КРЕСТЬЯНСКИЙ ДВОР. 1. Термин, употребляемый как синоним понятия крестьянское хоз-во. 2. Усадебный комплекс жилых и хоз. построек, как правило, огороженных. В Сибири К. д. мог возникнуть как промысл. изба, зимовье, заимка и перерастал в однодворную деревню. В регионе встречались 2 вида дворов: крытый (жилая часть под единой крышей с хоз. постройками) и открытый (жилая часть расположена отдельно, замыкая К. д. по периметру). Жилая часть К. д. зависела от размера семьи, а хоз. часть – в первую очередь от кол-ва скота. Хоз. постройки предназначались для хранения продуктов, сена, инвентаря (клеть, чулан, амбар, погреб, сеновал, сарай, завозня); для содержания скота (хлев, конюшня, двор, стая, стайка); для проведения хоз. работ (особая изба, где стирали белье, чесали лен, шерсть и т. п.). Пожароопасные строения (баню, овин, гумно, кузницы) и мельницы выносили за пределы К. д. Выбор места, план усадьбы зависели от климатич. условий, наличия строит. материала, рельефа местности, этнокультур. традиций, соц.-экон. статуса хозяина, а также адм. требований. Так, крытые дворы для скота стали вводиться в Сибири циркулярами генерал-губернатора Е.П. Кашкина. Ранее скот содержался в открытых и полузакрытых дворах и «пригонах», а молодняк зимой – непосредственно в жилых избах. Уже в XVII в. администрация регламентирует стр-во: «всякому человеку поставить по избе, да по клети, да двор огородить». На раннем этапе К. д. размещались по сев. традиции – «гнездами». Стремление администрации внедрить линейный тип застройки встречало у крестьян упорное пассив. сопротивление. Было найдено компромис. решение – сквозной уличный заплот. В кон. XVIII в. «регулярный» тип застройки стал преобладающим в притрактовой зоне. Регламентирующая деят-ть мест. властей наиб. сильно сказывалась на устройстве усадеб приписных крестьян Колывано-Воскресенского горного окр.
С сер. XVIII в. осн. принципом орг-ции замкнутой усадьбы в лесостеп. полосе стало ее деление на 2 части: переднюю (чистую) и заднюю (с помещениями для скота). Такое деление, а также значит. распространение крытых и полуоткрытых дворов, непосредственно связанных с домом, являлось наиб. рациональным в сиб. условиях. Порайонная специфика в дворовом комплексе сиб. крестьян четко проявилась к сер. XIX в. В тундре и на севере тайги, где ведущую роль играли промыслы, мест. жители имели незначит. число хоз. построек (амбар, конура для собаки, «вешала» для сетей), преобладала свобод. планировка усадьбы. Наиб. развитыми крест. усадьбы оказались в земледельческой полосе (юг тайги, лесостепь). По мере освоения новых земель росло кол-во построек (от 1–2 до 5–7), определился их оптимал. набор (амбар, конюшня, хлев, стая, завозня, погреб, овин, баня). В Сибири известны все осн. способы взаимосвязи дома и хоз. построек: свободное, замкнутое, слитное расположение. На обшир. лесистых пространствах региона господствовала замкнутая усадьба. Дом обычно стоял у ее передней грани, а в селениях старообрядцев – нередко в глубине двора, чтобы «избежать мирского соблазна». Хоз. постройки располагались по периметру уч-ка. Свободная планировка дома и надворных строений наблюдалась в безлесных степях и тундре. Слитное расположение дома и хоз. двора встречалось в местностях с высоким снеж. покровом и частыми буранами.
Типичной для Сибири считается замкнутая застройка К. д. с вариантами усадьбы: 1) неразделенная, 2) двухчастная, 3) трехчастная. В 1-м случае постройки располагались по периметру двора. Дом и амбар занимали противоположные углы у передней грани усадьбы, помещения для скота находились в кон. участка. Площ. двухчастного двора четко делилась на ограду (передний, чистый двор) и пригон (задний, скотный двор). Поперек усадьбы ставили хоз. постройки и городьбу (прясло, дощатый забор) с воротами для перехода из одной части в другую. В ограде возводили жилые, а также предназначенные для хранения припасов и хоз. инвентаря постройки. В лесостеп. зоне пригон, как правило, находился сзади ограды. В сев. части лес. зоны использовался более совершенный вариант: пригон устраивали сбоку от ограды. Три параллельные ряда: хоз. строения чистого двора, дом, пригон около дома – формировали трехчастную усадьбу. В сев. таеж. зоне пригон был двухъярусный: внизу находились стайки для скота, наверху – сенник. В степ. части пригон стоял сбоку дома, а сзади к нему примыкала одноэтажная постройка – «задворье». В таеж. зоне Вост. Сибири встречались усадьбы более сложной застройки. В селениях на р. Ангаре вдоль улицы по одну сторону дома пристраивали 2 чистых двора (переднюю и заднюю ограду), по другую – пригон для скота; иногда рядом – 2 чистых двора и пригон. В деревнях по р. Илим рядом с домом устраивали 2 чистых двора, позади одного из них пригон. В кон. XIX – нач. ХХ в. в степ. р-нах Сибири у переселенцев из юж. губ. России и под их влиянием у старожилов распространяются хоз. постройки из плетня и глины. Дом и надвор. постройки возводились с помощью родственников, односельчан или наем. рабочих, но непременно под присмотром и при участии самого хозяина. Поэтому, несмотря на единообразие традиц. планов, каждая усадьба была индивидуальна.
С сер. ХХ в. на сел. усадьбах, наряду с традиц., появляются новые постройки: сараи, погреба, мастерские, летние кухни, гаражи. Сохраняется преемственность в способах застройки К. д. На месте амбара в совр. усадьбах строят гараж (обычно с погребом). Модернизация бани заключается в превращении ее в двухкамерную постройку, улучшении конструкции печи-«каменки», штукатурке и побелке стен, проведении водопровода и электричества. В летней кухне, как правило, примыкающей к бане, ставят небольшую рус. печь, плиту-подтопок или газовую плиту, размещают кухонную утварь, припасы. Перед помещениями для скота устраивают выгульную площадку – «денник». В связи с распространением в сел. местности домов гор. типа, а затем коттеджей сокращаются и ликвидируются надвор. постройки. В кон. ХХ – нач. XХI в. элементы традиц. усадеб. комплекса сохраняются преим. у лиц, имеющих личное приусадебное хозяйство.
Лит.: Крестьянство Сибири в эпоху капитализма. Новосибирск, 1983; Липинская В.А. Местные особенности традиционных поселений, жилища, хозяйственных строений и возможности их учета и использования в современном строительстве (по материалам Сибири) // Русские народные традиции и современность. М., 1995.
Т.С. Мамсик, О.Н. Шелегина