КУРГАНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (КМЗ), ОАО. Ведущий в СССР–РФ завод по произв-ву боевых машин пехоты (БМП).
Толчком к созданию завода стал приказ № 2063 наркома тяж. машиностроения о стр-ве в Поволжье и Сибири ряда круп. машиностроит. предприятий. В их числе оказался и з-д тяжелых кранов в Кургане. Сооружение завода началось весной 1940, но из-за войны приостановилось и возобновилось лишь в 1947. В июле 1950 завод выпустил 1-ю продукцию – редуктор РМ-350. Осн. ассортимент продукции составляли крановые редукторы, крановые тележки и металлоконструкции для кранов, поставляемые моск. з-ду «Подъемник». Производилась также сборка собств. 5-тонных мостовых кранов. В 1954 завод был перепрофилирован на выпуск ср. артиллерийских тягачей. 25 июня 1954 Курганский з-д тяжелых кранов переименовали в Курганский машиностроительный з-д. В кон. 1954, задолго до завершения стр-ва, началось освоение выпуска «изделия 712» – ср. арт. тягача (АТС), спроектир. в Челябинске. В марте 1955 на вр. площадях сборочного цеха из деталей, произведенных на Челябинском трактор. з-де (ЧТЗ), собрали первые тягачи.
В мае 1959 сданы в эксплуатацию 1-я очередь гл. корпуса КМЗ, новый инструмент. и чугунолит. цеха, в 1961 – инж. корпус. В 1960 приступил к работе термический цех. В 1956 на КМЗ была разработана собств. модель арт. тягача – АТС-59 («изделие 650»). Его серийное произв-во началось в 1962. Позднее на базе «изделия 650» были разработаны машины: с установкой стрелы, с навигац. аппаратурой, с гусеницами с асфальтоходными башмаками, с многоместной герметизир. пластмассовой кабиной (позднее появилась модификация тягача с большой кабиной, лицензию на выпуск к-рого приобрела Польша). В 1962 вступила в строй 1-я очередь сборочного цеха в гл. корпусе, в 1963 – сталелитейный цех.
Со 2-й пол. 1960-х гг. КМЗ приступил к освоению нового вида бронетанковой техники – БМП. В 1967 БМП-1 поставили на серийное произв-во, и КМЗ стал ее основным производителем (корпуса и башни до нач. 1970-х гг. изготавливались на ЧТЗ). Для выпуска новой машины создали уник. бронекорпусное произв-во, разработали технологию штамповки и сварки узлов из алюминиевых сплавов, произвели реконструкцию практически всех цехов и произв-в. Постановка на серийное произв-во БМП-1 потребовала внедрения на КМЗ технологии литья из цвет. металлов. Для этой цели в 1973 построили цех гальванопокрытий, в 1983 – корпус спец. видов литья. БМП-1 выпускалась на КМЗ с 1966 до 1983 включительно и использовалась армиями мн. стран. В 1971 за орг-цию произв-ва БМП завод награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
С 1970-х гг. на КМЗ начинается разработка БМП-2, отличающейся от предыдущей наличием 30-мм пушки (вместо 73-мм орудия «Гром») и ПТУР 2-го поколения (вместо ПТУР «Малютка»). Серийный выпуск БМП-2 начался в 1983; машина заслужила высокую оценку во время войны в Афганистане.
В 1976 вышло правит. постановление, обязывающее КМЗ приступить к созданию БМП-3. Ее осн. разработчиком стало СКБ КМЗ. Важнейшее конструктор. достижение в БМП-3 – гидромех. трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота. Курган. конструкторы опередили зап. разработчиков на мн. годы. Серийное произв-во БМП-3 началось в 1987. В нач. перестройки КМЗ выпускал до 300 БМП в мес. Мн. машин отправлялось за границу. Большая группа специалистов завода работала в Индии. В 1992 пост. пр-ва ПО «Курганмашзавод» преобразовано в ОАО «Курганмашзавод».
Как и большинство предприятий ВПК, КМЗ пережил неск. этапов конверсии. Удачный контракт на поставку БМП-3 в ОАЭ, заключенный в 1991, спас завод от тяжелого кризиса, позволил сохранить науч.-тех. потенциал. Благодаря поступлению средств от продажи спецтехники началось освоение новых наукоемких изделий – лесопром. трелевочной машины МЛ-107 и гусеничного вездехода ТМ-120. За счет средств КМЗ его спец. КБ продолжает работу над модернизацией боевых машин пехоты. На базе БМП-3 создана бронир. ремонтно-эксплуатац. машина БРЭМ-Л.
ОАО «Курганмашзавод» продолжает удерживать лидирующие позиции в оборон. комплексе России. Предприятие имеет ряд экспорт. контрактов. Боевые машины пехоты поставляются в армии ОАЭ, Кувейта, Кипра, Алжира, Египта, Бангладеш, Анголы, Кореи, Финляндии и др. стран. Лицензионное произв-во БМП-2 организовано в Словакии и Индии. Кроме изготовления серийной техники КМЗ осуществляет разработку концепции и конструкции новых модификаций машин, поставку зап. частей, вспомогат. и учеб. оборудования, обучение персонала, гарантийное и сервис. обслуживание, модернизацию и ремонт разного уровня. ОАО «Курганмашзавод» активно участвует в междунар. выставках вооружений. Во Франции, Испании и США заводу вручались награды за высокое качество продукции.
Лит.: История Курганской области. Курган, 1996. Т. 2; Васильева А.М. Забытый Курган. Курган, 1997; Бубнов В.А. Развитие машиностроения в Зауралье. Курган, 2000.
А.Д. Бирюков