КОЧЕВАЯ ШКОЛА, малокомплект. сел. нач. общеобразоват. учреждение для обучения детей народов, ведущих кочевой образ жизни, непосредственно по месту их проживания без отрыва от семьи и нац. трудовых и воспитат. традиций. Различают К. ш., следующие по маршрутам обитания оленевод., скотовод. и охот. бригад; полукочевые (сезонные), действующие в определен. промежутки времени; стационар., располагающиеся на базах, факториях, вокруг к-рых имеется неск. кочевых поселений. Кроме того, К. ш. в зависимости от типа кочевания могут быть меридиональные, пустынные, вертикальные и др. Обучение в К. ш. ведется на родном яз. с учетом особенностей нац. культуры и быта; дети изучают общеобразоват. предметы, знакомятся с основами традиц. отраслей произв-ва (рыболовство, охота).
К. ш. возникли во 2-й пол. 1920-х гг. в соответствии с принятым в 1925 Комитетом Севера положением по образоват., мед. и культ.-просвет. обслуживанию сев. народов. Первая К. ш., созданная на тер. Сев. Сибири в 1926, представляла собой чум, в к-ром имелись учеб. пособия, принадлежности и привлекательные для корен. населения предметы культуры. В 1933 на Обском Севере работало 5 К. ш. В кон. 1930-х гг. в связи с переходом ко всеобщему нач. образованию и планами по переводу на оседлость кочевых народов К. ш. полностью заменены стационар. школами-интернатами. Деят-ть К. ш. возобновилась в нач. 1950-х гг. В 1990-х гг. в Якутии, Эвенкии, на Чукотке открылись круглогодич. К. ш. (в т. ч. использовавшие автор. концепции и программы педагогов А.В. Кривошапкина, Т.И. Слепцовой, акад. В.А. Роббека, инновационные образоват. технологии, к-рые работают при поддержке программы ЮНЕСКО «Содействие распространению грамотности среди школьников, принадлежащих к коренным народам, путем укрепления потенциала системы общинного образования». В 2006 в Респ. Саха (Якутия) работало 9 К. ш. – филиалов общеобразоват. школ, в к-рых обучалось 80 детей. Одной из перспектив. форм обучения признано интегрирован. образоват. учреждение – кочевой сад-школа для детей 3–6 лет, к-рое позволяет подготовить детей к обучению в школе с использованием основ народ. педагогики, бытового языка семьи, семейно-родового детского фольклора. В К. ш. дети коренных народов Севера и Д. Востока имеют возможность получить нач. образование, подготовиться к дальнейшему систематич. образованию с учетом условия существования конкрет. этносов, их традиций, помогающих выжить и успешно трудиться в суровых природ.-климатич. условиях.
Лит.: Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1998.
С.Н. Ушакова