ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков Иван Степанович) (ок. 1639 – 13 мая 1701, Симонов мон-рь), митрополит Сибирский и Тобольский, писатель, публицист. Происходил из знатного дворян. рода, имел чин стольника. Постригся в монахи в Соловецком мон-ре. С 1671 – иеромонах, с 1677 – уставщик монастыря, с 1680 – управляющий подмоск. Моргулевской пустынью и Соловецким подворьем в Москве. С 1683 – архимандрит Спасского мон-ря в Ярославле, с 1685 – архимандрит Новоспасского мон-ря в Москве. Поставлен митрополитом Сибирским и Тобольским 3 апр. 1692, прибыл в Тобольск 12 февр. 1693. Уволен на покой по болезни в Чудовский мон-рь в 1700, затем переведен в Симонов мон-рь, в к-ром скончался.
И. принимал актив. участие в религ. и полит. спорах последней трети XVII в. В период регентства Софьи он писал слова «против латин и лютеров», панегирики как Софье, так и царям Ивану и Петру, выступал с проповедями перед войсками, отправлявшимися в 1-й Крымский поход, ездил в Костромской и Кинешемский у. для обличения старообрядцев, участвовал в следствии по делу Сильвестра Медведева. В своих соч. И. выступал идеологом «грекофилов», поддерживал позицию Патр. Иоакима и пользовался постоян. доверием последнего.
В Сибири И. отстаивал интересы духов. ведомства, вступая в конфликты с мест. воеводами и протестуя против отмены руги и беспошлин. ввоза соли с Ямышевского оз. В конце своего служения в Сибири И. вступил в резкий конфликт с царскими родственниками воеводами Нарышкиными и отлучил их от Церкви, с чем, вероятно, связана его отставка. При нем открыты мощи св. Симеона Верхотурского, в составлении жития к-рого он принял участие. И. продолжал деят-ть по обличению старообрядчества, написав 3 окружных послания по этому поводу. Его Послание в Красноярск (18 апр. 1697) к руководителям гор. восстания отражает офиц. правительств. позицию. Возможно, он участвовал в создании Сибирского летописного свода, в нек-рых его редакциях помещено это Послание. Об интересе И. к летописной работе свидетельствует составленная им компиляция из разных ист. соч., над ней он работал в Москве и Тобольске. И. принадлежит большое число соч., значит. часть к-рых сохранилась в автографах или выправленных его рукой беловых списках. Его творчество не отличается особой оригинальностью, оно традиционно по жанрам, но примечательно живым, эмоц. языком, публицистич. остротой, начитанностью автора.
Соч.: Послания блаж. Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского. Казань, 1855; Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: Литературные панегирики / Подгот. текста, предисл. и коммент. А.П. Богданова. М., 1983. Ч. 1, 2; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века / Изд. подготовили Е.К. Ромодановская, О.Д. Журавель. Новосибирск, 2001.
Лит.: Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 гг.). СПб., 1891; Оглоблин Н.Н. Библиотека сибирского митрополита Игнатия, 1700 г. // Библиограф. 1892, № 8/9. Отд. 1; Воронова Л.Б. Археографический обзор списков сочинений Игнатия Римского-Корсакова // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984; Шашков А.Т. Сибирский митрополит Игнатий и «дело» Иосифа Астомена // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма. Свердловск, 1991; Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2; СПб., 2004. Ч. 4; Богданов А.П. Творческое наследие Игнатия Римского-Корсакова // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1994. Сб. 6, ч. 1; Он же. Московская публицистика последней четверти XVII века. М., 2001; Журавель О.Д. Житие Симеона Верхотурского (К изучению литературного творчества Игнатия Римского-Корсакова) // Источники по русской истории и литературе. Средневековье и Новое время. Новосибирск, 2000.