Китайско-Восточная железная дорога

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КВЖД). Проходила по тер. Маньчжурии (Сев.-Вост. Китай) и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Строилась как юж. ветка Транссибирской магистрали. После окончания стр-ва КВЖД осн. грузопоток из Европы пошел не мор. путем, а по ж. д., что сократило сроки доставки грузов в 3 раза. В 1-й трети ХХ в. КВЖД являлась гл. транспорт. артерией Д. Востока. Дорога ускорила заселение Приамурья и Приморья, экон. рост рос. Д. Востока и Сев. Маньчжурии.

Право на постройку КВЖД через тер. Маньчжурии Россия получила в соотв. с рос.-кит. договором от 22 мая 1896, согласно к-рому полоса отчуждения (ок. 6 тыс. га – Харбин, 54,5 га – большие станции, ок. 33 га – разъезды; вся полоса отчуждения – 113 951 га) представляла собой концессион. территорию. 17 авг. 1896 права на стр-во КВЖД и эксплуатацию концессии сроком на 80 лет предоставлены Русско-Китайскому банку (с 1910 – Русско-Азиатский банк). Для стр-ва и эксплуатации дороги было создано Об-во КВЖД, правление к-рого находилось в С.-Петербурге, а упр-ние дороги – в Харбине. Для России на тер. концессии были созданы благоприят. тариф. и тамож. режимы, обеспечено право транзита войск, организована система упр-ния территорией по рос. образцу. В полосе отчуждения рос. подданные обладали правом экстерриториальности. В июне 1898 Россия получила концессию на стр-во юж. ветки КВЖД, к-рая должна была обеспечить выход на Ляодунский п-ов к портам Дальний (Далянь) и Порт-Артур (Люйшунь), арендованным по Русско-китайской конвенции от 15 марта 1898.

Изыскат. работы в Сев. Маньчжурии по линии КВЖД велись в 1895–97 под рук-вом А.А. Гершова, И.Л. Просинского, Ф.С. Гиршмана, С.Н. Холкова, И.И. Обломиевского, И.П. Бочарова. Гл. инж. КВЖД – А.И. Югович. Стр-во осуществлено в 1897–1903: зап. ветка Маньчжурия–Харбин (1899), вост. ветка Харбин–Пограничная (1899), юж. ветка Харбин–Куаньченцзы (1901), доп. ветки Джалайнорская, Янгайская, Харбин–Дальний, Наньгауньлин–Порт-Артур, Дафаньшэнь–Даляньван, Дашицяо–Инкоу (1903). Движение по КВЖД открыто в 1903.

Протяженность зап. и вост. линий дороги составила 1,5 тыс. км (одноколейная), южной – 950 км, было возведено 1 464 моста, проложено 9 тоннелей, в т. ч. двухпутный Хинганский тоннель. На кон. 1904 в стр-во КВЖД был вложен 441 млн руб., вкл. 71,7 млн, потраченных на восстановит. работы после восстания ихэтуаней (Боксерского восстания, см. Китайский поход), и 11,9 млн – на создание мор. и реч. флота КВЖД. После Русско-японской войны по Портсмутскому договору от 5 сент. 1905 к Японии отошел юж. уч-к дороги Куаньченцзы–Порт-Артур и Дальний, к-рый впоследствии составил самостоят. Южно-Маньчжурскую ж. д. (ЮМЖД). Россия утратила в Юж. Маньчжурии собственность на сумму 123 млн руб.

К 1914 Россия вложила в экономику Маньчжурии 851,4 млн руб. К 1917 объем капиталовложений в КВЖД составил 708,5 млн руб. (вкл. стоимость юж. уч-ка и покрытие пр-вом дефицита дороги). Значит. капиталовложения позволили создать развитую транспорт. и соц. инфраструктуру, стимулировать развитие лесной, горной и обрабат. пром-ти, ускорить урбанизацию Сев. Маньчжурии, что усилило приток населения из др. р-нов Китая и из России. Согласно переписям населения, числ. русскоязыч. населения по линиям КВЖД на 1907 составила 24,8 тыс. чел., в т. ч. в Харбине в 1903 – 15,5 тыс., 1913 – 43,5 тыс. Всего в Маньчжурии в 1912 постоянно проживало 68,5 тыс. русских. Русские компактно проживали по всей полосе отчуждения КВЖД, но наиб. густо была заселена зап. ветка, а также пригран. сел. р-ны, в т. ч. расположенный к северу от КВЖД р-н Трехречья. Революция и Гражданская война затронули полосу отчуждения КВЖД: в нояб. 1917 был образован Харбинский совет раб. и солдат. депутатов; в 1918 действовал Деловой кабинет Д.Л. Хорвата; в 1919 территория подчинялась Российскому пр-ву адм. А.В. Колчака; в 1920–21 рассматривалась властями Дальневосточной республики как ее часть.

В нач. 1920-х гг. кит. власти предприняли шаги по сокращению рос. влияния на КВЖД. В 1918 охрана КВЖД перешла от рос. стороны к китайской, в окт. 1920 полоса отчуждения КВЖД переименована в Особый район восточных провинций (ОРВП) Китая. В нач. 1920-х гг. трансформирована система упр-ния КВЖД, проведена китаизация суда и пенитенциар. учреждений, упразднены рос. модель упр-ния территорией, общественное и городское самоуправление, подданные бывш. Российской империи лишены экстерриториальности. Гражд. война привела к массовой эмиграции в Маньчжурию. Числ. русскоязыч. населения в Сев. Маньчжурии составила ок. 200–250 тыс. чел., в т. ч. в Харбине в 1920 – 131 тыс., в 1921 – 165 тыс., в 1922 – 155 тыс., в результате чего город стал центром белой эмиграции в Китае. Установление сов.-кит. отношений в 1924 и подписание соглашения о КВЖД с пекинским (31 мая 1924) и мукденским (20 сент. 1924) пр-вами предусматривали упр-ние дорогой на паритет. началах, устанавливалось равное соотношение сов. и кит. персонала. В 1925–35 числ. россиян в Сев. Маньчжурии составляла ок. 150 тыс. чел., в т. ч. в Харбине 30–35 тыс. эмигрантов, 25–27 тыс. сов. граждан, 4–7 тыс. принявших кит. гражданство. В 1929 кит. сторона предприняла попытку национализировать КВЖД, что привело к разрыву дип. отношений и вооруженному конфликту на КВЖД (окт.–нояб. 1929) с участием Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Конфликт урегулирован в ходе переговоров, закончившихся подписанием 22 дек. 1929 Хабаровского протокола, восстановившего права СССР в отношении дороги.

В 1931–32 Япония оккупировала Маньчжурию; образовано марионеточное гос-во Маньчжоу-Го. В условиях яп. оккупации Маньчжурии после 2 лет переговоров 22 марта 1935 СССР был вынужден согласиться на продажу КВЖД за 140 млн иен (ок. 70 млн руб.) и выплату пособий сов. железнодорожникам в сумме 30 млн иен. Дорога была переименована в Североманьчжурскую ж. д. (СМЖД). Продажа КВЖД повлекла за собой ликвидацию всех сов. дип., торг. и хоз. орг-ций, действовавших на тер. Маньчжоу-Го, и вывоз в СССР 21,5 тыс. сов. железнодорожников и чл. их семей. Прибывших распределили по ж. д. Ср. Азии, европ. части СССР, Урала и Сибири. Согласно опер. приказу НКВД СССР № 00593 от 20 сент. 1937 в отношении вернувшихся из Китая т. н. харбинцев органы НКВД провели массовые репрессии. Репрессиям подверглось более 42 тыс. чел., в т. ч. к расстрелу приговорены более 28 тыс. чел. Оставшиеся на тер. Маньчжоу-Го сов. граждане перешли в эмигрант. состояние, числ. рус. эмигрантов в Харбине в 1936 – 30,6 тыс.; 1944 – 34,6 тыс., в 1945 – 29,1 тыс. чел.

После окончания Второй мировой войны СССР восстановил свои позиции на сев.-востоке Китая, вернув СМЖД (к-рая по соглашению от 14 авг. 1945 поступила в совмест. упр-ние СССР и Китая). Все линии СМЖД и ЮМЖД объединили в Китайско-Чанчуньскую ж. д. (КЧЖД), находившуюся под совмест. упр-нием. Во время Маньчжурской стратегической наступательной операции на тер. Маньчжурии органами воен. контрразведки «Смерш» Наркомата обороны СССР было арестовано ок. 10 тыс. рус. эмигрантов, к-рые были депортированы в СССР и осуждены в 1945–48. Более 150 тыс. эмигрантов, проживавших на тер. Китая, восстановили сов. гражданство, в т. ч. в Харбине 29,5 тыс. чел.

Сов.-кит. договор о дружбе 14 февр. 1950 оговаривал передачу КЧЖД КНР. По соглашению от 14 февр. 1952 СССР безвозмездно передал права на дорогу кит. стороне. Передача дороги состоялась 31 дек. 1952, после чего дорога стала называться Харбинской ж. д. Репатриация сов. населения с тер. Сев. Маньчжурии в СССР на целинных и залежных земель освоение была осуществлена в осн. в 1954–55 и составила за эти годы более 40 тыс. чел., тогда как его выезд из остальных р-нов КНР продолжался до 1961. Репатриантов из Сев. Маньчжурии направили в машинно-тракторные станции и совхозы Юж. Урала и Сибири, преим. в Красноярский кр., Новосибирскую и Омскую обл.

Лит.: Исторический обор Китайской Восточной железной дороги, 1896–1923. Харбин, 1923; Особый район Восточных Провинций Китайской Республики: Справочные сведения об административном и судебном устройстве района. Харбин, 1927; Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений с Китаем до 1917 г. М., 1974; Он же. История торгово-экономических отношений с Китаем, 1917–1974. М., 1977; Аблова Н.Е. История КВЖД и российская эмиграция в Китае (первая половина ХХ в.). Минск, 1999; Аблажей Н.Н. С востока на восток: Российская эмиграция в Китай в первой половине ХХ в. Новосибирск, 2007.

Н.Н. Аблажей