КУРАЙСКИЙ ЭТАП ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРАЙСКИЙ ЭТАП ДРЕВНЕТЮРКСКОЙ КУЛЬТУРЫ, завершающий этап развития древнетюрк. археол. культуры, памятники к-рого принято относить к VIII–X вв. После крушения Второго Восточного Тюркского каганата в сер. VIII в. н.э. древ. тюрки лишились своей государственности. В ходе междоусоб. борьбы и восстания телесских племен была уничтожена тюрк. аристократия. Однако вост. тюрки не были истреблены и сохранили этнич. самобытность. Осн. компоненты древнетюрк. погребал. и поминал. обрядности, а также предметного комплекса претерпели опред. изменения. Памятники курайского этапа распространены на тер. Горн. Алтая, Тувы, Минусинской котловины и Монголии. Они представлены погребал. и поминал. комплексами. Погребал. обрядность вост. тюрок существенно не изменилась. Кок-тюрки хоронили умерших с верховыми лошадьми. Тело погребенного помещали на дне могилы или в подбое, в вытянутом положении, на спине, ориентировали головой на Ю-З, или на С. Вместе с погребенным на дно могил. ямы или на ее уступе клали тушу от 1 до 3 коней. Между погребенным и конем устанавливалась перегородка из камен. плит или деревян. плах. Мужчин хоронили с оружием и воинским снаряжением, женщин – с украшениями и быт. вещами. В могилы ставили метал. и керам. сосуды с заупокойной пищей и питьем. Поверх могил возводилась камен. насыпь. Помимо захоронений взрослых мужчин и женщин в сопровождении верховых коней встречаются жен. и дет. погребения с баранами и одиночные захоронения женщин, а также кенотафы. По сравнению с предшеств. катандинским этапом культуры наиб. заметные изменения произошли в поминал. обрядности. Поминал. комплексы курайского времени представляют собой квадрат. оградки из камен. плит и валунов, в центре к-рых в ямку устанавливался деревян. столб или камен. плита. Камен. плиты, или изваяния, изображающие и символизирующие умерших, в честь к-рых совершались поминки, устанавливали с вост. стороны от оградки. На площади оградок и вокруг них имеются следы поминал. тризны: остатки кострищ, обугленные кости животных, обломки керам. или метал. сосудов, а также отд. предметы, преподнесенные поминаемому. Оградки засыпали камнями. Поминки могли совершать неск. раз. Утратив свое полит. господство над др. кочевыми племенами, кок-тюрки перестали возводить поминал. мемориалы в честь представителей высш. знати. По-видимому, поминал. обряд утратил воинскую идеол. направленность, вернув первонач. значение культа предков. К курайскому этапу относятся нек-рые древнетюрк. наскал. рисунки, на к-рых изображены конные и пешие воины в доспехах и охотники, стреляющие в диких копыт. животных. Вероятно, к этому периоду должны относиться нек-рые рунич. надписи и тамговые знаки. Существ. изменения произошли в предметном комплексе древнетюрк. культуры. Кок-тюрки сохранили свои воен. силы и усовершенствовали вооружение. К этому времени относятся разные типы сложносоставных луков. Среди них были луки с одной парой срединных боковых накладок и луки с фронтальными плечевыми накладками. Значит. увеличилось типол. разнообразие желез. наконечников стрел, среди к-рых стало больше бронебойных форм. В ближнем бою воины могли атаковать противника копьями, палашами, боевыми топорами, защита состояла из щитов и ламеллярных панцирей. Опред. изменения произошли в облике воинского и конского снаряжения. К числу наиб. заметных относятся изменения в орнаментации предметов торевтики, к-рые стали украшаться растит., зоо-, орнито- и ихтиоморфной орнаментацией и религ. символикой (в частн., связанной с буддизмом и манихейством). Судя по ист. сведениям, в ходе кыргызско-уйгурской войны кок-тюрки выступили союзниками кыргызских каганов и приняли участие в разгроме Уйгурского каганата.

Лит.: Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981; Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. Л., 1984; Он же. Государства и культурогенез на территории Южной Сибири в эпоху раннего средневековья. Кемерово, 1994.

Ю.С. Худяков