КУМАНДИНЦЫ

КУМАНДИНЦЫ (варианты самоназв. – тадар-кижи, тадарлар, куманды-кижи), тюрк. народ, проживающий в верх. и ср. течении р. Бия. В адм. отношении это тер. Красногорского и Солтонского р-нов Алтайского кр., Турочакского р-на Респ. Алтай и Таштагольского р-на Кемеровской обл. По итогам переписи 2002 К. насчитывается 2,9 тыс. чел., из них 1 522 проживают в городах (Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске, Таштаголе и др.). По данным переписей, числ. К. в 1897 – 4 092 чел., в 1926 – 6 334. В последующих переписях они не учитывались, т. к. не выделялись в самостоят. этнос, а считались алтайцами. В наст. время включены в число корен. малочисл. народов Севера и Единый перечень корен. малочисл. народов России. По предварит. данным переписи малочисл. народов РФ 1999, К. – 700 чел. По мнению самих носителей К. я., их ок. 2 тыс. Перепись 2002 фиксирует 3006 К. (в т. ч. в Респ. Алтай, Алтайском кр., Кемеровской обл. – 2 888). Владеют К. я. 1 044 чел.

Антропол. тип К., наряду с др. сев. этносами алтайцев (челканцами и тубаларами), выделяется в самостоят. сев.-алт. расово-систематическую ед., занимающую промежут. положение между урал. и южно-сиб. антропол. типами.

Принято выделять верх. (орё куманды) и ниж. (алтына куманды) К., проживающих соотв. в верх. и ниж. течении р. Бия. У К. зафиксированы следующие экзогамные родовые объединения (сеоки): куманды, со/солу, тастар, тоон, чабат/шабат, челей, чедыбер, калар, кузен, керсагал, тонгул, оре-куманды и алтна-куманды. Часть из названых сеоков встречаются также у шорцев, телеутов и тубаларов.

К. сформировались на основе длит. контактов др. самодийск., угорского, кетского населения и более поздних тюрк. групп. До офиц. вхождения в состав России К. являлись т. н. двоеданцами, платившими дань и рус. царю, и джунгар. правителям.

Традиц. религ. верования К. пронизаны различ. рода анимистич. представлениями, в рамках к-рых особо почитаются духи-хозяева воды (суг-эзи), огня (от эне), гор, тайги и пр. Развиты промысл. культы, связанные с испрашиванием благополуч. результата охоты у хозяев тайги (каным, шалыг), к-рым совершались бескровные жертвоприношения, в осн. брагой. Влияние скотовод. племен нашло отражение в культе коня и одном из его проявлений – жертвоприношении лошади духу-покровителю рода (тайэлга). Среди земледел. обрядов особое место занимает эротич. игра-обряд кочо-кан. Значит. место в религ. практике К. принадлежало шаману (кам) – посреднику в общении людей с духами и верховными божествами Ульгенем и Эрликом. С 1-й трети XIX в. К. обращены в православие. Однако христианство не вытеснило полностью языч. верования, к-рые дожили до наст. времени.

Основу хоз-ва К. составляла сезонная (зимняя) коллект. пешая охота на круп. и пушного зверя. Гл. средством передвижения по заснеженной тайге служили лыжи (шана), подбитые камусом. Существ. дополнением хоз-ва были мотыжное земледелие, практиковавшееся на небольших расчищенных от тайги вырубкой и огнем уч-ках, скот-во, представленное коневодством и разведением мелк. рог. скота, собирательство дикоросов и рыболовство. Во 2-й пол. XIX в. под влиянием рус. крестьян в хоз-ве К. происходят существ. изменения: начинают использоваться более совершенные с.-х. орудия, распространяются пашенное земледелие, молоч. жив-во, пасечное пчеловодство и др.

Традиц. поселения К. немногочисл., без четкой планировки, расположены длинной полосой вдоль рек. Жилища К. неск. типов: вр. промысл. шалаши; полуземлянки с плетеными или срубными стенами и 2-скатной крышей; небольшие срубные 4-стенные избы; саманные 4-стенные дома.

Муж. одежда К. состояла из белых холщовых рубах и штанов, поверх к-рых надевался распашной халат, подпоясывавшийся широким шерст. поясом (кур). В холодное время года К. надевали неск. теплых халатов или шубу из овечьих шкур. Голов. уборы – колпаки, мех. шапки, а с нач. XX в. – шляпы и фуражки. Обувью мужчинам служили кожаные сапоги с кожаным или холщовым голенищем. Жен. одежда представляла собой длинную холщовую рубаху и штаны, поверх к-рых надевались платья. Верх. одеждой служили теплые халаты, подпоясывавшиеся тонким шерст. поясом. Голова повязывалась матерч. платком. Обувь шилась из кожи (чарык), она закрывала только ступни женщины.

Традиц. утварь К. в осн. собств. изготовления. Это метал. котлы (казан) и сковороды, деревян. долбленые чаши (аяк) и корытца для рубки мяса, берест. цилиндрич. туеса, бондар. утварь, веялки (саргааш), камен. зернотерки (пасак) и ручные мельницы (колтербен) и др.

Пища К. в осн. мясная и растит.: мясные похлебки (урге, кочо), толокно из поджаренных зерен ячменя (талкан), кушанья из внутренностей домаш. и диких животных и др. Из напитков – чаи, заваренные на листьях диких растений, молоко, слабоалкогол. напитки по типу браги, молоч. водка (арака) и др.

Фольклор К. изучен плохо. Наиб. распростр. типами фольклор. произведений являлись в прошлом песен. четверостишья (такпак), различ. рода быт. и волшеб. сказки (чорчок), а также эпич. сказания (кай). Особое место в культуре К. занимали мастера, исполнявшие сказки и эпос (кайчи), и исполнители песен на муз. инструменте шор (шорчи).

Осн. содержание совр. этнич. процессов среди К. сводится к различ. рода проявлениям ассимиляции. Высокая доля (до 70 %) смешанных браков, в осн. с русскими. Кроме того, большое влияние на размывание культуры этноса оказывают язык. и культур. ассимиляция и урбанизация.

Лит.: Дыренкова Н.П. Охотничьи легенды кумандинцев // Сборник МАЭ. М.; Л., 1949. Т. 11; Потапов Л.П. Из этнической истории кумандинцев // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1968; Он же. Охотничий промысел алтайцев (отражение древнетюркской культуры в традиционном охотничьем промысле алтайцев). СПб., 2001; Сатлаев Ф.А. Кумандинцы: историко-этнографический очерк (XIX – первая четверть XX в.). Горно-Алтайск, 1974; Славнин В.Д. Погребальный обряд кумандинцев // Обряды народов Западной Сибири. Томск, 1990; Назаров И.И. Время и календарь в традиционной культуре кумандинцев // Сибирь. Центральная Азия и Дальний Восток: взаимодействие народов и культур. Вторые науч. чтения памяти Е.М. Залкинда: Матер. конф. Барнаул, 2005.

И.И. Назаров