КРУГОБАЙКАЛЬСКИЙ ТРАКТ, связывает Иркутск с Забайкальской обл. Его сооружение стало насущно необходимым вследствие быстрого роста с 1760-х гг. оборотов Кяхтинской торговли (см. Торговля азиатская). Купцы столкнулись с невозможностью круглогодичного движения от Кяхты к Иркутску. Транспорт. сообщение через Байкал прекращалось на 2,5 мес. осенью и на 1,5 мес. весной; в остальное время при переправе через озеро часто происходили кораблекрушения.
С 1790-х гг. действовал Хамар-Дабанский тракт. От Иркутска он 93 версты следовал до юж. оконечности Байкала (с. Култук) и далее шел к Кяхте напрямую через Хамар-Дабанский хр. Однако перевозить грузы по этой дороге было трудно из-за крутизны горных перевалов. В след. десятилетия купцы предприняли попытки за счет частн. инициативы проложить более удачные маршруты через Хамар-Дабан (в частн., Игумновский тракт), однако и эти дороги не удовлетворяли транспорт. потребностей.
Поэтому в 1861 началось стр-во тракта от с. Култук до расположенного на вост. берегу Байкала Посольского мон-ря (ныне – Бабушкин). Дорога длиной 211 верст пролегала по юж. берегу Байкала и соединяла Култук с уже действующим трактом от Байкала до Кяхты. Путь в Кяхту через Верхнеудинск (ныне – Улан-Удэ) был более длинным, но более простым, чем путь через горы. В разные годы на стр-ве К. т. работало от 200 до 400 чел., включая ссыльных. Сооружение тракта, потребовавшее постройки почти 80 мостов и переправ, завершилось в 1867. На исходе XIX в. этот маршрут повторила Кругобайкальская ж. д.
Л.В. Кальмина, А.К. Кириллов