Иоанн (Максимович)

ИОАНН (Максимович) (дек. 1651, Нежин – 10 июня 1715, Тобольск), митрополит Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня), выдающийся церк. писатель. Сын украин. шляхтича Максима Васильковского (Печерского). Образов.: Киево-Могилянская коллегия. По окончании оставлен там же учителем лат. яз. Пострижен в Киево-Печерской лавре, вскоре после этого становится иеродиаконом, затем иеромонахом, позже И. – эконом и проповедник лавры. Участвовал в украин. посольстве в Москву в кон. 1670-х гг., по распоряжению царя Федора Алексеевича назначен наместником Брянского Свенского мон-ря (1681). С 1695 (по др. свед. – с 1696) – архимандрит Черниговского Елецкого мон-ря, с 10 янв. 1697 – архиепископ Черниговский. В 1700 основал в Чернигове семинарию для детей всех сословий. С марта 1711 – митрополит Тобольский и всея Сибири; в авг. прибыл в Тобольск. Занимался миссионерством и помогал в этом схимитр. Феодору (до схимы – Филофею Лещинскому); в 1715 по распоряжению Петра I учредил Пекинскую духовную миссию. После смерти погребен подле Софийского собора в приделе преподобных Антония и Феодосия Печерских. В дальнейшем верующие рассказывали о многочисл. видениях и чудесах, связанных с именем митр. И. Канонизирован в 1916.

И. посвящал и дарил Петру I свои соч. Поддержал церк. отлучение гетмана И. Мазепы (1708), но не участвовал в борьбе группировок в Русской Церкви. Был наиболее плодовитым писателем нач. XVIII в. В Чернигове написал и издал более 10 соч. в стихах и прозе. Увлекался амплификацией («расширение», «умножение» слов) и декларировал отказ от ориг. творчества. Так, его «Алфавит собранны, рифмами сложены от святых писаний из древних речений...» (1705), посвященный царевичу Алексею Петровичу, с Житием Алексея, Человека Божия, в центре, содержит короткие рифмован. сообщения о святых, есть в нем и антич. сюжеты, и нравоучит. стихи. «Богородице Дево...» – толкование канона и описание чудес Богородицы, «Осм блаженств евангельских...» – богослов. толкования текста. Мн. переводил соч. зап.-европ. богослов. традиции, перерабатывая их с собств. позиций. Так, «Феатрон, или Позор нравоучительный царем, князем, владыкам и всем спасительный...» (1708) – компиляция на основе рассказов Священного Писания в 30 главах, каждая из к-рых посвящена особому поучению для начальников. Рассуждения подкрепляются примерами из народ. и библейских преданий и из жизнеописаний древних философов и ист. героев. Эти рассказы заимствованы из соч. Амвросия Марлиана. «Царский путь креста» (1709) – пер. книги Бенедикта Хефтена «Regia via cruces» (1635), «Илиотропион» (1714) – пер. соч. Иеремии Дрекселия «Heliotropium» (1627). Единств. соч. И., посвящ. современности, – «Синаксарь» (1710) в честь Полтавской победы; оно сопровождалось стихотвор. введением и заключением. Написанный в Тобольске «Путник», обшир. автобиогр. повествование в стихах о его жизни после отъезда из Чернигова, до сих пор не опубликован.

Лит.: Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань, 1914. Т. 1; Словарь русских писателей XVIII века. СПб., 1999. Вып. 2; Сулоцкий А.И. Жизнь Иоанна Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири // Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2; Он же. Дополнения к биографии митрополита Тобольского Иоанна Максимовича // Там же.

Е.К. Ромодановская