ИСЕТСКИЙ ПРОЕКТ, проект канала, соединяющего Волжско-Камский речной бас. с Обь-Иртышским. Выдвинут в 1797 ген.-майором О.И. Новицким.
Новицкий обосновывал практич. возможность соединения гл. речных бассейнов страны каналами и шлюз. системами в единую глубоковод. сеть внутр. путей сообщения, менее дорогостоящую по сравнению с сухопут. трактами. Первоочередные усилия предполагалось сосредоточить на соединении Волго-Камского бас. с Обь-Иртышским посредством постройки шлюз. системы через Уральский водораздел.
Первыми на инициативу Новицкого положительно отреагировали владельцы Ревдинских железоделательных з-дов, к-рых привлекла перспектива получить контроль над будущим гл. торговым путем между Европ. Россией и Сибирью. В 1815 они произвели изыскания, разработали тех. проект и запросили гос. субсидию на постройку судоход. канала, соединяющего истоки рек Чусовая и Исеть по трассе заводского технол. водовода. Проект, получивший назв. «Исетский», предполагал устройство 8-км «прокопа», соединяющего Чусовую с истоком р. Решетка по трассе водовода, а также сооружение 110 большемерных шлюзов: 51 на зап. склоне Урала и 59 – на восточном. Вся соединит. система протяж. 1472 версты начиналась в 40 км от Перми и заканчивалась у Тобольска.
Однако выяснилось, что судоходство по искусств. гидросистеме через Уральский водораздел требует дноуглубит. и др. гидротех. работ на реках Чусовая, Исеть и Тобол. Как следствие, стоимость проектируемого сооружения оценивалась в 60 млн руб. Еще 30 млн требовало бы ежегодное преднавигац. восстановление водного пути. В результате широкой обществ. критики реализация И. п. и конкурирующих с ним вариантов соединения Волжско-Камского и Обь-Иртышского речных бассейнов остановилась на стадии технико-экон. изысканий.
Лит.: Русское судоходство. 1888. № 29; Ламин В.А., Пленкин В.Ю., Ткаченко В.Я. Глобальный трек: развитие транспортной системы на востоке страны. Екатеринбург, 1999.
В.В. Ламин