр. дирхеме, отчеканенном в ознаменование захвата Чимги-Туры Абул-Хаир-ханом, указана дата по хиджре. Концом «1000-го года истории, года свиньи» отмечена «Жами ат-тауарих», написанная Кадыр Али-бек/Кадыргали Жалаири – бывш. карача сиб. хана Кучума.
В грамотах Кучума к Ивану Грозному и в обратной переписке (1569, 1571), наряду с датами православного календаря указывалась и дата по хиджре: «Язъ, Кучюм-царь, печать свою приложил, а лучшiе сибирскiе люди – руки свои приложили; и сию шертную запись писал Магмедбакъ, Хозесеипов сын, лета 979». Даты по мусульм. летосчислению имеются в поэт., ист.-краевед. и религ.-мистич. (суфийских) произв. ХVII–ХVIII вв., а также в прим. на стр. рукоп. книг, сочиненных мусульм. теологами в известных центрах, но сделанных сиб. переписчиками. Даты по хиджре есть на эпитафиях в с. Альменево Курганской обл., из собр. Тобольского ист.-культ. музея-заповедника кон. ХVII – нач. ХVIII в. и др.
После выхода в 1822 «Устава об управлении инородцами» сиб. татары подчинялись органам мест. администрации, соотв. в документах, личных прошениях и т. д. указывалось общепринятое в Рос. империи летосчисление. Однако в записях метрических книг, производившихся в мечетях с ХVIII в. до 1930-х гг., указывалась дата по хиджре. Даты по хиджре и по Рождеству Христову содержатся в выходных датах книг, календарей и газет, издаваемых ныне Духовными управлениями мусульман Сибири.
Христианское летосчисление. Возникло в кон. II в. н. э. За нач. точку отсчета выбирались важнейшие события Библейской истории. Вост.-христиан. церковь определила нач. ориентиром Сотворение Мира, к-рое разные авторы полагали либо на 5493 года ранее Рождества Христова, либо на 5500 лет, либо на 5505 или 5509 лет. Это самые популярные в христиан. летосчислении варианты эры от Сотворения Мира, хотя известны и др. (в раннехристиан. лит. существовало более 600 разных вариантов этой эры). Зап. христиан. церковь не признала Сотворение Мира нач. ориентиром христиан. летосчисления и постепенно перевела счет лет на эру от Рождества Христова, разработанную в VI в. римским монахом Дионисием Малым. В Др. Руси одновр. с принятием христианства распространились вост.-христиан. эры от Сотворения Мира, до кон. XV в. отмечается разнообразие их вариантов. После создания Московского гос-ва эра от Сотворения Мира до Рождества Христова в 5509 лет (константинопольская эра; названа так потому, что впервые стала применяться в византийской письменности VI в.) постепенно вытесняет все другие и становится офиц. христиан. летосчислением для гос. органов власти и для церков. орг-ции. Все известия источников об освоении Сибири русскими в XVI–XVII вв. датированы годами этой эры. С 1 янв. 1700 Петр I законодательно ввел в гос. летосчисление католич. зап.-европ. систему счета лет от Рождества Христова, разрешив при этом Церкви и всем желающим частн. лицам исчислять годы по старой эре, но уже во 2-й пол. XVIII в. новая эра стала применяться в России повсеместно, как в науч. соч., так и в быту.
От момента появления на Русской земле христиан. летосчисление употреблялось вместе с юлианским календарем (был разработан в I в. до н. э. древнеегип. ученым Созигеном по распоряжению римского имп. Юлия Цезаря; в IV в. стал офиц. календарем христиан. церкви). Своеобразие употребления этого календаря на Руси заключалось в том, что до кон. XV в. применялись различ. варианты начала нового года – с сент. (по византий. образцу), на 6 мес. раньше сент. (т. н. ультрамартовское новогодие) и на 6 мес. позже сентября (мартовское новогодие). С XVI в. господствующим становится начало года с 1 сент., именно оно применяется во всех источниках, связанных с Сибирью. В 1700 Петр I одновр. с реформой христиан. летосчисления установил начало года по европ. образцу с 1 янв. Этот календар. стиль быстро вошел в повседневный быт рос. населения. У рус. населения Сибири, как и др. регионов России, юлианский календарь совместился с народным земледельч. календарем, сохранившим элементы языческой праздн. обрядности. Переселенцы в Сибирь из Зап. Европы использовали в быту григориан. календарь (был разработан в XVI в. итал. ученым Луиджи Лилио по распоряжению римского папы Григория XIII и принят в католич. и протестант. странах). В 1918 декрет СНК объявил григориан. календарь обязательным для гос. и бытового времяисчисления. Его повсемест. утверждение в Сибири произошло в 1920-е гг.
Лит.: Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985; Пагсам-джонсан. История и хронология Тибета / Пер. с тибет. Новосибирск, 1991; Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Казань, 1992; Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1998. Т. 4; Орлов А., Орлова Н., Смолькова М. Астрология Тибета. М., 2000; Татар-миллет календаре. 2003. Казан, 2002; Иванова Н.П., Цыб С.В. Историческая хронология: Курс лекций. Барнаул, 2003; Белич И.В. О 366 «друзьях Аллаха» // Сулеймановские чтения-2005. Тюмень, 2005; Ислам классический: Энциклопедия. М., 2005.
И.В. Белич, И.Б. Гарифуллин, К. Кабдулвахитов,
А.П. Крахмальников, С.В. Нестеркин, А.П. Ярков, С.В. Цыб