Иностранные специалисты, иностранные рабочие в СССР (1920–30-е гг.). 1. Граждане иностр. гос-в, работавшие в Сов. России (СССР) по индивид. контрактам или в рамках договоров о тех. помощи. 2. Организованные группы иммигрантов (аграриев и рабочих), создававших на тер. РСФСР и др. республик свои с.-х. и пром. предприятия.
Иностр. экон. иммиграция в СССР – специфич. явление отеч. истории периода 1920–30-х гг. Для 1-й пол. 1920-х гг. ведущим побудит. мотивом этого процесса являлась идейная составляющая – желание помочь 1-му в мире пролетар. гос-ву преодолеть разруху, последствия войны. Сов. практика привлечения иностр. специалистов и иностр. тех. помощи в сер. 1920-х гг. отличалась прагматизмом и ограниченными масштабами. В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. в массовом участии иностр. специалистов и рабочих в соц. стр-ве, наряду с идеологическими, большую роль сыграли экон. причины (кризис и безработица в странах Запада), заставившие многих из них искать работу в СССР.
Еще в кон. Гражданской войны в ряде европ. стран (Германия, Франция, Англия, Швеция, Норвегия) развернулось движение за переселение в Сов. Россию. Самый значит. приток стихийных иммигрантов дали США и Канада – более 10 тыс. чел. с сент. 1920 до сент. 1921 (ок. 70 % – земледельцы и чернорабочие). Среди них было множество реэмигрантов – быв. рос. подданных. С целью прекращения стихийного въезда и проведения необходимых орг. мер для приема и размещения иммигрантов сов. пр-во летом 1921 временно закрыло границы Сов. России.
Орг. работа по приему и устройству иммигрантов до лета 1921 осуществлялась Наркоматом труда, с июля 1921 по нояб. 1922 – отделом пром. иммиграции ВСНХ, за время деят-ти к-рого зарегистрирован 581 иммигрант (304 чел. для работы в пром-ти, 277 – в с. х.). Иммиграция строго регулировалась, принимались только орг. группы, привозившие с собой продовольствие, одежду, инструменты и пр. для работы на заранее отведенных им на условиях аренды предприятиях (цехи, заводы, совхозы). Никаких льгот и привилегий, по сравнению с сов. рабочими, иностранцам не предоставлялось. Группы пром. иммигрантов работали на з-дах Москвы, Петрограда, в Донбассе. Наиб. круп. пром. предприятием иностр. рабочих стала Автономная индустриальная колония Кузбасс (АИК-Кузбасс).
С нояб. 1922 до янв. 1927 гл. координир. органом стала Постоянная комиссия СТО РСФСР/СССР по урегулированию с.-х. и пром. иммиграции, куда направлялись коллект. и индивид. ходатайства желающих приехать в СССР. С 1923 по нояб. 1926 в Комиссию обратилось до 429 тыс. чел. За время своей деят-ти Комиссия СТО разрешила въезд 10 676 иммигрантам (2/3 из них направлялись в с. х.). Приезжавшие со своей техникой, оборудованием, капиталом с.-х. коллективы создавали на выделенных им землях коммуны, артели, тов-ва. Лучшие из них становились «образцовыми хозяйствами». Вводились льготы по беспошлинному пропуску грузов, ввозимых иммигрантами (1923), а также при передаче им на договор. началах сов. хоз-в, зем. уч-ков, угодий (1925). К сер. 1926 в СССР существовало ок. 30 иностр. с.-х. коммун и артелей – на Сев. Кавказе, в Поволжье, Моск. и Тамбовской губ., на Украине. В 1922–23 была предпринята неудачная попытка орг-ции нем. политэмигрантами совхоза «Улала» на Алтае. Числ. рабочей иммиграции в СССР с нач. и до сер. 1920-х гг. составила более 20 тыс. чел. Станки, машины, с.-х. техника и др. имущество, привезенное только за время деят-ти Комиссии СТО по иммиграции, оценивались приблизительно в 3 млн долларов (почти 6 млн руб.). За рубежом в орг-ции этого движения принимали актив. участие различ. об-ва: друзей Сов. России, Междунар. рабочей помощи (Межрабпом), профсоюзы, Коминтерн, Ком. партии и т. д. В США ведущую роль в формировании производств. групп для работы в России играло Об-во технической помощи Сов. России (1919–25). После ликвидации Комиссии СТО по иммиграции дела по пром. иммиграции перешли в ведение ВСНХ СССР, по с.-х. иммиграции – в ведение наркомземов союз. республик. НКПС отвечал за переезд реэмигрантов и иммигрантов, к НКИД перешли дела по одиночной иммиграции и эмиграции.
В соотв. с пост. СНК СССР (лето 1925) разрешалось приглашать на службу в сов. пром-ть иностр. специалистов по индивид. контрактам, предусматривавшим твердый размер заработ. платы (независимо от установленных для сов. специалистов норм), лимитированные суммы налог. выплат, право перевода заработка за границу, опред. жилищные условия. Значит. распространение получили т. н. договоры о тех. помощи с зарубеж. фирмами. Вместе с поставляемым в страну оборудованием для его установки и пуска приезжали иностр. специалисты и рабочие. На 1 окт. 1928 на концессионных предприятиях трудилось ок. 2 тыс. таких лиц (10 % от общего числа работавших на 68 предприятиях).
Иммиграция в СССР из стран Зап. Европы и США достигла наиб. масштабов в годы 1-й пятилетки. Летом 1930 на XVI съезде ВКП(б) было принято решение о расширении практики посылки за границу сов. рабочих и специалистов и приглашения в СССР иностр. инженеров, мастеров и квалифиц. рабочих. В рамках движения междунар. пролетар. солидарности развернулась кампания в поддержку соц. стр-ва в СССР. Иностр. специалисты в кач-ве экспертов, консультантов и т. п. участвовали в проектировании и реализации практически всех крупнейших строек 1-й пятилетки. Большинство приехало из Германии и США, в этих странах закупалась и осн. часть импорт. техники. В СССР в 1932–33 находилось примерно 20 тыс. специалистов и рабочих из индустр. стран Запада (вместе с чл. семей – 35–40 тыс.). Это были гл. обр. немцы, граждане США, а также чехи, финны, итальянцы, французы, испанцы, шведы. В Сибири иностр. специалисты трудились на предприятиях угольной пром-ти (Кузбасс, Черембасс), горно- и золотодобыв. пром-ти, на Кузнецкстрое и Сибкомбайне, в проектных орг-циях (Шахтстрой), в нек-рых науч. учреждениях и т. д. По данным Сибкрайсовнархоза, в кон. июля 1930 в Сибирском кр. работало 72 иностр. специалиста (большинство – из Германии, часть – из США). На 1 дек. 1932 в Западно-Сибирском кр., преим. в р-нах Кузбасса, насчитывалось 330 иностр. специалистов и 1 050 рабочих (с членами семей – 2 880 чел.).
В кон. 1931–1932 принимаются меры по пересмотру договоров о тех. помощи и расторжению соглашений с рядом зарубеж. фирм, вводятся более жесткие нормы орг-ции тех. сотрудничества (напр., запрещение передавать за границу заказы на разработку проектов стр-ва и обработку геологоразвед. данных). Настойчиво внедряется практика перевода иностр. специалистов с индивид. контрактов на условия общего коллектив. договора. Прекращаются (часто в форме «добровольных отказов») валют. выплаты. Ухудшается снабжение иностр. рабочих и специалистов через систему спец. распределителей. В годы 2-й пятилетки (1933–37) масштабы применения иностр. раб. силы сокращаются. К нач. 1937 осн. часть иностр. рабочих и специалистов (экон. иммигрантов из зап. стран) покидает СССР.
Лит.: Матушкин П.Г. Урало-Кузбасс – торжество ленинской политики индустриализации. Челябинск, 1966; Тарле Г.Я. Друзья страны Советов. Участие зарубежных трудящихся в восстановлении народного хозяйства СССР в 1920–1925 гг. М., 1968; Касьяненко В.И. Завоевание экономической независимости СССР. М., 1972; Журавлев С.В. «Маленькие люди» и «большая история»: иностранцы московского Электрозавода в советском обществе. М., 2000.
Л.И. Пыстина