КОМИТЕТ СИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ (КСЖД) (10 дек. 1892 – 15 дек. 1905). Высш. адм. законосовещат. гос. орган, учрежденный для общего рук-ва стр-вом Сибирской ж. д. Создан 10 дек. 1892 по инициативе министра финансов С.Ю. Витте для преодоления ведомств. разобщенности. В состав КСЖД вошли министры внутр. дел, гос. имуществ, финансов, путей сообщения и гос. контролер, позднее – воен. министр и управляющий морским мин-вом. Первое заседание КСЖД состоялось 10 февр. 1893 в зале Комитета министров в Мариинском дворце. Пред. КСЖД назначен наследник престола великий кн. Николай Александрович, вице-пред. – пред. Комитета министров Н.Х. Бунге. Вступив на престол в 1894, Николай II сохранил за собой председательствование в КСЖД. Делопроизв-во К. вела канцелярия Комитета министров во главе с управляющим делами А.Н. Куломзиным.
Несмотря на свое узкоспец. назначение, КСЖД соединил на целое десятилетие рук-во осн. направлениями правит. политики по освоению Сиб. и Дальневост. регионов. В компетенцию КСЖД входили вопросы, связ. не только с направлением отд. уч-ков магистрали, ассигнованиями на их стр-во, но и с решением целого комплекса соц.-экон. проблем, включая орг-цию крест. переселений, развитие сухопутного, морского и речного транспорта и т. д. В поле внимания КСЖД оказывались и нек-рые внешнеполит. вопросы, связ. со стр-вом Китайско-Восточной железной дороги. Реально КСЖД стал высш. гос. органом по выработке правит. политики в отношении Сибири. Для решения законосовещат. вопросов практиковались совмест. заседания КСЖД и Департамента гос. экономии Гос. совета. Это ускоряло процесс разработки и принятия новых законов и распоряжений, касающихся стр-ва ж. д. и экон. развития Сибири. КСЖД организовал комплекс. науч. изучение Сибири, в частн. геол., геодез., гидрогр. экспедиции. Подготовит. комиссии рассматривали вопросы почвоведения и агрономии, мерзлотоведения, метеорологии, ихтиологии. По инициативе КСЖД проведена топогр. съемка местности, определены геол. условия стр-ва Сибирской ж. д., разведаны месторождения полез. ископаемых (угля, золота). Для формирования единой транспорт. сети по поручению КСЖД описаны реки, оз. Байкал и мор. путь к устьям Оби и Енисея. Высокую оценку получила экспозиция КСЖД на Всемирной выставке 1900 в Париже.
Исполнит. власти КСЖД не имел и осуществлял свои решения через мин-ва. 3 июня 1893 в составе Мин-ва путей сообщения было образовано упр-ние по сооружению Сибирской ж. д. (существовало до 1899, затем его функции переданы упр-нию по сооружению ж. д. этого мин-ва), а в Мин-ве внутр. дел создано Переселенческое управление. Для предварит. рассмотрения вопросов, вносимых в КСЖД, 4 марта 1893 создана Подготовительная комиссия из представителей заинтересов. ведомств, пред. к-рой стал управл. делами КСЖД А.Н. Куломзин. На заседания часто приглашались министры юстиции, имп. двора, иностр. дел, а также иркут., приамур. и степной генерал-губернаторы. Фактически КСЖД прекратил деят-ть 17 дек. 1903, когда состоялось последнее заседание. 15 дек. 1905 К. и состоящая при нем Подготовит. комиссия упразднены.
Лит.: Саблер С.В., Сосновский И.В. Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. СПб., 1903; Ремнев А.В. Комитет Сибирской железной дороги как орган регионального управления // Хозяйственное освоение Сибири: вопросы истории ХIХ – первой трети ХХ в. Томск, 1994; Он же. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX – начала XX вв. Омск, 1997; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801–1917 гг. СПб., 1998. Т. 1.
А.В. Ремнев, Л.Б. Ус