ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ, процесс создания круп. машин. произв-ва, прежде всего тяжелой пром-ти, необходимой для перестройки всего хоз. комплекса на осн. передовой техники, обеспечивающей достижение наиб. высокой производительности обществ. труда. В отеч. историографии периодом И. принято называть 1930-е гг., в к-рые были заложены основы мн. последующих, в т. ч. совр. индустр. явлений.
В России И. осуществлялась в неск. этапов. Первые пром. предприятия появились в XVIII в. Мощный импульс развитию пром-ти дали отмена крепостного права и бурж. реформы 1860–70-х гг. С 1869 по 1913 объем пром. продукции в России вырос в 8,5 раза, производительность труда – в 2,2 раза, тогда как в США – соотв. в 7,5 и 1,8 раза. По темпам индустр. развития Россия догоняла промышленно развитые страны, но уступала им по масштабам произв-ва. В 1913 она занимала 5-е место в мире по объему произведенной продукции, а ее доля в мировом пром. произв-ве составляла 2,6 %.
Новый этап И. в России начался в 1920-е гг. В решениях XIV (1925) и XV (1927) съездов ВКП(б) сов. пр-во объявило особый полит. курс, связывающий И. с процессами социалистич. преобразований в соц. и экон. сферах. Намечалось ускоренное развитие пром-ти, что отразилось в первых 5-летних планах развития народ. хоз-ва СССР, в результате выполнения к-рых страна из преимущественно аграрной превратилась в индустр. державу, добилась экон. независимости, значительно укрепила свою обороноспособность. И. корен. обр. изменила экономику СССР. За 1928–40-е гг. введено в строй 9 тыс. круп. гос. предприятий, созданы десятки новых отраслей пром-ти. Валовая продукция пром-ти выросла в 6,5 раза, в т. ч. произв-во средств произв-ва – в 10 раз. По сравнению с 1913 валовая продукция пром-ти СССР в 1940 г. увеличилась в 7,7 раза. Особенно бурно росли отрасли, имеющие решающее значение для повышения экон. потенциала страны. В 1940 по сравнению с 1928 валовая продукция машиностроения и металлообработки увеличилась в 20 раз, хим. и резиноасбестовой пром-ти – в 14,6 раза, произв-во электроэнергии – в 9,7 раза, добыча угля – в 4,7 раза и т. д. Изменилась структура пром-ти. Уд. вес произв-ва средств произв-ва во всей валовой пром. продукции вырос до 61,2 %. По техн. оснащенности многоотрасл. пром-ть СССР поднялась на уровень развитых стран мира. К кон. 2-й пятилетки СССР вышел по объему пром. произв-ва на 1-е место в Европе и 2-е – в мире, его уд. вес в пром-ти всего мира достиг 13,7 %. В 1937 на пром-ть приходилось 77,4 % общей стоимости народнохоз. продукции против 42,1 % в 1913.
В 1940 по сравнению с 1928 производительность труда в пром-ти выросла в 3,1 раза, в стр-ве – в 2,5 раза. На предприятия и стройки пришли сотни тысяч специалистов. На 1 янв. 1941 в народ. хоз-ве СССР было занято 2,4 млн работников с высш. и ср. спец. образованием, что почти в 5 раз больше, чем в 1928. Накануне 1-й пятилетки рабочие и служащие составляли 17,6 % населения страны, а в 1939 – 50,2 %. Резко возросла числ. населения городов – центров индустрии. Соотношение гор. и сел. населения в 1926 составляло 18 и 82 %, в 1938 – 30 и 70 %.
И. вост. р-нов страны началась на рубеже XIX–XX вв. Урал – важнейший центр пром. произв-ва в России – стал стартовой площадкой широкомасштаб. индустр. освоения всей азиат. части гос-ва. В Сибири нач. И. связано с ж.-д. стр-вом, к-рое в кон. XIX – нач. XX в. стимулировало пром. развитие региона. В первую очередь стала расти добыча угля для нужд ж. д. С 1895 по 1904 в Томской губ. добыча угля увеличилась в 14 раз, в Иркутской – в 35 раз. В 1910 общая угледобыча в Сибири превышала 120 млн пуд. Доля Сибири в общерос. угледобыче к 1913 составила ок. 8 %. Треть сиб. добычи угля обеспечивал Приморский окр., к-рый обслуживал потребности Уссурийского и частично Амурского уч-ков Транссибирской магистрали, а также Тихоокеанский мор. флот. В целом фабрично-заводская пром-ть Сибири и Д. Востока в нач. XX в. была представлена небольшими предприятиями различ. плана. Индустр. предприятия существовали в очень небольшом кол-ве. Они обслуживали нужды ж.-д. и водного транспорта, горно-добыв. пром-ти, незначительно – с. х. Предпринимались попытки создать комплексы индустр. произв-в военно-оборон. хар-ра в годы Первой мировой войны, но такие комплексы не получили предполагаемого развития. К 1914 доля пром. продукции в общей стоимости сиб. валового продукта составляла лишь 22 %. Сибирь производила всего 1,5 % валовой продукции фабрично-заводской пром-ти гос-ва.
В 1920-е гг. в сов. индустр. планах вост. р-нам страны, в т. ч. Сибири, придавалось большое значение. Здесь в годы 1-х пятилеток планировались значит. капиталовложения, причем в отрасли, производящие средства произв-ва: электроэнергетику, угледобычу, металлургию, машиностроение, химию, лесопереработку. В регионе предполагалось решить не только общие для И. страны вопросы, но и преодолеть мест. специфич. трудности. В Сибири на низком уровне развития находилась тяжелая индустрия, металлообрабат. пром-ть, произв-во строит. материалов, электроэнергетика. Отсутствовали необходимые индустр. предприятиям кадры рабочих и ИТР. Гл. направлением И. на Урале и в Сибири в годы 1-х пятилеток стало создание 2-й угольно-металлург. базы страны на основе использования богатейших угольных и рудных месторождений. Программа создания Урало-Кузнецкого комбината (УКК) (см. Урало-Кузбасс, программа) являлась комплексной и многоцелевой, предусматривала сочетание уже имеющейся базы тяжелой пром-ти на Урале с перспектив. развитием новых отраслей, составляющих основу И. экономики. Гл. задача формирования УКК состояла в создании мат.-техн. базы для планомерного продвижения пром-ти во все новые р-ны страны. Решение об орг-ции УКК учитывало не только хоз., но и полит., соц. и оборон. интересы гос-ва. Кап. вложения в индустр. развитие европ. р-нов могли дать быстрый и бóльший эффект, но с учетом длительной перспективы выбор был сделан в пользу формирования металлург. базы на Урале и в Сибири, что оправдало себя в годы Великой Отечественной войны и в последующем развитии страны. Освоив проектные мощности, новые заводы УКК стали давать более дешевый металл, чем заводы европ. части СССР. Это компенсировало повышенные кап. затраты по стр-ву.
На Урале в результате реализации программы УКК образовался крупнейший в мире многоотрасл. пром. комплекс. Наряду с металлургией на передний план в развитии индустрии выдвинулись машиностроение, химия, электроэнергетика. Построено св. 250 круп. пром. предприятий, среди к-рых Магнитогорский и Новотагильский металлургические комбинаты, Синарский и Первоуральский трубные з-ды, Красноуральский медеплавильный, Челябинский цинковый, Уфалейский никелевый, Уральский алюминиевый и др. заводы. На Урале были построены крупнейшие в стране машиностроит. предприятия: «Уралмашзавод», Уральский з-д электромашин, Челябинский тракторный, Пермский моторостроительный, Уральский вагоностроительный, к-рые стали базой реконструкции и техн. перевооружения всех отраслей народ. хоз-ва. По своей пром. специализации и отрасл. структуре Урал стал круп. индустр. центром произв-ва средств произв-ва, регионом с наиб. высоким уд. весом тяжелой индустрии. В 1940 на ее долю приходилось 74,2 % всего пром. произв-ва, в то время как в среднем по СССР – 57,8 %.
Основу сиб. части УКК составляла черная металлургия и добыча коксующихся углей. Кроме того, планировалось создать предприятия по выплавке легких и цвет. металлов, предприятий хим. пром-ти, машиностроения. При этом осн. значение придавалось созданию заводов горного, металлург. оборудования, транспорт. и энергетич. машиностроению, станкостроения. Уже в годы 1-й пятилетки в Кузбассе (Кемерово, Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск) на месте мелких ремонт. мастерских было создано неск. новых круп. мех. заводов. Реконструирован Томский з-д «Металлист». В 1932–33 мех. заводы Зап. Сибири не только производили ремонт шахтного оборудования, но и освоили выпуск сложных машин и механизмов, к-рые в недавнем прошлом завозились из-за границы или производились на заводах Украины и Урала. В июле 1930 в Новосибирске были заложены цеха первого в Сибири станкостроит. з-да им. XVI партсъезда, к-рый к 1937 превратился в круп. предприятие союзного значения, выпускал токарно-винторезные и поперечно-строгальные станки. В годы 1-х пятилеток построены и сданы в эксплуатацию в Новосибирске и Омске заводы с.-х. машиностроения, началось стр-во Омского шинного з-да, Новосибирского з-да гидропрессов. Кемерово превратился в круп. центр коксохим. и хим. пром-ти.
К 1937 почти 3/4 осн. производств. фондов круп. пром-ти приходились на Зап. Сибирь. Но и в Вост. Сибири шло круп. индустр. стр-во. В Красноярске строился з-д тяжелого машиностроения. В 1929 в Иркутске на базе мелких мастерских началось сооружение крупнейшего в Сибири машиностроит. з-да им. В.В. Куйбышева по произв-ву машин и оборудования для золотодобыв. пром-ти. В авг. 1930 завод выпустил первый в СССР бур типа «Эмпайр», в 1931 изготовил 157 комплектов таких буров, 396 шахтных вагонеток и др. оборудования. В 1932 завод приступил к произв-ву драг по отеч. проектам. В круп. предприятия по произв-ву и ремонту оборудования для золотопром-ти и угольных шахт превратились з-ды «Металлист» в Благовещенске и Владивостоке. Резко возрос объем продукции металлообработки в Читинской обл., Хабаровском кр., Бурятской АССР.
В Вост. Сибири особенно высокими темпами развивалась горно-добыв. пром-ть. Предприятия «Якутзолота», «Магаданзолота» являлись крупнейшими поставщиками золота в стране. В Забайкалье добывалось 95 % производимого в СССР оловянного концентрата, 80 % вольфрама, 70 % молибдена. Вост. р-ны Сибири в годы 1-х пятилеток стали осн. поставщиками для индустрии СССР редких цвет. металлов, асбеста, пром. слюды. Страна освободилась от необходимости ввозить эти минералы из-за границы. В 1928–32 положено начало созданию нефтяной пром-ти на Д. Востоке. Добыча нефти возросла с 296 т до 189 тыс. т. В Хабаровске построен крекинг-завод с поставкой сырой нефти баржами.
На всей тер. Сибири активно развивалась пром-ть строит. материалов. Большой объем кап. стр-ва, расширение и реконструкция действующих предприятий выдвинули эту отрасль на одно из первых мест в развитии пром-ти. В р-нах интенсив. пром. стр-ва сооружены десятки новых круп. кирпич. заводов. Реконструкции подверглись старые. Осн. фонды кирпич. пром-ти Сибири в 1928–32 увеличились более чем в 10 раз, а валовая продукция – в 7,2 раза. Выросло произв-во др. строит. материалов. Коренной реконструкции подвергся Яшкинский цементный з-д. Его производительность повысилась более чем в 4 раза, в 1932 выпуск составил 1 млн бочек цемента. Построены Чернореченский (см. Искитимцемент) и Новоспасский цементные з-ды. Вошли в строй новые предприятия по произв-ву извести, стенного и облицовочного материала, получила развитие добыча строит. камня. К 1940 в Сибири и на Д. Востоке сформировалась круп. производств. база по изготовлению строит. материалов.
На новой техн. основе созданы отрасли транспорт. машиностроения: паровозо- и вагоноремонтные заводы (Омск, Барнаул, Верхнеудинск, Улан-Удэ), судоверфи на реках Обь, Иртыш, Енисей, Амур. Коренной реконструкции подвергся «Дальзавод» (Владивосток), к-рый превратился в надежную базу отеч. судоремонта на Тихом океане. За 1928–32 его производств. фонды удвоились, а продукция выросла в 6 раз. В Хабаровске в 1933–37 построен один из крупнейших на востоке страны авторемонтных заводов.
Новое стр-во внесло корен. изменения в пром. географию Сибирского региона. За годы 1-х пятилеток в Сибири появилось мн. передовых круп. предприятий. Число их по сравнению с дорев. периодом увеличилось в 10 раз и в 1940 достигло 5 тыс. Сиб. пром-ть развивалась быстрее, чем союзная. Если валовая продукция круп. пром-ти СССР выросла за первые 2 пятилетки в 5 раз, то для Сибири рост этого показателя составил 9 раз. Ведущие позиции занимала тяжелая пром-ть. На ее долю в предвоен. период приходилось более пол. общего объема пром. произв-ва. И. привела к значит. росту производительности обществ. труда, увеличению темпов роста пром-ти, увеличению ее доли в выработке валового продукта.
Осуществлялась глубокая реконструкция в целом народ. хоз-ва на базе электрификации и новой техники. Основу реконструкции составила принципиальная смена энергоносителей. Если раньше в пром. произв-ве от Урала до Тихого океана использовались водяные и частично паровые двигатели, то к кон. 1930-х гг. оно в основном перестроилось на электр. привод. В 1920 генераторы, динамо-машины, электромоторы в Сибири составляли всего лишь 20 % общей мощности двигателей, в то время как по РСФСР – 43 %. Через 20 лет уд. вес электродвигателей, применяемых в пром-ти Сибири, достиг общесоюз. уровня. В годы 1-й пятилетки построены круп. электростанции в Кузбассе, Новосибирске, в Чите на Черновских копях, в Улан-Удэ, Нерчинске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре. Общее число круп. район. электростанций в Сибири и на Д. Востоке увеличилось в 4 раза, установленная мощность возросла почти в 4,4 раза, а произв-во электроэнергии – в 5,6 раза. К кон. 3-й пятилетки уд. вес электроэнергетики в валовой продукции произв-ва региона по сравнению с 1928 увеличился в 3 раза.
Т. о., в процессе И. в вост. р-нах СССР был создан круп. экон. потенциал, состоящий в осн. из гос. предприятий тяжелой индустрии. За 1928–37 их валовая продукция выросла в 9 раз, в т. ч. по предприятиям черной металлургии – в 152 раза, металлообработки – в 32, электроэнергетики – в 30, строит. материалов – в 17, добычи камен. угля – в 8 раз. Уд. вес отраслей тяжелой индустрии, производящей средства произв-ва, в пром-ти Зап. Сибири возрос с 1/3 в 1928 до 2/3 в 1937. В Красноярском кр. доля тяжелой индустрии составила 65,7 %, в Иркутской обл. – 62 %.
Отставало произв-во потребит. товаров, в к-ром доминировали мелкие предприятия. В лучшем случае кап. вложения направлялись на их техн. реконструкцию и расширение. Так, корен. реконструкции подверглись обувные фабрики в Омске и Тальменке, Бийская льноткацкая, Красноярская и Хайтинская фарфорофаянсовые, Барнаульский пимокатный з-д и др. Из новых круп. предприятий в годы 2-й пятилетки (1933–37) введены в эксплуатацию Барнаульский меланжевый комбинат, новосибирские трикотажная и обувная фабрики, ряд швейных предприятий. Выпуск валовой продукции текстил. пром-ти Сибири возрос в 3,4 раза, а швейной – в 3 раза. Увеличился выпуск продукции кожевенно-обувной и меховой пром-ти. Однако большая часть товаров потребит. спроса завозилась в Сибирь из др. р-нов страны.
Наиб. ускоренными темпами развивалась пищевая пром-ть. В 1930-е гг. в вост. р-нах на новой техн. основе построены десятки предприятий: мелькомбинаты, мясоконсервные, маслодельные, сыроваренные заводы, хлебокомбинаты, макаронные и кондитерские фабрики. В 1937 в Сибири и на Д. Востоке работало 3 круп. сахар. завода. Существ. реконструкции подверглась рыбная и рыбоконсервная пром-ть. Только на Д. Востоке в предвоен. годы действовал 41 рыбоконсервный завод, в т. ч. 10 плавучих. Во Владивостоке создан спец. рыбный порт, круп. холодильник, жестяно-баночная ф-ка.
В целом об успешном решении задач И. в производств. сфере свидетельствовали существ. структур. сдвиги в экономике Сибири. Уже в 1933 пром-ть в ней занимала ведущее место. Например, в Новосибирской обл. (в к-рую входили и р-ны Кузбасса) доля пром. произв-ва составляла 82,5 %, в Красноярском кр. – 65,3, в Бурятии – 71,1 %.
И. сопровождалась масштаб. соц. изменениями. Следствием ее стало интенсив. увеличение числа рабочих и служащих индустр. произв-в. Особенно резко в годы 1-х пятилеток выросла числ. строителей – с 18 до 250 тыс. чел. В последующий период в связи с сокращением объемов стр-ва и повышением механизации строит. работ числ. работавших в стр-ве неск. уменьшилась, но неуклонно росла числ. рабочих и служащих пром. предприятий. За 1913–36 в 43 раза увеличилась числ. металлургов, в 13 раз – металлистов, в 27 раз – работников пром-ти строит. материалов. Практически заново сформировались отряды машиностроителей, химиков, коксохимиков, энергетиков и т. д.
Следствием индустр. развития явился рост городов – центров индустрии. Появились новые города, такие как Новокузнецк, Прокопьевск, Белово, Киселевск, Игарка, Норильск, Комсомольск-на-Амуре и др. Получили новые импульсы в развитии и старые города. Если в 1926 в Сибири было только 3 города с населением св. 100 тыс. чел. (Новосибирск, Омск, Иркутск), то в 1939 их стало 10 (добавились Томск, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Барнаул, Чита). В целом по Сибири между переписями населения 1926 и 1939 кол-во горожан более чем утроилось, что значительно превышало общесоюз. темпы урбанизации.
Сов. И. носила глубоко противоречивый хар-р. Она позволила СССР воспринять, а отчасти даже развить мн. инструментальные достижения зап. об-в (совр. технологии, науку, образование и проч.), превратила страну из аграрной в индустриальную, дала ей осн. технол. элементы совр. цивилизации, но не смогла создать адекват. соц. механизмов их саморазвития (рыночной экономики, институтов гражд. об-ва, демократии). В результате экон. модернизация носила ярко выраженный консервативный хар-р. Помимо этого, в годы И. были заложены негатив. черты, наложившие свой отпечаток на все последующее развитие сов. экономики, такие как серьезная диспропорция структуры пром-ти и капиталовложений в сторону тяжелой пром-ти и ВПК, долгострой, авральные методы производств. процесса (мобилизац. модель), экстенсивное развитие индустрии. Крайне высокой была цена социалистич. модернизации, осн. источниками к-рой выступила колониальная по своему хар-ру эксплуатация деревни, резкое сокращение уровня жизни населения, эксплуатация рабочих.
Лит.: Лященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1956. Т. 3; Промышленность СССР. М., 1957; История Сибири. Л., 1968; Попов В.Э. Проблемы экономики Сибири. М., 1968; Московский А.С. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма. Новосибирск, 1975; Рабочий класс Сибири в период строительства социализма (1917–1937 гг.). Новосибирск, 1982; Рабочий класс Сибири в период упрочения и развития социализма. Новосибирск, 1984; Сибирь на пороге нового тысячелетия. Новосибирск, 1999; Алексеев В.В., Алексеева Е.В., Зубков К.И., Побережников И.В. Азиатская Россия в геополитической и цивилизационной динамике XVI–XX века. М., 2004.
А.И. Тимошенко