КАМЧАДАЛЫ, русскоязычное метисированное население, потомки от браков между корен. сев. народами и русскими. Самоназв. локальные, по месту проживания. Расселяются в долине р. Камчатка (Мильковский, Усть-Камчатский и Елизовский р-ны Камчатской обл.) и на сев. Охотском побережье (Ольский и Северо-Эвенский р-ны Магаданской обл., Охотский р-н Хабаровского кр.). Этноним К. утвердился за метисир. жителями Камчатки в XIX в., Охотского побережья – в 1920-х гг. С 1930-х гг. до кон. ХХ в. официально не употреблялся, К. учитывались как русские. В 1980-х гг. часть охотских К. ошибочно переименована в ительменов.
Числ. по переписям (тыс. чел.): 1897 – 2,8 (Камчатка); 1926 – 3,0 (Камчатка) и 0,5 (Охотское побережье); 2002 – 2,3, в т. ч. Камчатская обл. – 1,9, Магаданская – 0,3. Фактически на Камчатке проживает более 9 тыс. К., в Магаданской обл. – более 1 тыс.
К. сформировались в XVIII–XIX вв. в ходе контактов сев. этносов (ительменов – на Камчатке; коряков, якутов и эвенов – на Охотском побережье) с русскими. Ассимиляция привела к появлению смешанного антропол. типа, с монголоид. и европеоид. чертами. Метисы сливались с пришлым населением, особенно интенсивно в сов. время. К. как группа старожильч. населения Сев.-Востока относятся к субэтносу рус. народа.
Соц. орг-ция поселений К. – территориально-соседская община. Промысл. угодья распределялись согласно обычному праву, преобладали семейные формы орг-ции труда, были развиты традиции взаимопомощи и кооперирование. Со 2-й пол. XIX в. преобладают малые семьи.
К. сочетали правосл. мировоззрение с дохристиан. верованиями (анимизм, элементы шаманизма). Обряды жизненного цикла и календар. праздники – православные. Бытовал новогодний обычай ряжения с колядованием и обходом дворов. Распространен обряд приношения даров природ. объектам (реки, перевалы, сопки). К. говорили на сиб. диалекте рус. яз., с особой фонетикой, восходящим интонационным строем и обилием терминов из мест. языков. В сов. время перешли на рус. лит. яз. Старинный фольклор К. – былины и песни – полностью утрачен.
Осн. отрасль хоз-ва – летне-осенний лов лосося сетями и неводами, сплетенными из крапивы, конского волоса, покупного прядева. Зимой и весной мордами, неводами и удочками добывали гольца, хариуса, навагу. Лосось вялили, солили, квасили. Развитие получили собаководство и каюрный извоз – перевозка грузов и пассажиров на нарте, запряженной 10–12 собаками. Упряжное собаководство К. вост.-сиб. типа. В охотничьем промысле преобладала добыча пушных зверей (белка, соболь, горностай, лисица), охота на птиц, мясных сухопут. животных велась с ружьями и с помощью пастей, петель, капканов, черканов. Добычу ластоногих (ларга, лахтах, нерпа) вели сетями, дубинками, ружьями. В ограниченных размерах занимались огородничеством (картофель, овощи), содержанием круп. рог. скота и лошадей, на Камчатке выращивали ячмень и овес. Собирали сарану, черемшу, дикий лук, ягоды, грибы. Летнее средство передвижения – лодки-долбленки (баты и каюки), зимнее – нарта с собачьей упряжкой.
У К. сложились синкретичные формы мат. культуры. Зимние компакт. поселения со стационар. жилищами в виде срубной избы с корьевым покрытием располагались вблизи устьев нерестовых рек, летом К. проживали рассеянно в местах промыслов – вдоль рек и мор. побережий – в быстровозводимых каркас. постройках (поварнях, балаганах). Подсоб. строения – амбары, хлевы для скота (хотоны, стайки). Типы зим. одежды К. заимствованы у корен. населения: мужчины носили двойные кухлянки и штаны из оленьего меха, женщины – одинарные рубахи-гагагли мехом внутрь, шубы распашного кроя. Обувью служили камусные торбаса разной длины, голов. убором – малахай (мужчины), капор (женщины). Летом носили одежду европ. типа, к-рая сочеталась с ровдужными штанами, рубахой, перчатками. Летне-осенней обувью рыбаков были сары и бродни из нерпичьих шкур.
Основа питания К. – рыба лососевых видов, мясо и жир мор. животных. Дополнением к рациону были мясо сухопут. животных и птиц, растит., молочная и мучная пища. Лакомством считались квашеные рыбьи головы и пупки, сушеная икра.
В постсов. период этнодифференцирующие признаки К. проявляются менее остро. К. стремятся получить образование, работу, достичь мат. обеспеченности. Происходит актив. переселение из села в город. Семья малодетная. Осн. источник жизнеобеспечения – проф. занятость в несельскохоз. сферах. Мест. органы власти признали существование этнич. группы К. в 1991 (Камчатская обл.) и 1994 (Магаданская обл.). На Камчатке энтузиасты пытаются возродить культуру К.: в кон. 1980-х гг. создана обл. Ассоциация; работают этнически ориентир. клубы, ведется сбор экспонатов в музеях. В Магаданской обл. К. разобщены из-за переименования в ительмены.
Лит.: Гурвич И.С. Русские старожилы долины реки Камчатки // Сов. этнография. 1963. № 3; Огрызко И.И. Очерки истории сближения коренного и русского населения Камчатки (конец XVII – начало ХХ веков). Л., 1973; Мурашко О.А. Камчадалы // Северные просторы. 1997. № 1–2; Хаховская Л.Н. Камчадалы Магаданской области. Магадан, 2003.
Л.Н. Хаховская