Красноярская железная дорога, составная часть Транссибирской магистрали. Осн. транзит. линия, связывающая зап. р-ны Сибири и Кузбасса с Вост. Сибирью и Д. Востоком. Эксплуатац. длина св. 3 тыс. км, в т. ч. имеется 1 250 двухпутных уч-ков. Дорога граничит с Западно-Сибирской (ст. Мариинск) и Восточно-Сибирской ж. д. (ст. Юрты и Тайшет). Упр-ние дороги находится в Красноярске.
Дорога проектировалась и строилась в составе Транссибирской магистрали. Регуляр. движение поездов между пос. Новониколаевск и Красноярском открылось в 1898, между Красноярском и Иркутском – в 1899 после завершения стр-ва ж.-д. моста через Енисей. В 1904–05 К. ж. д. обеспечивала воинские перевозки во время Русско-японской войны. Первая мировая война резко изменила условия работы сиб. ж. д., несмотря на их тыловой хар-р. Железнодорожный транспорт оказался чрезвыч. перегруженным. С янв. 1915 Транссиб разделен на Омскую, Томскую, Амурскую и Уссурийскую, Забайкальскую ж. д. К. ж. д. вошла в состав Томской, из к-рой в 1934 была выделена Вост.-Сибирская, а в 1936 – Красноярская в ее нынешних границах.
В годы Великой Отечественной войны К. ж. д., так же как и весь ж.-д. транспорт Сибири, испытывала значит. трудности, связ. с выполнением интенсив. воен. графика в условиях дефицита топлива, локомотивов, вагонов, специалистов. На фронт ушло ок. 18 тыс. краснояр. железнодорожников. Состав работников существенно обновился за счет женщин, к-рые освоили профессии машинистов, кондукторов, кочегаров, путевых обходчиков. Показательны итоги работы дороги в период войны. Техн. скорость по сравнению с 1937–38 возросла на 17 км/ч, среднесуточный пробег – на 72 км, простой вагонов на станции сократился на 2,4 ч. За годы войны краснояр. железнодорожники дали гос-ву 270 млн руб. доходов, свыше 30 млн руб. сверхплановой прибыли.
Наиб. высокими темпами К. ж. д. как транспорт. предприятие развивалась в послевоен. годы. Это обусловлено индустр. освоением тер. Сибири, значит. преобразованиями в ее экономике, к-рые потребовали расширения транспорт. связей. Весной 1949 началось стр-во южно-сиб. магистрали Новокузнецк–Абакан, в 1950 приступили к прокладке дороги на Абазу – круп. железорудное месторождение в Хакасии. В 1960-е гг. построены линии Ачинск–Лесосибирск, Красная Сопка–Кия–Шалтырь, Камышта–Саяно-Шушенская ГЭС. Для связи Красноярского кр. с Кузбассом, Ср. Азией, Казахстаном и Вост. Сибирью большое значение имело стр-во дороги Абакан–Тайшет, к-рое закончилось в 1965. На этом уч-ке сооружено 9 тоннелей общей протяж. 10 км, уложено свыше 2 млн куб. м балласта, построено 50 станций и разъездов. В 1970-е гг. введена в эксплуатацию линия Решоты–Карабула, к-рая имеет продолжение в р-н Богучанской ГЭС.
Выделение К. ж. д. в самостоят. предприятие способствовало успешному вводу в эксплуатацию новых линий. В наст. время коммерч. и грузовая работа осуществляется на 15 грузовых, 16 участковых, 3 сортиров., 167 промежут. станциях. Для пассажиров работают 158 станций, в т. ч. 17 вокзалов, среди них Красноярск-Главный, 3 вокзала 1-го класса (Ачинск, Абакан, Канск). На дороге 8 локомотив. и 6 вагонных депо. С 1977 действует многоступенчатая система обеспечения ритмичной и бесперебойной работы, позволяющая обеспечить надежное энергоснабжение, безопасность движения, сократить число сбоев в движении поездов и повреждений оборудования. К. ж. д. является испытат. полигоном для тех. и орг. решений в общей сети сиб. дорог.
Лит.: Зензинов Н.А. От Петербургмосковской до Байкало-Амурской магистрали. М., 1986; Калиничев В.П. Великий Сибирский путь: Историко-экополитический очерк. М., 1991; Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М., 1994.
А.И. Тимошенко