Ирбитская ярмарка, одна из крупнейших рос. ярмарок, место встречи рос. и сиб. купцов. Возникла в 1630-х гг. в слободе Ирбитской, на казен. Верхотурском тракте, идущем из Европ. России в Сибирь. Официально утверждена в 1643.
Поводом к проведению И. я. послужил праздник Богоявления 6 янв., затем время ее проведения сдвинулось на 18–26 янв. В 1740-е гг. И. я. начиналась 27 янв., а закрывалась с началом Масленицы (в 10-х числах февр.). В нач. XIX в. установился срок с 10 февр. по 10 марта, в 1860-х гг. – с 1 февр. по 1 марта, в кон. XIX в. – с 25 янв. по 1 марта.
До постройки Транссибирской магистрали И. я. имела исключит. значение для экон. связей между Сибирью и Россией: уже в кон. XVII в. она по своему обороту догоняла знаменитую Нижегородскую (Макарьевскую) ярмарку. Особенно усилилось значение И. я. после успешного окончания Северной войны, когда Россия получила Прибалтику и Ирбит стал доступен для зап.-европ. купцов. Кроме них на ярмарке бывали ср.-азиат. купцы и торговцы из Джунгарии. В Ирбите встречались товаропотоки из Сибири (пушнина), Китая (чай и шелк. ткани), Ср. Азии (мерлушка), Москвы (мануфактура, серебр. и зол. изделия), с Урала (металл и изделия из него), из Архангельска и др. рос. мест.
Доставляемые на И. я. товары делились на «российские», «иностранные» и «азиатские». К «российским» относятся шерст., х.-бумажные, льняные, шелк. и полушелк. ткани, пенька, пушнина, кожаные изделия, металлы и изделия из них, фарфор и фаянс, хрусталь, стекло и зеркала, хлеб, рыба, сахар, воск, свечи, мед, овощи, масло, табак, щетина, галантерея. «Иностранные» товары – англ. сукно, серебро, бумага, мерлушка, верблюжья шерсть, халаты, лошади. До 50 % всей стоимости товаров приходилось на ткани, привозившиеся из России. Из иностр. сукон больше привозилось нем. и польских, меньше – англ. и голландских. Высш. сорт шерст. тканей польск. произв-ва назывался «лятчина», английского – «каразея», немецкого – «стамед». Среди металлоизделий преобладал «уклад» – полосы железа для дальнейшей обработки. Особенность ассортимента металлоизделий на ярмарке – «блинные» сковородки, продававшиеся здесь ежегодно многими сотнями. В большом кол-ве поступали сахар и перец. Осн. ассортимент товаров сложился еще в 1760–70-е гг. В 1834 всех товаров сюда привезено на 18 866 тыс. руб., а продано на 18 460 тыс. руб., в т. ч. рос. – соотв. на 16 864 тыс. и 16 460 тыс. руб.; иностр. – на 352 тыс., азиат. – на 1 646 тыс. руб. По мере становления отеч. пром-ти ассортимент товаров менялся. В XVII – нач. XIX в. фарфор. и фаянс. изделия привозились гл. обр. из Китая и Бухары, а в сер. XIX в. относились к разряду «российских» товаров.
В 1790 оборот торговли И. я. по привозу составлял почти 3,5 млн руб. ассигнациями, к 1815 он удвоился. С 1817 по 1850 товарооборот И. я. увеличился в 9 раз. Быстрый рост ярмарки обеспечивал ее престиж не только в России, но и за рубежом. За ее ценами внимательно следили в Лондоне, Париже, Берлине.
Во 2-й пол. XIX в. в связи с общим экон. оживлением и развитием товарно-ден. отношений обороты И. я. существенно возросли. В 1864 привоз на нее составил 39 520,5 тыс. руб., в 1875 – 4 8145,5 тыс., в 1880 – 69 490,3 тыс. руб. Расцвет И. я. продолжался до постройки в 1885 ж.-д. ветки Екатеринбург–Тюмень. Часть сиб. товаров стала доставлять минуя Ирбит. Как следствие, обороты ярмарки начали сокращаться: в 1885 привоз – 69 807,4 тыс. руб., продажа – 62 574,8 тыс.; в 1890 – соотв. 46 089,8 и 42 521,6 тыс.; в 1900 – 38 559,9 и 34 080,4 тыс.; в 1914 – 22 790 и 18 918 тыс. руб. Несмотря на это, И. я. оставалась одной из крупнейших в стране. По своему экон. значению и размерам торг. оборотов она уступала только «всероссийскому торжищу» – Нижегородской ярмарке.
С нач. 1890-х гг. на И. я. все большее распространение стала получать торговля по образцам. Т. о., ярмарка начала выполнять функции товар. биржи. Соотношение привозимых на ярмарку товаров было неодинаковым. В 1893 стоимость текстил. изделий составила 59,3 %, галантер. товаров, инструментов, с.-х. машин – 2,4, скобяных и металлических изделий, железа и чугуна – 3,2, изделий из драг. металлов и украшений – 2,1; чая – 12,2; пушнины – 5,7 % от общей стоимости привоза. В целом стоимость товаров, привезенных из Сибири, значительно уступала стоимости товаров из Европ. России.
Особое значение на И. я. имела торговля мехами. В кон. XIX – нач. XX в. она только расширялась: в 1885 привоз пушнины составил 2 750 тыс. руб., или 5,7 % общего привоза на ярмарку, в 1900 – соотв. 4 828,1 тыс. и 12,5, в 1912 – 8022,5 тыс. руб. и 32,4 %. В пушной торговле И. я. играла ведущую роль не только в России, но и на мировом рынке (в нач. XX в. ее называли «зеркалом пушнины»). Сюда доставлялись разнообразные виды невыделанных мехов из Сибири, Монголии и Ср. Азии. Постоянными участниками пушного торга на И. я. выступали сиб. фирмы бр. Тонконоговых, А.В. Швецова, торг. дом «Коковин и Басов»; европ. пушноторг. фирмы «Сибирский торговый дом А.М. Михайлова», торг. дом «Павел Сорокоумовский с сыновьями», Тов-во «И.М. Калин и Ко»; иностр. коммерсанты Г. Шпигель, Б. Рейхенштейн, Ю. Ариович, С. Ленцер, Х. Эйтингон и др. Из Ирбита круп. партии необработанной пушнины шли не только на предприятия Европ. России, но и в Зап. Европу, прежде всего в Лондон и Лейпциг.
Кроме торговцев в работе И. я. участвовали транспорт. конторы и отд-ния рос. банков. В нач. XX в. в Ирбите работали отд-ния Госбанка, Волжско-Камского, Сибирского торгового, Русского для внешней торговли, Русско-Азиатского банков. Наиб. круп. операции производились Госбанком.
Приехавшие на ярмарку купцы избирали собрание уполномоченных, а оно, в свою очередь, – ярмарочный комитет во главе с председателем. В обязанности комитета входило заботиться о благоустройстве ярмарки и обществ. порядке на ней, вносить в правительств. органы предложения об улучшении работы ярмарки, составлять стат. отчеты, наблюдать за правильностью ведения купцами приходно-расход. книг, разрешать споры между торговцами, устанавливать и собирать ярмарочный сбор и т. д. Ярмарочный комитет периодически посылал стат. информацию в «Вестник финансов», вырабатывал согласованное мнение по вопросам содействия торговле и защите интересов предпринимателей.
С 1862 во время работы И. я. выходила газ. «Ирбитский ярмарочный листок», в к-рой публиковались объявления, реклама, справ. сведения о ценах, привозе товаров и т. п. С 1895 владелец типографии в Ирбите В.В. Михайлов стал издавать ежегодную «Справочную книжку Ирбитской ярмарки», содержавшую адреса адм. служб и должностных лиц, постановления ярмарочного комитета и Ирбитской гор. думы, адреса торговцев, приезжавших на ярмарку, сведения о хар-ре их торговли и т. п.
После установления сов. власти И. я. закрыли. В 1922–29 она снова действовала. Второе возрождение ярмарки произошло в 2003. Теперь она проводится в течение неск. дней кон. августа.
Лит.: Хитров А. К истории г. Ирбита и Ирбитской ярмарки. Ирбит, 1872; Канделаки И. Роль ярмарок в русской торговле. СПб., 1914; Старцев А.В. Торговля сибирской пушниной на ярмарках во второй половине XIX – начале XX в. // Проблемы генезиса и развития капиталистических отношений в Сибири. Барнаул, 1990; Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск, 1995. Т. 2, кн. 1; Щеглова Т.К. Ярмарки юга Западной Сибири в XIX – начале XX века. Из истории формирования и развития всероссийского рынка. Барнаул, 2001.
А.В. Старцев